Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:20, реферат
Метод обучения - это способ способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач). Методы бывают:
словесные (источником знания явл. устное или печатное слово;
наглядные (ист. знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Общая характеристика методов обучения и воспитания.
На заре человечества
Метод обучения - это способ способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач). Методы бывают:
словесные (источником знания явл. устное или печатное слово;
наглядные (ист. знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы: рассказ (устное повествовательное изложение содержания учебного материала; рассказ должен: содержать только достоверные факты, включать достаточное кол-во ярких, и убедительных примеров, фактов, доказывающах правильность выдвигаемых положений);
объяснение
(монологическая форма изложения; требует:
точного и четкого
беседа
(диалогический метод обучения, при
котором учитель путем
учебная дискуссия (для нее необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном так и в формальном плане, и наличие как минимум двух разных точек зрения).
лекция (монологический способ изложения, используется чаще в старших классах и занимает весь урок).
работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование (изложение), рецензирование (отзыв), составление справки, составление тематического тезауруса (упорядочение базового комплекса понятий по разделу, теме).
Наглядные методы: метод иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей).
метод
демонстрации (демонстрация приборов,
опытов, технических установок,
Персональный компьютер - одно из наглядных стредств. Условия эффективности применения наглядности: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе показа; четко выделять главное, существенное.
Практические методы: по степени самостоятельности воспроизводящие и тренировочные (применение знаний в новых условиях). Если ученик проговаривает - комментированные. устные упражнения (разв. логич. мышление, память)
письменные упр. (закрепление знаний, выработка умений их применения)
графические упр. (схемы, чертежи, графики)
учебно-трудовые упр.
Лабораторные работы, практические работы.
Метод воспитания: модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.
Методы
воспитания: метод организации
метод
организации воспитывающей
Методы
носят факторный характер - обладают
силой объективного, неотвратимого
влияния на подрастающую
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям.
Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.
1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 165.
Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
Информация о работе Общая характеристика методов обучения и воспитания