Одаренные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проявления одаренности у детей, выявить особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Задачи:
-раскрыть в полном объеме понятие одаренности
-показать сложности психического развития одаренных детей
-рассмотреть методы диагностики одаренности
-рассмотреть особенности воспитания обучения одаренных детей

Содержание работы

Введение
1 Раскрытие теоретических особенностей одаренности
1.1 Определение понятий способность, одаренность
1.2 Человеческие способности как психологические свойства личности
1.3 Концепция врожденной одаренности
1.4 Воображение как один из компонентов таланта
2 Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
2.1Ускорение обучения
2.2 Обогащение обучения
2.3Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
2.4Подготовка учителя для одаренных
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

одаренные дети.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Одной из форм работы с  одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство).

В нашей стране эта  форма известна мало. В некоторых  школах можно встретить научных работников, студентов, которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между наставником и учеником, что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования, эта форма работы не используется целенаправленно. В то же время в США уже сложилась определенная традиция руководства со стороны опытного специалиста подающим большие надежды учеником. Эту индивидуальную форму работы называют менторством.

В нашей стране получило распространение слово «наставничество», которое чаще относят к области профессионального обучения в производственной сфере.

Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут  привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися  учениками для тог чтобы расширить  их знания о мире профессии, специальностях, и видах деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.

Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.

 

Заключение

 

Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию  на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого  потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных  индивидуумов. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.

Главным направление  развития современной школы является общегосударственная программа  поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании. В базисном плане общеобразовательных учебных заведений России отмечается: "Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебный план с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных детей" (Н.О., 1995, N4, с.5).

Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования); тут и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

И конечно, одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки — не только психологии и педагогики, это очевидно, но и генетики и эндокринологии (у одаренных детей другое соотношение мужских и женских гормонов, чем у «обыкновенных»).

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться  лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения,  и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.

И начинать нужно с  общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для  одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники — но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они другие — не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание.

 

Список используемой литературы

 

 

Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети.... // Семья и школа, №3, 1990.

Лейтес Н. С Воспоминания, размышления, беседы.. // Психологический  журнал. № 1, 1992.

Выгодский Л. С. Воображение  и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные  дети. М.: Знание, 1991.

Клименко В. В. Психологические  тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.

Коршунова Л. С. Воображение  и его роль в познании. М.: Изд. МГУ, 1979.

Одаренные дети. / Сборник. Перевод с англ. М., 1991.

Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994.

Шуркова Н.Е. Собрание пестрых  дел. М.: Новая школа, 1994.

10. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 



             


Информация о работе Одаренные дети