Тема: Образовательный процесс
как система. Составные части
образовательного процесса.
Образовательный процесс
Целенаправленный целостный процесс
воспитания и обучения, педагогически
спланированное и реализуемое единство
целей, ценностей, содержания, технологий,
организационных форм, диагностических
процедур и др.
Главная цель образовательного процесса
Формирование образованности учащихся,
просвещенности в тесной связи с
общим педагогическим совершенствованием
личности, воспитанностью и развитостью.
Недостатки в любой из этих составляющих
приводят процесс образования к
педагогической неполноценности.
Закономерности педагогического
процесса
1. Закон социальной обусловленности
целей, содержания и методов
педагогического процесса. Он
раскрывает объективный процесс
определяющего влияния общественных
отношений, социального строя
на формирование всех элементов
воспитания и обучения. Речь
идет о том, чтобы, используя
данный закон, полно и оптимально
перевести социальный заказ на
уровень педагогических средств
и методов.
2. Закон взаимообусловленности
обучения, воспитания и деятельности
учащихся. Он раскрывает соотношение
между педагогическим руководством
и развитием собственной активности
обучающихся, между способами
организации обучения и его
результатами.
3. Закон целостности и единства
педагогического процесса. Он
раскрывает соотношение части
и целого в педагогическом
процессе, обусловливает необходимость
единства рационального, эмоционального,
сообщающего и поискового, содержательного,
операционного и мотивационного
компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи
теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического
процесса. Величина всех последующих
изменений зависит от величины
изменений на предыдущем этапе.
Это значит, что педагогический
процесс, как развивающееся взаимодействие
между педагогом и воспитываемым
имеет постепенный характер. Чем
выше промежуточные движения,
тем весомее конечный результат:
ученик, имеющий более высокие
промежуточные результаты, имеет
и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности
в педагогическом процессе. Темпы
и достигнутый уровень развития
личности зависят от: 1) наследственности;
2) воспитательной и учебной
среды; 3) применяемых средств
и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления
учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия
зависит от:
1) интенсивности обратных связей
между воспитуемым и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности
корректирующих воздействий на
воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования.
Продуктивность педагогического
процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов
(мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и
своевременности внешних (общественных,
моральных, материальных и других)
стимулов.
Образовательный процесс как совместная
деятельность педагога и обучающегося
Основные условия эффективности
образовательного процесса
1. Подчинение достижению цели
образования всей системы образовательного
учреждения: целенаправленность,
целевая деятельность, целевое
управление, ориентированное на
требуемый результат, обеспечивающее
его достижение.
2. Обеспечение педагогической
целостности процесса: включение
всех направлений педагогической
работы – учебно—педагогической,
воспитательно—педагогической, развивающе—педагоги—ческой.
3. Осуществление научно обоснованной
педагогической декомпозиции общей
цели и наметка конкретных
задач, вытекающих из квалификационных
требований к выпускнику: выстраивание
компонентов системности процесса,
таких как содержание, время,
формы, условия, технологии, методы,
контроль, оценка, коррекция и
др.
4. Ориентация на обучающихся:
образовательное учреждение создается
и функционирует для тех, кто
в нем учится.
5. Помощь ученику в формировании
себя как личности: воплощение
цели формирования личности в
концепции учреждения образования,
уставе, программах и ином,
а также в личной концепции
каждого педагога.
6. Максимально доступная интенсификация
учения: обеспечение стиля и
атмосферы в образовательном
учреждении, при котором у учеников
возникает желание учиться.
7. Гуманизация и демократизация
процесса, использование современных
психолого—педагогических технологий.
8. Постоянный контроль, оценка,
коррекция результатов по критериям
целей и задач.
9. Осуществление образовательного
процесса преподавателями—профессионалами;
повышение педагогического профессионализма
учительского и научно—педагогического
состава.
Цикличность
Это совокупность определенных актов
образовательного процесса. Основные
показатели каждого цикла: цели(глобальные
и предметные), средства и результат
(связан с уровнем освоения учебного
материала, степенью воспитанности
учащихся).
Циклы образовательного процесса
Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся
основной идеи и практической значимости
изучаемого материала, и освоение путей
воспроизведения изучаемых знаний и метода
их использования на практике.
Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение
изученных знаний и их явное осознание.
Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий,
использование изученного в жизненной
практике.
Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих
циклов с помощью контроля и самоконтроля.
Заключение
1. Одним из двух главных
процессов, составляющих целостный
педагогический процесс, является
процесс обучения (учебный процесс).
2. Современная дидактика подчеркивает,
что задачи учебного процесса
нельзя сводить лишь к формированию
знаний, умений и навыков. Обучение
комплексно влияет на личность,
несмотря на то что образовательная
функция более всего специфична
для этого процесса. Заметим,
что грани между образованием,
воспитанием и развитием в
их узком смысле весьма относительны
и некоторые аспекты их взаимно
перекрещиваются.
3. Все функции обучения нельзя
представлять себе как параллельно
осуществляемые, неперекрещивающиеся
линии в потоке влияний учебного
процесса. Все они находятся
в сложно переплетающихся связях:
одна предшествует другой, является
ее причиной, другая является
ее следствием, но и одновременно
условием активизации первопричины.
4. Основные функции обучения
реализуются на практике, во-первых,
комплексом задач урока, включающих
в себя задачи образования,
воспитания и развития школьников;
во-вторых, таким содержанием
деятельности учителя и школьников,
которое бы обеспечило реализацию
всех трех видов задач с
учетом того, что на каждом
этапе урока какие-то из них
будут решаться в большей или
меньшей степени; в-третьих, единство
этих функций осуществляются
сочетанием разнообразных методов,
форм и средств обучения; в-четвертых,
в процессе контроля и самоконтроля
за ходом обучения и при
анализе его результатов одновременно
оценивается ход осуществляется
всех функций, а не одной
из них.
5. Аналогично функциям элементы
учебного процесса надо рассматривать
в закономерной взаимосвязи. Цель
обучения определяет его содержание.
Цель и содержание обучения
требуют определенных методов,
средств и форм стимулирования
и организации обучения. По
ходу обучения необходим текущий
контроль и регулирование процесса.
Наконец, все компоненты процесса
обучения в своей совокупности
обеспечивают определенный результат.
6. В зависимости от специфики задач
обучения, возможностей учеников, уровня
их отношения к учению те или иные компоненты
процесса будут применяться в большей
или меньшей степени, а порой и вообще
отсутствовать. Таким образом, необходимо
творчески подходить к проектированию
процесса обучения, не допускать шаблонного,
независимо от конкретной ситуации, их
применения.