Государственное
автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Карасукский педагогический
колледж»
Контрольная работа
Тема: «Общая характеристика
образовательного права»
по правовому обеспечению
профессиональной деятельности
студентки 601 группы ОЗО
Нагоричной В. И.
Преподаватель: Педченко Л. И.
Оценка:
2013 г.
Содержание:
- Введение. Место норм, регулирующих отношения в сфере образования, в системе российского права.
- Предмет и метод образовательного права.
- Система и принципы образовательного права.
- Источники образовательного права.
- Используемая литература.
1. Введение. Место норм, регулирующих
отношения в сфере образования, в системе
российского права.
Можно ли рассматривать образовательное
право как отрасль российского
права? Мнения специалистов по данному
вопросу расходятся. Все сформулированные
точки зрения можно свести к двум
основным концепциям. Согласно первой,
образовательное право представляет
собой отрасль права (если не основную,
то комплексную). Ее сторонники предпринимают
попытки определить предмет и
метод этой отрасли, показать ее специфику.
Вторая концепция признает образовательное
право отраслью законодательства («нормативным
массивом»). Нетрудно заметить, что, несмотря
на кажущиеся различия, эти две
концепции довольно близки по содержанию,
если рассуждать с позиции соотношения
системы права и системы законодательства.
Некоторые ученые полагают, что отрасль
законодательства и комплексная
отрасль права являются понятиями
если не равнозначными, то весьма близкими.
Для того, чтобы сформулировать
свое мнение по вопросу о сущности образовательного
права, о месте в системе права норм, которые
регулируют отношения в области образования,
предпримем попытку определить, что представляет
собой комплексная отрасль права и как
она соотносится с отраслью законодательства.
Исходя из названия, указанная
группа норм регулирует отношения, связанные
с образованием, поэтому прежде всего
необходимо определить, что собой представляет
образование. Его определение дается в
преамбуле Закона РФ «Об образовании».
Под образованием понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов). Таким образом, образование –
это процесс, который отвечает следующим
признакам:
целенаправленность;
организованность и управляемость;
завершенность и соответствие
требованиям качества.
Логично предположить,
что складывающиеся в этой
сфере общественные отношения
сложны и многообразны, поэтому
должны регулироваться правовыми
нормами, различными по отраслевой
принадлежности, по функциям.
Образовательное право входит
в крупный межотраслевой массив, который
предлагается именовать гуманитарным
(Ю.А. Тихомиров), или социальным (А.В. Мицкевич)
правом, «для которого характерно обеспечение
интересов человека и социальных общностей
как за счет их собственной правореализации,
так и путем обеспечивающей деятельности
государства и общественных институтов».
Можно ли рассматривать
образовательное право как отрасль
законодательства? Отрасли законодательства,
в отличие от отраслей права,
не характеризуются однородным
предметом правового регулирования,
поскольку формируются из правовых
норм различных отраслей права.
Согласно традиционной точке
зрения, законодательство является
формой выражения и существования
правовых норм, поэтому систему
законодательства нельзя противопоставлять
системе права.
2. Предмет и метод образовательного права.
Признавая образовательное
право комплексной отраслью права,
необходимо проанализировать специфику
тех отношений, которые оно регулирует,
и способов воздействия на них, т.
е. предмета и метода отрасли. Предмет
комплексной отрасли права не
является однородным (впрочем, то же можно
сказать и о предмете многих самостоятельных
отраслей).
В нем можно выделить
следующие основные группы общественных
отношений:
1) отношения между органами
государственной власти и образовательными
учреждениями по поводу управления
образованием (лицензирования их
деятельности, аттестации и аккредитации
и т. д.). Эти отношения регулируются
нормами административного права;
2) отношения по финансовому
обеспечению деятельности образовательных
учреждений ( в том числе – по бюджетному
финансированию), которые регулируются
нормами финансового права;
3) отношения, связанные
с созданием образовательных
учреждений, их реорганизацией и
ликвидацией. Они регулируются
нормами гражданского права;
4) отношения между образовательным
учреждением и преподавателями,
регулируемые нормами трудового
права. Принцип единства и дифференциации
правового регулирования труда
проявляется в этой сфере таким
образом, что помимо общих правил,
регулирующих труд всех работников,
устанавливаются специальные правила,
позволяющие учесть особенности
труда отдельных категорий работников.
Работники образовательных учреждений
могут быть поделены на следующие
группы: профессорско-преподавательский
(педагогический ) состав, учебно-вспомогательный
персонал (методисты, лаборанты) и технический
персонал (уборщицы, рабочие). Специальные
правила регулирования трудовых отношений
установлены только для преподавателей
образовательных учреждений, поскольку
они осуществляют воспитательные функции,
основные функции образовательного учреждения.
Например, для них установлены дополнительные
основания увольнения, льготы в области
режима труда и отдыха и т. д. Остальные
две категории работников образовательных
учреждений подчиняются общим правилам
регулирования трудовых отношений.
5) отношения между образовательным
учреждением и обучающимися (их
законными представителями) по
поводу поступления, приема в
образовательные учреждения, организации
учебного процесса, аттестации и
т. д. В этом блоке можно
увидеть внутреннее деление. Например,
некоторым категориям граждан
предоставляются льготы при поступлении
в учреждения профессионального
образования (инвалидам, детям,
оставшимся без попечения родителей
и др.), предоставляются социальные
стипендии. Таким отношения включаются
в предмет права социального обеспечения.
Получили большое распространение отношения
по возмездному оказанию образовательных
услуг, которые регулируются нормами гражданского
права.
В эту группу отношений
можно включить и собственно
педагогические, которые составляют ядро
предмета правового регулирования образовательного
права.
Главной целью образовательного
процесса является достижение
обучающимся заданного уровня
образования, повышение его культуры,
подготовка к определенной профессиональной
деятельности. Поэтому основным
субъектом образовательного права
является именно обучающийся. По
нашему мнению, это обстоятельство в какой-то
степени влияет на выбор способов и приемов
правового регулирования. В первую очередь
речь идет о стимулировании. Оно может
осуществляться как позитивными, так и
негативными методами. Позитивным стимулированием
служит поощрение обучающихся за достижение
высоких результатов в учебной, научной
и общественной деятельности. Поощрение
применяется и к другим субъектам образовательного
права, в частности, педагогам. Например,
ежегодно проводятся конкурсы на звание
«Лучший учитель года», существуют конкурсы
грантов на поддержку тех или иных проектов
в области образования, науки и культуры
и т. д. Негативное стимулирование достигается
за счет привлечения к ответственности
обучающихся и преподавателей. Важно учитывать,
что к обучающимся не обязательно применяются
меры дисциплинарной ответственности.
Достаточно эффективными могут быть и
меры морального воздействия, применяя
которые, педагог не должен нарушать право
обучающегося на достоинство личности,
неприкосновенность. В данном случае происходит
взаимодействие, взаимное усиление правовых
норм и норм профессиональной педагогической
этики.
3. Система и принципы образовательного
права.
Систему отрасли права
образуют подотрасли (в наиболее крупных
отраслях, таких, как гражданское, конституционное
и др.); правовые институты, которые представляют
собой группы правовых норм, регулирующих
определенную разновидность общественных
отношений: общая и особенная части; правовые
нормы.
Система комплексной
отрасли права в самом общем
виде может быть представлена
как совокупность правовых институтов
и норм различной отраслевой
принадлежности. Так, в систему
образовательного права включаются,
одновременно оставаясь в рамках
основных отраслей, такие институты
и субинституты, как управление системой
образования (входящий в административное
право), образовательные учреждения (гражданское
право), трудового договора о работе в
образовательном учреждении (институт
трудового договора). Центральное место
в системе образовательного права занимает
институт, регулирующий педагогические
отношения. Его можно подразделить на
субинституты дошкольного, общего, начального
и других видов профессионального образования,
и др.
Под принципами права
понимают основополагающие начала,
ключевые идеи, определяющие и
выражающие сущность права. Принято
выделять общеправовые принципы,
межотраслевые принципы, а также
принципы отраслей права (в
некоторых учебных изданиях упоминают
и о принципах правовых институтов).
В образовательном праве как
комплексной отрасли реализуются
общеправовые принципы и принципы
соответствующих отраслей. К числу
основных общеправовых относятся
принципы справедливости, равноправия,
гуманизма, демократизма, единства
прав и обязанностей. Все они
по-своему проявляются в сфере
образования. Например, проявлением
принципа равноправия граждан
является допуск всех лиц, имеющих
полное общее образование, к
участию во вступительных испытаниях
и конкурсе для зачисления
в учреждения высшего профессионального
образования. Но некоторые категории граждан
пользуются льготами при поступлении
в вузы, например, инвалиды I и II группы,
дети-сироты и др. Они подлежат зачислению
вне конкурса при условии сдачи вступительных
экзаменов. Установление таких льгот можно
рассматривать как проявление общеправового
принципа справедливости, создания равных
стартовых возможностей для граждан, нуждающихся
в социальной защите, которые не могут
участвовать в «образовательной конкуренции»
на равных условиях с другими лицами. Гуманизм,
в частности, проявляется в создании специальных
условий обучения для лиц с ограниченными
возможностями (детей-инвалидов), для подростков
с девиантным поведением. Демократизм
– это один из универсальных принципов,
который в системе образования проявляется
как сочетание управления и самоуправления
в образовательных учреждениях. Единство
прав и обязанностей мы видим, например,
при характеристике правового статуса
обучающихся (об этом мы говорили выше).
В правовом регулировании
образовательных отношений реализуются
принципы соответствующих отраслей
права. Например, если говорить
о возмездном оказании образовательных
услуг, то здесь можно констатировать
осуществление гражданско-правового
принципа свободы договора. Анализируя
регулирование трудовых отношений
в системе образования, можно
убедиться в реализации принципов
трудового права (свободы труда,
обеспечения права на бесплатную
профессиональную подготовку, обеспечения
занятости, соответствия оплаты
труда его количеству и качеству
и т. д.).
Можно сформулировать
и специальные принципы образовательного
права, которые должны быть
реализованы в сфере педагогических
отношений. Это основополагающие
идеи, направленные на достижение
целей и задач образования
(на развитие личности, удовлетворение
потребностей общества и государства).
К их числу можно отнести закрепленные
в ст. 2 Закона об образовании принципы
государственной политики в области образования:
гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей
и т. д.;
единство федерального образовательного
и культурного пространства;
общедоступность образования,
адаптированность системы образования
к особенностям личности обучающихся
некоторых категорий;
светский характер образования;
свобода и плюрализм образования
(академическая, педагогическая свобода);
демократический характер управления
образованием.
Правовое регулирование
педагогических отношений должно
основываться также на принципе
педагогического сотрудничества. По
нашему мнению, раскрыть содержание
данного принципа можно следующим
образом. Обучающийся – это
не объект, а активный субъект
учебного процесса. Эффективность
процесса обучения и воспитания
непосредственно определяется тем,
насколько обучающийся заинтересован
в достижении этого результата. Этим объясняется
поиск новых педагогических технологий,
внедрение так называемых активных форм
обучения, развитие самоуправления в образовательных
учреждениях. Возможно, именно этот принцип
при условии его успешной реализации позволит
не только обеспечить повышение образовательного
и культурного уровня населения России,
но и воспитать новое поколение людей,
адаптированных к условиям рыночной экономики
и социальной демократии.
- Источники образовательного права
Источниками образовательного
права выступают нормативные
акты и договоры, содержащие нормы,
направленные на регулирование отношений
в области образования. В системе
источников образовательного права
особое место занимают международно-правовые
акты универсального и регионального
характера, а также международные
договоры и соглашения. Говорят даже
о международном образовательном
праве как об одной из отраслей
международного права, насчитывающей
более 30 крупных нормативных актов.
Оно включает различные институты,
регламентирующие статус образовательных
учреждений, положение педагогов, студентов,
признание учебных курсов и дипломов
и т. д.23.