Общая и профессиональная культура педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:46, доклад

Описание работы

Определяя профессионально-педагогическую культуру учителя, следует сначала рассмотреть такие понятия как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Профессиональная культура – это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление.
Рассматривая вопрос о педагогической культуре, имеют в виду следующие понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Педагогическая культура в той или иной степени присуща каждому человеку или иному источнику, влияющему на формирование личности, профессионально-педагогическая культура является характеристикой человека, призванного осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках профессиональной специально организованной деятельности.

Файлы: 1 файл

12педагогика.docx

— 19.90 Кб (Скачать файл)

1. Общая и профессиональная культура педагога

Определяя профессионально-педагогическую культуру учителя, следует сначала  рассмотреть такие понятия как  «профессиональная культура» и  «педагогическая культура». Профессиональная культура – это развитая способность  к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление.

Рассматривая  вопрос о педагогической культуре, имеют в виду следующие понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Педагогическая культура в той или  иной степени присуща каждому  человеку или иному источнику, влияющему  на формирование личности, профессионально-педагогическая культура является характеристикой  человека, призванного осуществлять учебно-воспитательный процесс в  рамках профессиональной специально организованной деятельности.

В педагогической науке сложился комплекс положений, позволяющий определить понятие  профессионально-педагогической культуры:

› профессионально-педагогическая культура – это универсальная  характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

› профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

› профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную  организацию, избирательно взаимодействующее  с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных  частей;

› единицей анализа  профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе  педагогическая деятельность;

› особенности  реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются  индивидуально-творческими, психофизиологическими  и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов:

аксиологического, технологического и личностно-творческого.

Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере. В педагогике исторически сложилась система объективных ценностей, которые определяют уровень мастерства и развития педагога в зависимости от субъективного восприятия и принятия им этих ценностей.

Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения  педагогических задач. В последнее  время наблюдается возросший  интерес к понятию «педагогическая  технология». Это обусловливается  многими причинами, например, тем, что  развитие педагогической науки имеет  не только теоретическую сторону, но и нуждается в практических экспериментах, разработках, позволяющих исследовать  различные теории и гипотезы. Педагогическая теория во многом расходится с реально  действующей практикой воспитания и обучения, в данном случае педагогическая технология выступает в роли связующего звена: на основе теоретических выкладок строятся модели, и разрабатывается  технология их реализации. Педагогическая технология содержит такой немаловажный компонент, как «технология педагогической деятельности». Рассматривая его, стоит отметить, что педагогическая деятельность непременно должна иметь целостный системный целенаправленный характер, что является основой для разработки технологии педагогической деятельности. Эта технология строится как система поэтапного решения задач педагогического анализа, планирования, целеполагания, организации, оценки и коррекции. То есть, технология педагогической деятельности являет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в учебном заведении. Существуют различные способы решения педагогических задач. Исходя из условия соответствия цели и деятельности субъекта обучения условиям осуществления этой деятельности, в каждом конкретном случае выбирается наиболее подходящие способы решения задач, составляющих учебно-воспитательный процесс.

Все способы  решения задач делятся на алгоритмические и квазиалгоритмические. Алгоритмические способы применяются в случае возможности выбора однозначных решений в зависимости от исходных данных.

Квазиалгоритмические способы охватывают все остальные типы задач, эти способы преобладают в технологии педагогической деятельности. Педагог, решая какую либо конкретную задачу, возникшую в условиях реальной ситуации, строит решение на основе моделей, существующих в его памяти, благодаря накопленному опыту. В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач:

› аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии  целостного педагогического процесса и его элементов;

› конструктивно-прогностические  – задачи построения целостного педагогического  процесса в соответствии с общей  целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования  результатов и последствий принимаемых  педагогических решений;

› организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

› оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная  оценка;

› коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка  и др.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя  творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных  решений. Культура профессионального  педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта  и опыта коллег новых, максимально  эффективных выходов из сложившейся  ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой  и мотивационной.

 

 

 

 

2.пед. мастерство

Педагогическая  деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно  оценить, определив уровень его  творческого отношения к своей  деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое  мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые  обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся  специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают  чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:

1) мастерство  организатора общей и индивидуальной  деятельности детей;

2) мастерство  убеждения;

3) мастерство  передачи своих познаний и  опыта;

4) мастерство  владения педагогической техникой. Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Ядром педагогического  мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности – качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая  техника – это умение найти  верный стиль и тон в общении  с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое  творчество – это процесс решения  педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое  творчество – это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются  на базе накопленного им общественного  опыта, педагогических и психологических  знаний, позволяющих находить новые  решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое  творчество охватывает все стороны  педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая  и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться  творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область  проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е. С. Громов и  В. А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, эвристич-ность, фантазию, активность, концентрирован-ность, четкость, чувствительность.

 

№ 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Педагогические  способности – определенные психологические  особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя  высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех  или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую  роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь перцептивные, т. е. относящиеся к сфере восприятия. Они позволяют учителю адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности. Составной частью коммуникативных свойств личности учителя можно считать готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им.

Необходимое условие этого – любовь к детям. Третьим компонентом коммуникативных  свойств личности учителя можно  считать высокоразвитую потребность  в социальном взаимодействии, которая  проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с детьми, в  желании разумно организовать жизнь  и деятельность детского коллектива. Успешная реализация потребности в  социальном взаимодействии зависит  и от наличия у учителя педагогического  такта.

Вспомогательные свойства и особенности личности, входящие в структуру педагогических способностей, прежде всего определенные качества ума: остроумие, критичность, последовательность и ряд других. Немаловажное значение имеет и речь учителя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и  т. д.

Педагогические  способности – не только условие  эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности  проявляются, формируются и развиваются  в общей структуре психологических  свойств, отношений и действий учителя. Как показывает опыт, специальные  исследования, целенаправленное формирование развитие педагогических способностей самим учителем вполне реально. Так, важнейший элемент перцептивных свойств личности – наблюдательность – развивается и совершенствуется как в процессе приобретения педагогического опыта, так и в результате специальных усилий педагога. Он в состоянии развить свою социально-психологическую наблюдательность, т. е. способность не только подмечать у учеников различные черты характера и склонности, но и распознавать причины их появления, уметь оценивать их проявление в соответствии с ситуацией и т. д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Термином  «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических  и практических действий, необходимых  для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и  навыками. Исходя из этого к основным педагогическим умениям можно отнести  следующие:

1) умение переносить известные  учителю знания, варианты решения,  приемы обучения и воспитания  в условия новой педагогической  ситуации, трансформируя их в  соответствии со спецификой конкретных  условий учебно-воспитательной работы;

2) умение находить для каждой  педагогической ситуации новое  решение из комбинации уже  известных учителю идей, знаний, навыков;

3) умение создавать новые элементы  педагогических знаний и идей  и конструировать новые приемы  для решения конкретной педагогической ситуации.

Кроме названных общепедагогических умений, учителю необходимо владеть рядом  более частных, но не менее существенных умений, которые к тому же нередко  являются условием эффективности применения общепедагогических умений.

В первую очередь речь идет о необходимости  постоянно совершенствовать умение учителя адекватно воспринимать и видеть своих учеников, взаимоотношения  в их среде свои взаимоотношения; с ними такими, какие они есть в каждый данный момент, т. е. необходимо уметь спонтанно воспринимать происходящее в учебно-воспитательном процессе. А это не так просто. Дело в  том, что педагог всегда находится  во внешней позиции по отношению  к ученикам, всегда в той или  иной мере отстранен от них, от их жизни  и деятельности, несмотря на то что он организует ее. Поэтому педагог сознательно или неосознанно прикладывает к тому, что он видит, те нормативные суждения, которые он воспринял в процессе своего социального развития. А это может приводить к тому, что новые для учителя явления получат традиционное толкование в свете имеющихся у педагога норм и представлений. Кроме того, у педагога, ищущего ответ на определенный вопрос, возникает установка, благоприятная для того, чтобы не упустить значимый факт. Но эта же установка может в отдельных случаях привести к предвзятости и заставить интерпретировать виденное в духе своих ожиданий.

Информация о работе Общая и профессиональная культура педагога