Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 12:41, реферат
До 80-х годов XX века системы дошкольного воспитания в большинстве стран были развиты недостаточно, потому что воспитание детей этого возраста традиционно считалось приоритетом семьи. Только в СССР и в странах Восточной Европы проводилась целенаправленная политика развития государственной системы дошкольного воспитания, поскольку к женщинам относились, прежде всего, как к участникам производства, они составляли более 50% рабочей силы. В этих странах от 40 до 70% детей 3-6 летнего возраста посещали дошкольные учреждения.
Общемировые тенденции в развитии дошкольного воспитания
До 80-х годов XX века системы дошкольного
воспитания в большинстве стран были развиты
недостаточно, потому что воспитание детей
этого возраста традиционно считалось
приоритетом семьи. Только в СССР и в странах
Восточной Европы проводилась целенаправленная
политика развития государственной системы
дошкольного воспитания, поскольку к женщинам
относились, прежде всего, как к участникам
производства, они составляли более 50%
рабочей силы. В этих странах от 40 до 70%
детей 3-6 летнего возраста посещали дошкольные
учреждения.
Причиной
существенных изменений в отношении организованного
дошкольного воспитания во всем мире в
80-х годах XX в. стали следующие факторы:
• широкое привлечение женщин, даже матерей, в абсолютном большинстве стран мира к работе за пределами дома;
• значительный рост количества разводов (в крупных городах разводиться каждая третья семья), результатом чего стало отсутствие достаточного надзора за большим количеством детей дошкольного возраста;
• распространение движения за равноправие мужчин и женщин. Его результатом стало принятие целого ряда документов, например, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Декларации Комитета министров Совета Европы о равноправии женщин и мужчин и т.д.;
• проведение широкого круга психолого-педагогических исследований, которые доказали, что раннее детство особенно сенситивным периодом для развития интеллектуальных, творческих способностей личности. Не развиты в этом возрасте способности "угасают", их нельзя компенсировать в будущем;
• рост требований к качеству подготовки специалистов в сферах современного производства, которую нужно начинать с интенсивного общего развития личности с ранних лет жизни.
Задача интенсивного развития учреждений дошкольного воспитания были включены в приоритетные направления реформирования образовательных систем руду стран мира. Так, например, в США в программе развития образования, "Америка - 2000" записано: "К 2000 году все дети будут иметь доступ к высококачественным и развивающих учебных программ, которые помогут подготовить детей к школе". В ФРГ поставлена задача полного обеспечения всех детей местами в дошкольных учреждениях до 2001 года. Наиболее активно эта система развивается во Франции: уже в 1993 году детские сады посещали 35% двухлетних детей, 90% - трехлетних и 100 ", четырех и пятилетних. В общем объеме расходов на образование доля на дошкольное воспитание увеличилась за последние 15 лет вдвое.
Значительное развитие получила система дошкольного воспитания и в развивающихся странах. Примером здесь, как считают исследователи, можно считать Индию, где правительство разработало специальную программу'' Комплексная служба развития ребенка ". Согласно этой программе в стране создана система государственных дошкольных учреждений для детей с демократических версты общества, пополнила уже существующую сеть частных учреждений - очень разнообразных по своим возможностям и задачами.
Активный рост сети дошкольных учреждений характерно для Китая (более чем втрое за 80-90-е гг.), Южной Корее (по 80-90-е гг. процент детей, посещающих детские сады, вырос с 7 до 60%). Однако разница между развитыми и развивающимися странами, по показателям в сфере дошкольного воспитания, остается очень существенной. Если в развитых странах детские сады посещают 40 и более процентов в возрасте 3-4 лет и 90-100% в 5-летнем возрасте (в подготовительных группах при школах), то в развивающихся странах, охват детей дошкольного возраста воспитательными заведениями не превышает , как правило, 12-15%. В Украине в связи с экономическим кризисом количество дошкольных учреждений значительно уменьшилась, что приводит к ослаблению уровня подготовки детей, поступающих в начальную школу.
Характерной особенностью развития системы дошкольного воспитания в мире в современных условиях является многообразие типов детских учреждений. Наиболее распространенными из них являются: дошкольные (подготовительные) классы при начальных школах, государственные, общественные и частные детские сады с режимом полного дня, центры краткосрочного наблюдения за детьми (в течение 3-4 часов) и детские сады при предприятиях для детей персонала и детские группы при церквях и детские сады для детей из бедных и социальное неблагополучных семей и детские сады (различных форм собственности) для детей с недостатками умственного и физического развития. Эти учреждения имеют разные цели, задачи и методическую обеспеченность.
Ведущими тенденциями развития системы дошкольного воспитания является: общее расширение сети дошкольных учреждений; приоритетное создание полноценных дошкольных учреждений, ставящих целью как заботу о полноценном питании, уход за здоровьем детей, так и их разностороннее развитие, подготовку к школе, психологическую адаптация к условий последующего обучения, развитие системы психолого-педагогического и социально-педагогического консультирования будущих и молодых родителей. Следствием этих процессов стало дальнейший рост количества детей 3-4 летнего возраста в детских заведениях; преобразования дошкольного воспитания на обязательный этап школьного образования путем создания нулевых и пропедевтической классов при государственных школах многих стран.
Информация о работе Общемировые тенденции в развитии дошкольного воспитания