Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ обучения чтению по методике Н.А. Зайцева.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику методики обучения чтению Н.А. Зайцева;
рассмотреть сущность новой технологии и ее отличие от прежних;
выделить преимущества и недостатки методики Н.А. Зайцева.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика методики обучения чтению Н.А. Зайцева 4
2. Сущность новой технологии и ее отличие от прежних 9
3. Преимущества и недостатки методики Н.А. Зайцева 12
Заключение 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

Методика Зайцева «Обучение чтению» предполагает собой то, что главное – это дать представление детям обо всей системе сразу, поэтому таблицы со всеми существующими складами должны находиться в легкодоступном для малышей месте.

Техника чтения Зайцева способствует улучшению у детей дикции, развивает музыкальный слух. Чтение по методике Зайцева происходит в игре. Кубики тоже должны быть доступны, чтобы ребёнок в любое время мог заниматься самостоятельно. Они ведь сами потом играют в школу.

При работе с методикой, используются различные дидактические игры, пособия  «Пишу красиво», «Читай и пой», а  также загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, стихи-плакаты.

Наряду с ярыми сторонниками, есть и противники зайцевского обучения чтению по кубикам. Главная их претензия – то, что у детей впоследствии возникают очень серьезные проблемы с грамотностью на письме и произношением. Например, некоторые сочетания букв, предложенные Зайцевым, существуют в очень небольшой группе слов. Например, там, где мы слышим «кафЭ», ребенок – «зайчонок» и будет писать кафЭ – склад такой дан, значит надо применить. Хорошо, если родители при этом имеют филологическое образование и объяснят ребенку, что надо писать все же букву «е». А если нет? «Е» – и все тут?

Следующее сомнение у противников  методики – в эффективности обучения. Дело в том, что многие мамы действительно покупают эти кубики детям с рождения и вертят перед малышами ими в «образовательных» целях. Однако много ли смысла ребенок поймет в словах, прочитанных в год? Ученые говорят, что у совсем маленьких детей с абстрактным мышлением туго, поэтому дети с трудом ассоциируют прочитанные слова с предметами (камушек в огород методики Глена Домана, о которой мы расскажем позднее) - между прочим, многие мамы тщетно пытаются добиться от двухлетних «кубикочитателей» пересказа того, что они прочитали в книге. В этом возрасте детям, как правило, интересны не книжки с буквами, а книжки с картинками (элегантный поклон в сторону старой доброй азбуки). И уж совсем малореальными можно назвать рекламные заявления фанатов «Кубиков», что ребенок учится читать едва ли не за неделю. Кубики-то научится складывать, а понимать, ЧТО он сложил?

Третье, что не нравится противникам  распространения методики Зайцева  – яркая коммерческая направленность. Не секрет, что сейчас практически все развивающие игры и игрушки стоят немаленьких денег. Однако, заплатив за набор кубиков, родители вынуждены будут еще их склеивать и подбирать наполнитель (чтобы некоторые кубики звенели, а некоторые – шуршали). А если учесть, что практически всем детям свойственна скрытая «тяга к разрушению» (не сломать, так отгрызть), то кубики становятся небольшой домашней иконой – не дай бог, сломаются, порвутся, помнутся, а тут еще и ребенка они совершенно не интересуют (такое, кстати, нередко случается – ну не интересно малышу, и все тут!). Существуют и готовые кубики (твердые, специально изготовленные, с наполнителями), но стоят они в разы дороже самодельных. А еще есть различные зайцевские семинары (конечно, платные), на которые родителям наверняка стоит сходить, чтобы прояснить для себя моменты, не ясные из прилагаемой к кубикам методички. А еще есть частные детские сады, где ребенка учат по методике Зайцева – причем, не факт, что преподаватели будут там достаточно компетентные, а это уже серьезно, иначе ребенок может получить серьезные речевые нарушения, например, нарочитое разделение слов на склады при произношении.

Четвертая причина недовольства методикой Зайцева – сложности при дальнейшем обучении в школе. Когда ребенок – «зайчонок» приходит в первый класс, его могут окружать дети, которые учились читать по-другому, а то и вовсе читать не умеют. И тут начинается все с нуля. С азбуки. Со слогов (о которых «зайчонок» даже не слыхивал). Представляете потрясение? У ребенка на этой почве может возникнуть как невроз, так и стойкое отвращение к чтению вообще. А все из-за смены системы обучения (кстати, поклонники системы Зайцева всячески ругают имеющуюся школьную систему, потому что она, якобы, уравнивает всех – и глупых, и умных). Дело все в том же звуко-буквенном анализе, который методикой Зайцева не признается вообще (действительно, зачем она трехлеткам?), но очень важен для обучения русскому языку не как чужому, иностранному, а как системе речи и мышления (не даром же logo по-гречески означает и «слово», и «мысль»).

Кто же прав? Наверное, те, кто  выбирает промежуточный вариант. Кто  знакомит ребенка с кубиками Зайцева, но при этом обучает и азбуке, и звуко-буквенному анализу. Или  кто вообще учит своих малышей  читать по-старинке – по рекламным вывескам, заголовкам газет, или еще каким-либо своим, «секретным» способом, рассчитанным на своего единственного и самого лучшего малыша. Ведь не секрет, что даже в советское время некоторые дети умели читать еще до школы, а первый класс с его чтением по слогам был лишь закреплением и отработкой навыков, приведением в определенную систему полученных знаний. Ведь систематизировать разрозненное гораздо проще, чем сломать одну систему, а на ней возвести другую.6

Есть ведь и еще один нюанс. Все эти «игры разума»  проходят в головах наших замечательных  детей. Мышление у них не окрепшее, хотя и обладает недюжинным потенциалом. Так вот главное – не вносить излишний сумбур в светлые детские головки. А по какой системе – решать вам, дорогие родители.

Не умаляя роли развивающих  моментов методики для детей раннего  возраста – пение песенок-попевок по таблицам, различение цвета кубиков, звука, размера, и т.д., а также письмо по таблицам и кубиками (вместе со взрослыми), хочу заметить, что серьезно говорить о настоящем чтении в этом возрасте все же преждевременно, и умение читать для детей раннего возраста - не самая насущная потребность. Деткам полутора-двух лет больше хочется попробовать эти кубики на зубок, они активно интересуются содержимым звучащих коробочек, не всегда желая, к досаде взрослых, использовать кубики по прямому назначению. Не очень многие родители могут увидеть результаты своих трудов, начиная занятия с детьми до двух лет. А к тому времени, когда у ребенка накапливается информация, опыт, и он готов к дальнейшим свершениям, у многих родителей энтузиазм остывает и процесс останавливается на полпути. В период от трех с половиной-четырех лет у многих детей начинается вторая волна жгучего интереса к языку. Обладая значительным словарным запасом, ребенок начинает проявлять интерес к языкознанию: что означает незнакомое слово? почему мы так говорим? У ребенка возникает внутренняя готовность к чтению и, главное, потребность и желание научиться читать. Родителям важно уловить этот интерес своего малыша и идти именно от его внутреннего желания учиться читать. Для одних это происходит после трех лет, для других – в четыре-пять лет.

 

Заключение

 

Методика Зайцева – это такая универсальная система, которая для каждого возраста открывается какой-то определенной стороной. Она для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.

 Н.А.Зайцев, как никто другой, понял, что абстрактно – логическая недоразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, ведущих от тактильности, зрения, обоняния, интуиции.

Игры детей с «Кубиками  Зайцева» улучшают их дикцию, помогают правильной фиксации взора, являются дополнительным фактором активного раскрепощения  индивидуальных особенностей ребёнка.

Основной критерий оценки работы воспитателя – это здоровье ребёнка. Медицина доказала прямую зависимость  заболеваний от двигательной активности детей. Методы Зайцева Н.А. тем и  ценны, что обучаясь чтению, ребёнок  не испытывает принуждения нравственного  и физического. Наблюдается, наоборот, высокий уровень двигательной активности, происходит формирование правильной осанки.

Таким образом, использование  методик, предлагаемых Н.А.Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма  маленького ребёнка, его биологическим  потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости  успешного соперничества. Отсюда положительные  результаты по использованию «Кубиков Зайцева».

Метод «Кубиков Зайцева» –  прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии – И. М. Сеченова. Сенсорный поток  чётко дробится на своеобразные «кванты  информации». Операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно – эмоциональными акцентами.

Полное раскрепощение   поведения, столь необходимое маленькому ребёнку, плюс постоянно изменяющаяся интересная игровая ситуация, плюс элементы соревнования, плюс радость от явных и быстрых движений – вот что дают методы и методики Н.А.Зайцева для развития и обучения детей.

Открытие Зайцева Н.А. в том, что он выстраивает учебный  процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношения  и деятельность. При этом всесторонне  активизируется познавательная мощь детского мозга.

 

 

Список литературы

 

  1. Аксенова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А.К. Аксенова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 279 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания / Б.Г. Ананьев. – М.: Вильямс, 2008. – 317 с.
  3. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2009. – 497 с.
  4. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. – М.: Проспект, 2008. – 389 с.
  5. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку / С.Ф. Жуйков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 359 с.
  6. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2008. – 160 с.

1 Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку / С.Ф. Жуйков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 151.

2 Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2009. – С. 317.

3 Ананьев, Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания / Б.Г. Ананьев. – М.: Вильямс, 2008. – С. 159.

4 Аксенова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения / А.К. Аксенова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 157.

5 Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2008. – С. 91.

6 Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. – М.: Проспект, 2008. – С. 177.


Информация о работе Обучение чтению по методике Н.А. Зайцева