Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:43, реферат

Описание работы

Основными методами оценки качества средств ИКТ, применяемых в общем среднем образовании, являются апробация и экспертиза.

Образовательные электронные издания и ресурсы подлежат апробации посредством их реального использования в учебном процессе, демонстрации и обсуждения основных качественных характеристик разработанных средств информатизации образования на конференциях, семинарах, выставках, презентациях и других общественных мероприятиях. По результатам комплексной апробации формируется система корректив, подлежащих к учету в ходе совершенствования созданных средств ИКТ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Оценка  качества образовательных электронных  изданий и ресурсов

 

 

         Основными методами оценки качества средств ИКТ, применяемых в общем среднем образовании, являются апробация и экспертиза.

 
         Образовательные электронные издания и ресурсы подлежат апробации посредством их реального использования в учебном процессе, демонстрации и обсуждения основных качественных характеристик разработанных средств информатизации образования на конференциях, семинарах, выставках, презентациях и других общественных мероприятиях. По результатам комплексной апробации формируется система корректив, подлежащих к учету в ходе совершенствования созданных средств ИКТ.

 

            Процесс апробации и последующего совершенствования образовательных электронных изданий и ресурсов носит итеративный циклический характер и должен продолжаться до полного достижения средством информатизации соответствия требованиям качества.

 

            Для проведения апробации образовательных электронных изданий и ресурсов в учебном процессе формируют экспериментальную группу школьников. Группа должна состоять из учащихся с разной успеваемостью.

В зависимости от специфики  образовательных электронных изданий  и ресурсов для более точной оценки в апробации может принимать  участие несколько экспериментальных групп.

 

            Перед непосредственным использованием ОЭИ в учебном процессе следует провести подготовку школьников — ознакомить их с темой учебного предмета, в преподавании которого используется издание или ресурс, провести необходимый инструктаж, ознакомить с раздаточным материалом. Затем проводится учебное занятие с использованием образовательного электронного издания или ресурса в строгом соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, сопровождающими конкретное средство ИКТ.

 
                В процессе работы школьников с изданием или ресурсом прослеживается ход и эффективность усвоения учебного материала, фиксируются вопросы учащихся, сбои в работе, проблемы взаимодействия с другими средствами информатизации образования. После окончания занятия ответы, положительные и отрицательные характеристики средства информатизации уточняются в ходе коллективного обсуждения. Как правило, апробационные занятия проходят в присутствии учителей, разработчиков, экспертов и специалистов, занимающихся разработкой данного класса средств информатизации образования. На завершающем этапе апробации эксперты должны проанализировать все вопросы и жалобы обучаемых, которые возникали в процессе их работы с образовательным электронным изданием или ресурсом.

 

              Результаты анализа хода апробации и выявленной специфики функционирования средства информатизации в условиях реального учебного процесса направляются специалистам предприятия-разработчика для принятия мер по совершенствованию электронного издания или ресурса.

Основой системы оценки качества образовательных электронных изданий  и ресурсов является технология экспертизы. Целью проведения независимой компетентной экспертизы является установление соответствия показателей качества средства информатизации образования заранее определенным требованиям международных, государственных и отраслевых стандартов, нормативно-технических документов и др., а также обеспечение качества и эффективности процесса обучения на основе применения данного ОЭИ.

 

             Универсальная единая для всех образовательных электронных изданий и ресурсов система экспертизы качества должна удовлетворять следующим основным требованиям:

  • организация работ должна осуществляться на основе системного подхода;
  • в качестве экспертов должны привлекаться специалисты разного профиля, в совокупности, обеспечивающие всесторонний анализ ОЭИ;
  • труд и опыт экспертов высшей квалификации (ведущих специалистов в своей области) необходимо использовать только для принятия глобальных решений;
  • работа по экспертизе образовательных электронных изданий и ресурсов должна быть разделена на основную и подготовительную;
  • подготовительную работу могут осуществлять специалисты более низкой квалификации;
  • вследствие возможного изменения и совершенствования ОЭИ, уже прошедшего экспертизу, в процессе эксплуатации в системе образования, процедура экспертной оценки качества должна периодически повторяться в полном объеме.

           Требования к организации комплексной экспертизы предполагают подход, включающий экспертизу технико-технологических, психолого-педагогических и дизайн-эргономических аспектов создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов.

Технико-технологическая  экспертиза. В ходе технико-технологической экспертизы выявляются:

  • возможность нормального функционирования средства в требуемых средах, в сетевом режиме, в сочетании с другими изданиями и ресурсами;
  • корректность использования современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий;
  • надежность, устойчивость в работоспособности, гетерогенность, устойчивость к дефектам;
  • наличие и качество защиты от несанкционированных действий;
  • простота, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции;
  • объем требуемой памяти;
  • достаточность технического комплекта, сопровождающего средство (наличие необходимых системных программ, шрифтов и пр.);
  • дружественность работы инсталлятора (если наличие инсталлятора предусмотрено);
  • работоспособность всех заявленных функций и возможностей ОЭИ;
  • наличие подсистем диагностики, предупреждений, продолжения работы при восстановлении работоспособности системы;
  • корректность функционирования ОЭИ одновременно с другими средствами;
  • скорость отклика на запросы пользователей.

Психолого-педагогическая экспертиза. В ходе психолого-педагогической экспертизы проводится позиционирование ОЭИ и его компонент по типу образовательного электронного издания или ресурса, уровню образования, типу и форме образовательного процесса, осуществляется оценка содержания и сценария средства информатизации, соответствия дидактическим, методическим и психологическим требованиям, использования специально разработанных педагогических методик применения и методической поддержки.

    В ходе проверки выявляются:

  • цели и область применения ОЭИ;
  • педагогическая целесообразность эксплуатации ОЭИ в рамках планируемой методической системы обучения;
  • методическая состоятельность;
  • степень соответствия аналогичным средствам информатизации образования.

            Кроме того, в процессе экспертизы специалисты должны оценить степень соответствия образовательного электронного издания или ресурса дидактическим и методическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности, систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, адаптивности, интерактивности, реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, развития интеллектуального потенциала обучаемого, системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала, полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения, учет своеобразия и особенностей конкретной учебной дисциплины; учет специфики соответствующей науки; отражения системы научных понятий учебной дисциплины, предоставления возможности контролируемых тренировочных действий.

           В ходе психолого-педагогической экспертизы проводится оценка степени раскрытия и полноты основных свойств образовательных электронных изданий и ресурсов, способствующих достижению педагогического эффекта, повышению результативности образования, оценка соответствия компонентов рассматриваемых образовательных электронных изданий и ресурсов психологическим принципам и требованиям (возрастным особенностям и интересам обучаемого, использования развивающих компонент в обучении, способов активизации познавательной активности), оценка соответствия принципам вариативности образования. Дизайн- экспертиза. В ходе данного этапа экспертной деятельности проводится оценка качества интерфейсных компонент образовательных электронных изданий и ресурсов, их соответствия единым эргономическим, эстетическим и здоровьесберегающим требованиям.

В ходе проверки выявляются:

  • временные режимы работы образовательного электронного издания или ресурса,
  • соответствие его компонентов здоровьесберегающим требованиям; характеристики используемого подхода к визуализации информации на экране монитора, цветовые характеристики, характеристики пространственного размещения информации, степень соответствия использованных подходов к визуализации подходам, общепринятым для данного класса средств информатизации;
  • характеристики организации буквенно-цифровой символики и знаков на экране монитора;
  • характеристики организации диалога (доступность для обучаемых, время реакции на ответ или управляющее воздействие, число вариантов и правдоподобность ответов в вопросах типа «меню», наличие инструкции или подсказки);
  • характеристики звукового сопровождения (комфортность восприятия звуковой информации, удобство настройки звуковых характеристик, степень засоренности и оптимальность темпа звукового сопровождения);
  • степень эстетичности компонент средства информатизации образования.

          Кроме того, в процессе дизайн- экспертизы специалисты должны оценить следующие основные параметры образовательных электронных изданий и ресурсов:

  • целесообразность, корректность и удобство использования клавиатуры, манипулятора «мышь», микрофона, сканера, принтера и других устройств;
  • наличие и качество видеофрагментов, анимации, статических графических и фото изображений, шрифтового и рисованного текста;
  • дружественность интерфейса (удобство использования клавиатуры, подсказок, надписей, системы справки и пр.);
  • наличие однообразной, но контекстно-зависимой корректирующей реакции на смысловые ошибки;
  • удобство и постоянство принципов навигации по содержательному наполнению ОЭИ;
  • возможность и качество имитационного моделирования;
  • наличие, эффективность и однообразность работы поисковой и справочной подсистем.

Информация о работе Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов