Общая характеристика методов обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Метод обучения - это способ способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач). Методы бывают:
словесные (источником знания явл. устное или печатное слово;
наглядные (ист. знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Файлы: 1 файл

виды воспитания.docx

— 17.30 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика методов обучения и воспитания.

На заре человечества

Метод обучения - это способ способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач). Методы бывают:

словесные (источником знания явл. устное или печатное слово;

наглядные (ист. знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы: рассказ (устное повествовательное изложение содержания учебного материала; рассказ должен: содержать только достоверные факты, включать достаточное кол-во ярких, и убедительных примеров, фактов, доказывающах правильность выдвигаемых положений);

объяснение (монологическая форма изложения; требует: точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного  раскрытия причинно-следственных связей, аргументации, доказательств; испольщования сравнения, сопоставления, аналогии; привлечение ярких примеров, безукоризненной логики изложения).

беседа (диалогический метод обучения, при  котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы  вопросов подводит учеников к пониманию  нового материала или проверяет  усвоение ими уже изученного) беседы бавают: вводные (вступительные, организующие); беседы-сообщения (выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические)); синтезирующие, систематизирующие (закрепляющие); также индивидуальные или фронтальные (с классом); собеседование.

учебная дискуссия (для нее необходима обстоятельная  предварительная подготовка учащихся как в содержательном так и в формальном плане, и наличие как минимум двух разных точек зрения).

лекция (монологический способ изложения, используется чаще в старших классах и занимает весь урок).

работа  с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование (изложение), рецензирование (отзыв), составление справки, составление тематического тезауруса (упорядочение базового комплекса понятий по разделу, теме).

Наглядные методы:  метод иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей).

 метод  демонстрации (демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов,  диафильмов)

 Персональный  компьютер - одно из наглядных  стредств. Условия эффективности применения наглядности: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе показа; четко выделять главное, существенное.

Практические методы: по степени самостоятельности воспроизводящие и тренировочные (применение знаний в новых условиях). Если ученик проговаривает - комментированные. устные упражнения (разв. логич. мышление, память)

письменные  упр. (закрепление знаний, выработка  умений их применения)

графические упр. (схемы, чертежи, графики)

учебно-трудовые упр.

 Лабораторные  работы, практические работы.

Метод воспитания: модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Методы  воспитания: метод организации воспитывающей  среды;

 метод  организации воспитывающей деятельности, т.е. взаимодействие детей со  средой; метод организации осмысления  ребенком разворачивающейся перед  ним жизни.

 Методы  носят факторный характер - обладают  силой объективного, неотвратимого  влияния на подрастающую личность.

 

 

 

 

 

 

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям.

Наиболее  обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 165.

 

 

 

Уже в период средневековья  сформировалась теория авторитарного  воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.


Информация о работе Общая характеристика методов обучения и воспитания