Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 08:32, контрольная работа
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Вариант 11
1. Теоретический вопрос:
Общее представление об активных методах обучения. Виды активных методов обучения праву.
Активные методы обучения
– это система методов, обеспечивающих
активность и разнообразие мыслительной
и практической деятельности учащихся
в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности,
игровом действе и творческом характере
обучения, интерактивности, разнообразных
коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании
знаний и опыта обучающихся, групповой
форме организации их работы, вовлечении
в процесс всех органов чувств, деятельностном
подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов
обучения с использованием АМО определяется
тем, что разработка методов основывается
на серьезной психологической и методологической
базе.
Игровая форма разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать
в процессе обсуждения заданий, подключение
творчества при подготовке презентации,
соревнование команд, азарт, значительная
доля самостоятельности на уроке, ответственность
за правильность представления материала
и усвоения его другими – все это вызывает
развитие высокой мотивированности обучающихся,
интерес и желание заниматься. Образовательный
процесс перестает быть чем-то навязанным
извне, он становится органичной частью
жизни обучающегося как дома, при подготовке
(причем, подготовка тоже может стать командной),
так и в школе, когда у обучающегося появляется
возможность проявить себя в разных легитимных
формах.
Важно также отметить, что передача обучающимся
части полномочий по освоению образовательной
программы, признание их значимой роли
в достижении успеха обучения, а также
учет психофизиологических особенностей
школьников при проектировании и осуществлении
обучения и воспитания меняет в положительную
сторону отношение обучающихся к учителю
и к образовательному процессу, что, в
свою очередь, приводит к созданию благоприятного
климата в классе и школе, содействуя успешному
выполнению стоящих перед школой целей.
К непосредственно активным методам, относятся
методы, использующиеся внутри образовательного
мероприятия, в процессе его проведения.
Для каждого этапа урока используются
свои активные методы, позволяющие эффективно
решать конкретные задачи этапа.
АМ начала образовательного мероприятия.
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея
портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим
друг друга» или «Летающие имена» эффективно
и динамично помогут начать урок, задать
нужный ритм, обеспечить рабочий настрой
и хорошую атмосферу в классе.
Можно необычно начать урок, предложив
ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся
локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие,
знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в
сторону стулья и столы, чтобы ученики
могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг.
Затем он предлагает им рассчитаться на
первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки
за головой так, чтобы локти были направлены
в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками
в бедра так, чтобы локти также были направлены
вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед,
кладет ладони на колени и выставляет
локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение
задания им дается только пять минут. За
это время они должны поздороваться с
как можно большим числом одноклассников,
просто назвав свое имя и коснувшись друг
друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в
три группы так, чтобы вместе оказались
соответственно первые, вторые и третьи
номера. После этого они приветствуют
друг друга внутри своей группы.
Эта смешная игра позволяет весело начать
урок, размяться перед более серьезными
упражнениями, способствует установлению
контакта между учениками.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево
ожиданий», «Лицензия на приобретение
знаний», «Разноцветные листы» позволяют
эффективно провести выяснение ожиданий
и опасений и постановку целей обучения.
Для выяснения образовательных целей
учеников, их ожиданий и опасений можно
использовать, например, на перовом уроке
в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю (классному руководителю)
результаты применения метода позволят
лучше понять класс и каждого ученика,
полученные материалы учитель (классный
руководитель) сможет использовать при
подготовке и проведении уроков (внеклассных
мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного
подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более
четко определиться со своими образовательными
целями, озвучить свои ожидания и опасения,
с тем, чтобы педагоги могли их знать и
учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее
из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов,
фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката
с нарисованным на каждом из них деревом.
Одно дерево подписано «Яблоня», второе
– «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются
также заранее вырезанные из бумаги крупные
яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает
обучающимся попробовать более четко
определить, что они ожидают (хотели бы
получить) от обучения и чего опасаются.
Ожиданий и опасений может быть несколько.
К числу ожиданий/опасений относятся формы
и методы обучения, стиль и способы работы
на уроках, атмосфера в классе, отношение
учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается
записать на яблоках, а опасения – на лимонах.
Те, кто записал, подходят к соответствующим
деревьям и при помощи скотча прикрепляют
фрукты к ветвям. После того, как все ученики
прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель
озвучивает их. После озвучивания ожиданий
и опасений можно организовать обсуждение
и систематизацию сформулированных целей,
пожеланий и опасений. В процессе обсуждения
возможно уточнение записанных ожиданий
и опасений. В завершении метода учитель
подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения
ожиданий и опасений учитель объясняет,
почему важно выяснить цели, ожидания
и опасения. Приветствуется, когда учитель
(классный руководитель) также участвует
в процессе, озвучивая свои цели, ожидания
и опасения.
АМ презентации учебного материала.
В процессе урока учителю регулярно приходится
сообщать новый материал обучающимся.
Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз»,
«Кластер», «Мозговой штурм» позволят
сориентировать обучающихся в теме, представить
им основные направления движения для
дальнейшей самостоятельной работы с
новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя
о новой теме можно использовать следующий
метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового
материала, структурирование материала,
оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала
и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана,
цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения.
На стене прикреплен лист ватмана или
блокнот флипчата, в его центре указано
название темы. Остальное пространство
листа разделено на секторы, пронумерованные,
но пока не заполненные. Начиная с сектора
1, учитель вписывает в сектор название
раздела темы, о котором он сейчас начнет
говорить в ходе сообщения. Обучающимся
предлагается обдумать, о каких аспектах
темы, возможно, далее пойдет речь в докладе.
Затем учитель раскрывает тему, а в сектор
вписываются наиболее существенные моменты
первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты
маркерами разных цветов). Они
вносятся на плакат по ходу сообщения.
Закончив изложение материала по первому
разделу темы, учитель вписывает во второй
сектор название второго раздела темы,
и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном
виде представляется весь новый материал,
выделяются его ключевые моменты. Существующие
на момент начала презентации "белые
пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос,
действительно ли им были затронуты все
ожидавшиеся разделы, и не осталось ли
каких-то не упомянутых аспектов темы.
После презентации возможно проведение
краткого обсуждения по теме и, при наличии
вопросов у обучающихся, учитель дает
ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает
обучающимся следить за аргументацией
учителя и видеть актуальный в данный
момент рассказа аспект темы. Отчетливое
разделение общего потока информации
способствует лучшему восприятию. "Белые
пятна" стимулируют - многие участники
начнут обдумывать, какими будут следующие,
пока не обозначенные разделы темы.
Как можно эффективно с использованием
АМО организовать самостоятельную работу
над темой, поднять энергетику обучающихся,
помочь обучающимся оглянуться назад
и оценить приобретенные знания и умения,
выявить свои успехи и подвести итоги
урока – об этом мы поговорим в следующем
выпуске.
АМ организации самостоятельной работы
над темой.
При организации самостоятельной работы
над новой темой важно, чтобы обучающимся
было интересно всесторонне и глубоко
проработать новый материал. Как же это
можно сделать?! Конечно, при помощи активных
методов! Для работы над темой урока можно
использовать методы «Ульи», «Визитные
карточки», «Экспертиза», «Карта группового
сознания». Для проведения дискуссии и
принятия решений – методы «Cветофор»,
«Приоритеты», «На линии огня». Для представления
материала самостоятельной работы обучающихся
– «Инфо-карусель», «Автобусная остановка»,
«Ярмарка».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать
заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата
(ватман, плакат, блокнот для флипчата),
фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых
вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники
разбиваются на группы по числу вопросов
(5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным
остановкам. На каждой остановке (на стене
или на столе) расположен лист большого
формата с записанным на нем вопросом
по теме. Учитель ставит задачу группам
– записать на листе основные моменты
новой темы, относящиеся к вопросу. В течение
5 минут в группах обсуждаются поставленные
вопросы и записываются ключевые моменты.
Затем по команде учителя группы переходят
по часовой стрелке к следующей автобусной
остановке. Знакомятся с имеющимися записями
и, при необходимости, дополняют их в течение
3 минут. Исправлять существующие записи,
сделанные предыдущей группой нельзя.
Затем следующий переход к новой автобусной
остановке и еще 3 минуты на знакомство,
обсуждение и добавление своих записей.
Когда группа возвращается к своей первой
остановке, она в течение 3 минут знакомится
со всеми записями и определяет участника
группы, который будет представлять материал.
После этого каждая группа презентует
результаты работы по своему вопросу.
В завершении учитель резюмирует сказанное
всеми группами, при необходимости вносит
коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать
автобусные остановки (прикрепить листы
с вопросами) в разных углах учебной комнаты,
чтобы в процессе обсуждения группы не
мешали друг другу. Вопросы изучаемой
темы можно стилизовать под названия автобусных
остановок.
Активные методы релаксации.
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали,
а впереди еще много работы или сложная
задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей
силе релаксации! Иногда достаточно 5 –
10 минут веселой и активной игры для того,
чтобы встряхнуться, весело и активно
расслабиться, восстановить энергию. Активные
методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся
по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк»,
«Шест», и многие другие позволят вам это
сделать, не выходя из класса.
Метод «Земля, воздух,
огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в
классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде
изобразить одно из состояний – воздух,
землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать
глубже, чем обычно. Они встают и делают
глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет,
что его тело, словно большая губка, жадно
впитывает кислород из воздуха. Все стараются
услышать, как воздух входит в нос, почувствовать,
как он наполняет грудь и плечи, руки до
самых кончиков пальцев; как воздух струится
в области головы, в лицо; воздух заполняет
живот, область таза, бедра, колени и стремится
дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам
пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов
и выдохов. Можно предложить всем пару
раз зевнуть. Сначала это получается скорее
искусственно, но иногда после этого возникает
настоящий зевок. Зевота – естественный
способ компенсировать недостаток кислорода.
(Зевание может использоваться и по-другому:
вы можете на первой встрече предложить
зевать сознательно, чтобы группа быстрее
«взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны
установить контакт с землей, «заземлиться»
и почувствовать уверенность. Учитель
вместе с обучающимися начинает сильно
давить на пол, стоя на одном месте, можно
топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть
верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться
на месте. Цель – по-новому ощутить свои
ноги, которые находятся дальше всего
от центра сознания, и благодаря этому
телесному ощущению почувствовать большую
стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают
руками, ногами, телом, изображая языки
пламени. Учитель предлагает всем ощутить
энергию и тепло в своем теле, когда они
двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет
контраст с предыдущей. Ученики просто
представляют себе, что комната превращается
в бассейн, и делают мягкие, свободные
движения в «воде», следя за тем, чтобы
двигались суставы – кисти рук, локти,
плечи, бедра, колени.
Можно дать дополнительные 3 минуты времени,
чтобы каждый мог создать свою индивидуальную
комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает
участие в этом упражнении, помимо пользы
для себя, он поможет также и неуверенным
и стеснительным ученикам активнее участвовать
в упражнении.
АМ подведения итогов урока.
Для завершения образовательного мероприятия
можно использовать такие активные методы
как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо
самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый
круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан»,
«Комплименты». Эти методы помогут вам
эффективно, грамотно и интересно подвести
итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную
связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин.
каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата,
фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить,
что сегодняшний день они провели в ресторане
и теперь директор ресторана просит их
ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки
и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап
очень важен, поскольку позволяет выяснить,
что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо
обратить внимание на следующем уроке.
Кроме того, обратная связь от учеников
позволяет учителю скорректировать урок
на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги
урока, при необходимости дает задание
на дом и напоследок говорит хорошие слова
ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет
урок с использованием АМО, принеся удовлетворение
и учителю и обучающимся.
Кроме интенсификации освоения учебной
информации, АМО позволяет так же эффективно
в процессе урока и во внеклассной деятельности
осуществлять воспитательный процесс.
Работа в команде, совместная проектная
и исследовательская деятельность, отстаивание
своей позиции и толерантное отношение
к чужому мнению, принятие ответственности
за себя и команду формируют качества
личности, нравственные установки и ценностные
ориентиры школьника, отвечающие современным
потребностям общества.
Но и это еще не все возможности активных
методов обучения. Параллельно с обучением
и воспитанием, применение АМО в образовательном
процессе обеспечивает становление и
развитие у обучающихся так называемых
мягких или универсальных навыков. К ним
обычно относят способность принимать
решения и умение решать проблемы, коммуникативные
умения и качества, умения ясно формулировать
сообщения и четко ставить задачи, умение
выслушивать и принимать во внимание разные
точки зрения и мнения других людей, лидерские
умения и качества, умение работать в команде
и др. А сегодня многие уже понимают, что,
несмотря на свою мягкость, эти навыки
в современной жизни играют ключевую роль
как для достижения успеха в профессиональной
и общественной деятельности, так и для
обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса
и мотивированности учителя, как от использования
АМО, дающего простор для творческого
поиска и развития потенциала педагога,
так и вследствие повышения эффективности
и качества его профессиональной деятельности.
Освоив существующие активные методы,
технологию их применения в образовательном
процессе и убедившись в эффективности
АМО, педагог может более активно использовать
свой творческий потенциал, разрабатывая
и внедряя авторские игровые методы в
соответствии с индивидуальными особенностями
учеников и реальными потребностями местного
сообщества.
2. Практическое задание:
Конспект занятия на тему «Ответственность за экологические правонарушения»
Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, является контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Экологический контроль может быть не только государственным. В соответствии с законодательством выделяются следующие виды экологического контроля:
§ государственный экологический контроль;
§ производственный экологический контроль;
§ муниципальный экологический контроль;
§ общественный экологический контроль.
Выделяют
также общий экологический
Любой из указанных видов контроля должен проводиться в целях:
§ обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
§ соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
§ обеспечения экологической безопасности.
Для определения объектов хозяйственной и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).
Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.