Общая характеристика образовательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 10:24, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................2
I Общая характеристика образовательного права………………………………...3
1.1 Понятие и предмет образовательного права………………………………………..3
1.2 Источники образовательного права…………………………………………………7
1.3 Принципы образовательного права………………………………………………....11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………...16

Файлы: 1 файл

образ право.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1) нормативные  правовые акты Министерства образования  и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ  Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

2) нормативные  правовые акты иных федеральных  органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.)

Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации: Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов.

К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ "Об образовании". Практически все  республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии - законы "Об образовании".

Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области "О правовом регулировании сферы образования Курганской области", Закон Челябинской области "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке" и другие.

Третья группа - "экономические законы". Эту  группу образуют законы, в которых  предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.

Четвертая группа - достаточно широк круг законов  и иных правовых актов субъектов  Российской Федерации, в которых  устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального  статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным  категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

Шестая группа законов и иных правовых актов  субъектов Российской Федерации  включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" и др.

Седьмая группа - это законы и иные нормативные акты по другим вопросам обеспечения образовательного процесса и смежных с ним отношений.

 

 

 

 

1.3. Принципы образовательного права.

Образовательное право в полной мере обладает таким  признаком отрасли права, как  комплекс принципов, общих положений, действующих в пределах отрасли образовательного права.

Принципы образовательного права остаются неизвестными действующему законодательству. Вместо них в Законе РФ «Об образовании» закреплены принципы государственной политики. В статье говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;

2) единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся,  воспитанников;

4) светский характер  образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и  плюрализм в образовании;

6) демократический,  государственно-общественный характер  управления образованием. Автономность  образовательных учреждений». Федеральный  закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.). - Ст. 2.

Все изложенные принципы, так или иначе, лежат  в основе Закона РФ «Об образовании», его конкретных статей и нормативных  предписаний. Законодатель, формулируя принципы государственной политики в области образования, дал образец их соблюдения и творческого воплощения в тексте Закона. При этом в нем содержится достаточно развитая система мер, призванных обеспечить действие принципов на стадии реализации закона, его воплощения в конкретных правоотношениях.

В этой ситуации возникает вопрос: можно ли принципы государственной политики, примененные в законотворческой деятельности при подготовке законов и иных нормативно-правовых актов, признавать принципами образовательного права? Если нет, то почему? Чтобы аргументировано ответить эти вопросы, следует дать некоторые дополнительные пояснения.

Система действующих  норм образовательного права основывается не только на вышеприведенных принципах  государственной политики, но и на собственно правовых принципах, ведущую  роль среди которых играют конституционные принципы.

Не может  противоречить конституционным  нормам и принципам и образовательное  право. Призванная обеспечивать реальное действие конституционного права жителей  России на образование, данная отрасль  права органично переводит положения Конституции РФ на уровень конкретных нормативных предписаний.

Хотя в конкретных отраслях права применяются практически  все конституционные принципы, однако в ранг принципов отрасли права  переходят лишь те из них, которые  прямо и непосредственно относятся к предмету соответствующей отрасли права. Так, в УК РФ принципами уголовного права признаны принципы: законности; равенства граждан перед законом и др. Принципами семейного права признаются такие конституционные положения, как равенство прав супругов, право и обязанность родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Поэтому можно полагать, что принципами образовательного права выступают общедоступность и бесплатность образования, закрепленные ст. 43 Конституции РФ.

Образовательное право может быть представлено совокупностью из шести принципов:

1) общедоступность  образования;

2) обязательность  основного общего образования;

3) бесплатность  общего, начального профессионального  и на конкурсной основе среднего  профессионального и высшего профессионального образования;

4) государственная  социальная помощь обучающимся;

5) свобода и  плюрализм в образовании (право  обучающихся на выбор образовательного  учреждения и формы образования,  академические свободы педагогическим  работникам и автономия образовательным учреждениям);

6) светский характер  образования.

В конечном итоге  современная номенклатура понятий  образовательного права в полной мере отражает специфику ее предмета и метода правового регулирования  и позволяет законодателю без  какого-либо труда формулировать нормативные предписания, способные полно и всесторонне отразить специфику регулируемых ими отношений. Для образовательного права, имеющего собственную теоретическую основу в виде его принципов и развитой номенклатуры понятий, характерна своя структура, т.е. устойчивая система связей на уровне норм права, объединенных в правовые институты, которые образуют единое целое - отрасль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили  сформулировать ряд основных выводов.

Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями  юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно  расширяется.

Образовательное право - отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм в  сфере образовании

В самом общем  плане можно выделить следующие  основные значения данного термина:

а) образовательное  право как комплексная отрасль  права;

б) образовательное право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство);

в) образовательное  право как элемент системы  конституционных прав и свобод, в  том числе как элемент системы  международных стандартов прав и  свобод («право на образование»);

г) образовательное  право как элемент образовательных  прав участников образовательных отношений;

д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;

е) образовательное  право как актуальное направление  теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических научных исследований;

ж) образовательное  право как элемент (сторона) системы  образования в целом.

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования  отношений в области образования. При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения.

К основным законам  государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Кроме базовых  законов, выделяются профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования и непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Образовательное право может быть представлено совокупностью  из шести принципов:

1) общедоступность  образования;

2) обязательность  основного общего образования;

3) бесплатность  общего, начального профессионального  и на конкурсной основе среднего  профессионального и высшего  профессионального образования;

4) государственная  социальная помощь обучающимся;

5) свобода и  плюрализм в образовании (право  обучающихся на выбор образовательного  учреждения и формы образования,  академические свободы педагогическим  работникам и автономия образовательным  учреждениям);

6) светский характер  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1.Александрова Л. Б. Образовательное право России :Становление и развитие в условиях реформ : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 :Волгоград, 2005.-223 c.

2.Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. - М., 1999.-123с.

3.Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права. М., 2000.-347с.

4.Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.-326с.

5. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.-341с.

6.Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.-389с 

 

 




Информация о работе Общая характеристика образовательного права