Образовательный процесс как система. Составные части образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:58, творческая работа

Описание работы

Презентация на тему образовательный процесс.

Файлы: 1 файл

Образовательный процесс.ppt

— 2.89 Мб (Скачать файл)

Тема: Образовательный процесс  как система. Составные части  образовательного процесса.

Образовательный процесс

 

Целенаправленный целостный процесс  воспитания и обучения, педагогически  спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических  процедур и др.

Главная цель образовательного процесса

 

Формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с  общим педагогическим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Недостатки в любой из этих составляющих приводят процесс образования к  педагогической неполноценности.

Закономерности педагогического  процесса

 

1. Закон социальной обусловленности  целей, содержания и методов  педагогического процесса. Он  раскрывает объективный процесс  определяющего влияния общественных  отношений, социального строя  на формирование всех элементов  воспитания и обучения. Речь  идет о том, чтобы, используя  данный закон, полно и оптимально  перевести социальный заказ на  уровень педагогических средств  и методов.

2. Закон взаимообусловленности  обучения, воспитания и деятельности  учащихся. Он раскрывает соотношение  между педагогическим руководством  и развитием собственной активности  обучающихся, между способами  организации обучения и его  результатами. 

3. Закон целостности и единства  педагогического процесса. Он  раскрывает соотношение части  и целого в педагогическом  процессе, обусловливает необходимость  единства рационального, эмоционального,  сообщающего и поискового, содержательного,  операционного и мотивационного  компонентов в обучении. 

4. Закон единства и взаимосвязи  теории и практики.

 

5. Закономерность динамики педагогического  процесса. Величина всех последующих  изменений зависит от величины  изменений на предыдущем этапе.  Это значит, что педагогический  процесс, как развивающееся взаимодействие  между педагогом и воспитываемым  имеет постепенный характер. Чем  выше промежуточные движения,  тем весомее конечный результат:  ученик, имеющий более высокие  промежуточные результаты, имеет  и более высокие общие достижения.

6. Закономерность развития личности  в педагогическом процессе. Темпы  и достигнутый уровень развития  личности зависят от: 1) наследственности;  2) воспитательной и учебной  среды; 3) применяемых средств  и способов педагогического воздействия.

7. Закономерность управления  учебно-воспитательным процессом. 

Эффективность педагогического воздействия  зависит от:

1) интенсивности обратных связей  между воспитуемым и педагогами;

2) величины, характера и обоснованности  корректирующих воздействий на

воспитуемых.

8. Закономерность стимулирования.  Продуктивность педагогического  процесса зависит от:

1) действия внутренних стимулов  (мотивов) педагогической деятельности;

2) интенсивности, характера и  своевременности внешних (общественных,

моральных, материальных и других) стимулов.

Образовательный процесс как совместная деятельность педагога и обучающегося

Основные условия эффективности 
образовательного процесса

 

1. Подчинение достижению цели  образования всей системы образовательного  учреждения: целенаправленность,  целевая деятельность, целевое  управление, ориентированное на  требуемый результат, обеспечивающее  его достижение.

2. Обеспечение педагогической  целостности процесса: включение  всех направлений педагогической  работы – учебно—педагогической,  воспитательно—педагогической, развивающе—педагоги—ческой.

3. Осуществление научно обоснованной  педагогической декомпозиции общей  цели и наметка конкретных  задач, вытекающих из квалификационных  требований к выпускнику: выстраивание  компонентов системности процесса,  таких как содержание, время,  формы, условия, технологии, методы,  контроль, оценка, коррекция и  др.

 

 

4. Ориентация на обучающихся:  образовательное учреждение создается  и функционирует для тех, кто  в нем учится.

5. Помощь ученику в формировании  себя как личности: воплощение  цели формирования личности в  концепции учреждения образования,  уставе, программах и ином,  а также в личной концепции  каждого педагога.

6. Максимально доступная интенсификация  учения: обеспечение стиля и  атмосферы в образовательном  учреждении, при котором у учеников  возникает желание учиться.

7. Гуманизация и демократизация  процесса, использование современных  психолого—педагогических технологий.

8. Постоянный контроль, оценка,  коррекция результатов по критериям  целей и задач.

9. Осуществление образовательного  процесса преподавателями—профессионалами;  повышение педагогического профессионализма  учительского и научно—педагогического  состава.

Цикличность

 

Это совокупность определенных актов  образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели(глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности  учащихся).

Циклы образовательного процесса

 

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Заключение

 

1. Одним из двух главных  процессов, составляющих целостный  педагогический процесс, является  процесс обучения (учебный процесс).

2. Современная дидактика подчеркивает,  что задачи учебного процесса  нельзя сводить лишь к формированию  знаний, умений и навыков. Обучение  комплексно влияет на личность,  несмотря на то что образовательная  функция более всего специфична  для этого процесса. Заметим,  что грани между образованием,  воспитанием и развитием в  их узком смысле весьма относительны  и некоторые аспекты их взаимно  перекрещиваются.

3. Все функции обучения нельзя  представлять себе как параллельно  осуществляемые, неперекрещивающиеся  линии в потоке влияний учебного  процесса. Все они находятся  в сложно переплетающихся связях:  одна предшествует другой, является  ее причиной, другая является  ее следствием, но и одновременно  условием активизации первопричины. 

4. Основные функции обучения  реализуются на практике, во-первых,  комплексом задач урока, включающих  в себя задачи образования,  воспитания и развития школьников;  во-вторых, таким содержанием  деятельности учителя и школьников,  которое бы обеспечило реализацию  всех трех видов задач с  учетом того, что на каждом  этапе урока какие-то из них  будут решаться в большей или  меньшей степени; в-третьих, единство  этих функций осуществляются  сочетанием разнообразных методов,  форм и средств обучения; в-четвертых,  в процессе контроля и самоконтроля  за ходом обучения и при  анализе его результатов одновременно  оценивается ход осуществляется  всех функций, а не одной  из них.

5. Аналогично функциям элементы  учебного процесса надо рассматривать  в закономерной взаимосвязи. Цель  обучения определяет его содержание.  Цель и содержание обучения  требуют определенных методов,  средств и форм стимулирования  и организации обучения. По  ходу обучения необходим текущий  контроль и регулирование процесса.  Наконец, все компоненты процесса  обучения в своей совокупности  обеспечивают определенный результат.

 6. В зависимости от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать. Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса обучения, не допускать шаблонного, независимо от конкретной ситуации, их применения.


Информация о работе Образовательный процесс как система. Составные части образовательного процесса