Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:10, контрольная работа
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.
В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
«Культуру можно назвать “памятью мира и общества”».
Общекультурное значение педагогики
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования, как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание.
В условиях выбора типа образования
родителям важно иметь целостное представление
о формах обучения и видах специализированных
или общеобразовательных школ. В эпоху
информационного общества современному
поколению, стремящемуся к постоянному
самосовершенствованию, необходимо овладеть
основными способами передачи и обмена
информацией, способами коммуникации.
«Культуру можно назвать “памятью мира
и общества”».
А. Молье
В наше время пришли к осознанию
того, что образование и воспитание являются
центральными звеньями в системе, обусловливающей
стабилизацию общества и уровень его культурного
развития,
В мировой и отечественной
практике парадигмы образования складывались
и разрабатывались на протяжении веков.
К ним относятся «знаниевая» и «культурологическая»,
«технократическая» и «гуманистическая»,
«социетарная» и «человеко-ориентированная»,
«педоцентристская» и «детоцентристская».
Каждая парадигма формировалась
в зависимости от доминирования определенного
элемента в системе основных параметров
образования как социокультурного феномена.
В ряд элементов, определяющих парадигму
образования, входят: представления о
системе знаний и умений, необходимых
человеку конкретной исторической эпохи;
осознание типа культуры и способов развития
человека в процессе освоения последней;
принципы кодирования и передачи информации;
осмысление ценности образования в обществе;
осознание культурного развития человека;
роль образования в социуме; представления
об образе и месте педагога как носителя
знаний и культуры в образовательном процессе;
образ и место ребенка в структурах воспитания,
обучения и образования.
В европейской культуре
«знаниевая» парадигма имеет самую длительную
историю. Она влияла на определение образовательных
задач во взаимосвязи со становящимся
практическим и теоретическим опытом
человека.
«Культурологическая» парадигма в большей
степени ориентирует не на знания, а на
освоение элементов культуры, обучения,
поведения, общения.
В связи с развитием культуры
и общества спектр элементов постоянно
расширяется, в него добавляются и овладение
основами физической и эстетической культуры,
экологии и экономики и др.
Сущность «технократической»
парадигмы проявляется в своеобразном
мировоззрении, основными чертами которого
являются приматы средств над целью, задач
образования над смыслом, технологии цивилизации
над общечеловеческими интересами, техники
над ценностями.
Альтернативной технократическому
вызову, превращающему человека в объект
манипуляций, стала гуманистическая традиция.
Для нее человек является высшей ценностью,
и не только в общественных и образовательных
системах.
«Гуманистическая» парадигма ориентирует
на изменение образа мышления человека,
руководствуясь принципом «все для человека»,
«все во имя человека». Она основывается
на гуманистических моральных нормах,
предполагающих сопереживание, соучастие
и сотрудничество.
«Педоцентристская» парадигма понимается
как альтернатива «детоцентрист-ской».
«Педоцентристская»
парадигма рассматривает воспитание и
обучение как главные факторы развития
ребенка, где основная роль отводится
педагогу. В рамках данной парадигмы методика,
новаторство и творчество педагога являются
определяющими при анализе процессов
обучения и воспитания. При
этом личностные качества, интеллектуальные
способности и интересы ребенка учитываются
недостаточно. «Детоцентристская» парадигма
ориентирует на создание благоприятных
условий для развития всех детей, учет
и развитие индивидуально-личностных
особенностей, способностей и интересов.
В качестве эталона «социетарной»
парадигмы выступают принципы государственного
управления обществом. Последние определяют
характер и цели воспитания и образования.
В рамках «человеко-ориентированной»
(антропологической) парадигмы человек
является непреходящей ценностью. Поэтому
в процессе воспитания и образования учитываются
интересы и индивидуальные особенности
как ребенка и родителей ученика, так и
педагога.
Практические задания
1. Допустим, вам хочется, чтобы ваша знакомая молодая
женщина надела на вечеринку красное платье, которое ей очень
идет. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции
бихевиоризма.
А. Поговорили бы с ней о красном цвете вообще.
Б. Сделали бы ей подарок в качестве поощрения за согласие надеть красное платье.
В. Указали бы ей на ее подсознательное желание носить красное.
Г. Обсудили бы с ней ее личное отношение к красному цвету и вызываемые им ассоциации.
Выберите один правильный вариант ответа с позиций бихевиоризма. Подробно обоснуйте свой выбор.
Я, выбрал пункт «Г» потому, что кредо в теории бихевиоризма выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения" (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону упражнения", т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип "проб и ошибок", согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.
Литература
1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с.
2. Уотсон Д ж. Б., Бихевиоризм, в кн.: Большая советская энциклопедия, т. 6, М., 1927; Экспериментальная психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1—2, М., 1966, гл. 1; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12. Н. Г. Алексеев.