Образовательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Образовательное право: аспекты, функции…………………………….5
2. Источники и принципы образовательного права……………………....10
2.1 Источники образовательного права……………………………………10
2.2 Принципы образовательного права……………………………………15
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

образовательное право (готов).doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)


Болотнинский педагогический колледж в г. Болотном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по учебной дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности на тему: «Образовательное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила студентка

Лунина О.П.

Проверил преподаватель

Черняева Л.А.

Дата проверки_________

                                                                                         Оценка ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

БОЛОТНОЕ

2013 г

 

содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Образовательное право: аспекты,  функции…………………………….5

2. Источники и принципы образовательного права……………………....10

2.1 Источники образовательного  права……………………………………10

2.2 Принципы образовательного  права……………………………………15

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………….20

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование. Адаптации российского образования к принципиально новым условиям жизни способствовало разработанное и принятое за последние десять лет законодательство об образовании. За это время появилось множество образовательных учреждений, развился негосударственный сектор, утвердилась автономия высших учебных заведений, сформировались функционирующие государственно-общественные формы управления.

В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.

Изучая ситуацию в  сфере образования, можно отметить, что в последние годы появились  некоторые обнадеживающие тенденции  в развитии образования в России, которые носят, однако, достаточно противоречивый характер. С одной стороны, можно отметить, что начиная с 1999 года наблюдается некоторый рост расходов на образование в бюджетах всех уровней; с другой - российскую общественность не может не беспокоить состояние экономики образования в целом, обострение проблем в ее правовом регулировании, противоречие реальной практики действующему законодательству.

Все это происходит в  обстановке отсутствия единого взгляда  на роль и значение образовательного права в регулировании реально существующих образовательных отношений. Как верно отмечает один из ведущих ученых в области образовательного права профессор В. М. Сырых, тезис об образовательном законодательстве как самостоятельной отрасли права не является общепризнанным в юридической литературе. Значительная часть российских правоведов по традиции, идущей еще от советских времен, рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права - собственного оригинального предмета и метода правового регулирования.

Актуальность темы контрольной  работы в том, что в настоящее  время образовательное право  следует признать отраслью права. Объективный ход развития современной системы права Российской Федерации привел к появлению образовательного права в качестве новой отрасли права. Особому предмету этой отрасли, наличие которого доказано предшествующим изложением, соответствуют и юридические признаки отрасли, о чем идет речь в контрольной работе.

Цель  данной работы – изучить образовательное право как отрасль права.

 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

 

· рассмотреть аспекты, функции образовательного права;

 

· охарактеризовать источники  образовательного права;

 

· изучить принципы образовательного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Образовательное  право: аспекты, функции

 

Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательное право - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм в сфере образовании.

Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется. В учебных планах педагогических и юридических вузов, институтов и факультетов повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования все чаще отводится место учебной дисциплине «Образовательное право», соответствующего государственного образовательного стандарта.

 

В самом общем плане  можно выделить следующие основные значения данного термина:

а) образовательное право  как комплексная отрасль права;

 

б) образовательное право как  нормативно-правовой массив (образовательное  законодательство);

в) образовательное право как элемент системы конституционных прав и свобод, в том числе как элемент системы международных стандартов прав и свобод («право на образование»);

г) образовательное право как  элемент образовательных прав участников образовательных отношений;

д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;

е) образовательное право как  актуальное направление теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических  научных исследований;

ж) образовательное право как  элемент (сторона) системы образования  в целом.

Образовательное право как комплексная отрасль права. В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников является то, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений – главные критерии отраслевой дифференциации. Представленная структура отношений в сфере образования и дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права.

Образовательное право как синоним образовательного законодательства. Известно, что термин «законодательство» может применяться как в «узком», так и в «широком» смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России - федеральных законов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативно-правовых актов).

Термин «образовательное право», употребляемый  в ином значении, чем обозначение  комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина  «образовательное законодательство»  именно в широком его толковании. Именно в этом значении он будет использоваться и в дальнейшем изложении материала настоящего пособия. Следует лишь уточнить, что локальные нормативно-правовые акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не следует, думается, включать в понятие законодательства (в широком смысле). В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив».

Образовательное право как элемент  права на образование. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) как элемент системы прав и свобод человека, непосредственно проявляется в реальной образовательно-правовой практике в виде вполне конкретного юридического субъективного права как мера дозволенности (возможности) действия участников образовательных отношений по удовлетворению ими в рамках действующего законодательства своих образовательных потребностей, обеспечению и защите соответствующих законных интересов. В этом плане понятия «образовательное право» и «субъективное юридическое право» (как элемент содержания образовательного правоотношения) являются однопорядковыми и совпадают по своему содержанию.

Нужно заметить, что дисциплина «Образовательное право» начинает сегодня постепенно вводиться в учебные планы  подготовки педагогических работников, а также в университетские учебные планы, что совершенно оправдано и своевременно в условиях модернизации современного российского образования.

Образовательное право как направление  научных исследований. Начиная со второй половины 1990-х годов прошлого столетия в теоретико-правовой, социолого-правовой и отраслевых юридических науках развернулись активные исследования в области образовательного права. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных центрах правовой науки проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, научные семинары, «круглые столы» по самым различным теоретическим и практическим аспектам образовательного права. При Министерстве образования и науки Российской Федерации создан Федеральный Центр образовательного законодательства, являющийся сегодня крупным и авторитетным исследовательским и издательским центром, аккумулирующим самые последние достижения правовой и педагогической наук в области образовательного права. Развивается в последние годы «образовательно-правовая компаративистика», что особенно важно в контексте вступления России в европейское образовательное пространство («болонский процесс»). В ряде вузов страны, и не только педагогических, началась целенаправленная подготовка специалистов в области образовательного права посредством создания соответствующих отделений и институтов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь). Открываются кафедры образовательного права (Москва, Екатеринбург), готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации по образовательно-правовой проблематике. Вопросы образовательного права становятся предметом пристального интереса со стороны уже не только вузовской и академической научной общественности, но и органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, в Уральском федеральном округе активно предпринимаются научные и организационные меры по повышению эффективности регионального образовательного законодательства, прошли три большие научно-практические конференции в гг. Екатеринбурге и Тюмени с участием представителей – правовой, педагогической, социологической наук, системы образования субъектов РФ, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачи законодательства Российской Федерации в области образования представлены в ст. 4 Закона 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"

Задачами законодательства Российской Федерации в области  образования являются:

1) разграничение компетенции  в области образования между  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

2) обеспечение и защита конституционного  права граждан Российской Федерации  на образование;

3) создание правовых гарантий  для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности  физических и юридических лиц  в области образования, а также  правовое регулирование их отношений  в данной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники  и принципы образовательного  права

 

2.1 Источники  образовательного права

 

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования  отношений в области образования.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

 

При разработке собственных  норм государства ориентируются  не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных  из них насчитывается более тридцати.

1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

 

1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией  в области образования (Ст.1)

 

1989 Конвенция о правах ребенка  Article 28 (Статья 28)

 

другие международные документы

 

Федеральное законодательство об образовании

 

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях  образования, устанавливающие нормативную  основу деятельности образовательных  учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)

 

Кроме базовых законов, выделяются:

 

- профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны  функционирования системы образования  (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ  «Об утверждении Федеральной  программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

Информация о работе Образовательное право