Общение детей раннего возраста со взрослыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:25, доклад

Описание работы

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Файлы: 1 файл

OBSchENIE_DETEJ_RANNEGO_VOZRASTA_SO_VZROSL_MI[1].docx

— 22.50 Кб (Скачать файл)

 

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ

В исследованиях  ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении  у детей является базисом для  дальнейшего развития всей психики  и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших  факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В настоящее время  внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего  детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент  физического, психического и нравственного  здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит  будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку  исключительно важно для его  развития. Также важны взаимоотношения  матери и отца.

Любовь, с которой  мать вынашивает ребенка; мысли, связанные  с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают  влияние на развивающуюся психику  ребенка.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Семья – основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов  и половой потребностью, проявляются  в форме нравственно-психологических  отношений. Как социальное явление  семья претерпевает изменения в  связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной  самостоятельностью.

Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими  людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому  коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях  и ценностях, о том, что нужно  знать и как надо себя вести. Ребёнок  получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в  различных ситуациях повседневного  общения. Объяснения и получения  родителей, их пример, весь уклад в  доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и  критерии оценки добра и зла, допустимого  и порицаемого, справедливого и  несправедливого. Оптимальные возможности  для интенсивного общения ребенка  со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.

Стиль отношения  взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному  стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность  ребенка в положительном отношении  к себе взрослого или, наоборот, уверенность  именно в неактивной оценке его как  личности провоцирует подавленную  агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как  негативное, то попытки взрослого  побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним  из взрослых и ребенком порождает  неуверенность последнего в положительном  отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под  влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и  другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать  сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности  общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде. С появлением первых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”,- начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно - познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийся для него мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек

Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка  со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).

Доказано, что такие  дети во многом отстают от своих  сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном  развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и  однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они  являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

 

ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Ранний  возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.  
 
 Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.  
 
 В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов.  
 
 В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:  
• предметная деятельность и деловое общение со взрослым;  
• активная речь;  
• произвольное поведение;  
• формирование потребности в общении со сверстниками;  
• начало символической игры;  
• самосознание и самостоятельность.  
 
 В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.  
 
Общение со сверстниками 

 
 В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка  к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом  к живому объекту.  
 
 В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:  
• внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);  
• стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);  
• появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни).  
 
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые. 

Общение со сверстниками

Общение детей раннего  возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с помощью различных  действий. 
 
 
1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам. 
 
 
2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. 
 
 
3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относится взгляд глаза в глаза, улыбки, словесные формы общения. 
 
 
4. Эмоционально окрашенные действия. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый-ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся. 
 
 
1-й год жизни. Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику категорий 1 и 2, то после 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий. 
 
 
2-й год жизни. Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. И, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет. 
 
 
3-й год жизни. На третьем году общение между детьми активизируется. Они уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу. 
 
 
Помощь взрослого. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. 
 
 
Эксперименты показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, хвалит детей в присутствии сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес к себе. В результате между ними чаще возникают совместные игры.


 


Информация о работе Общение детей раннего возраста со взрослыми