Онтогенез. Первичные детские вокализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Считается, что дети последовательно проходят ряд стадий доречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет.

Данные о структуре криков приведены, в частности, в работах[Базжина, 1986; D’Odorico, Franco, Vidotto, 1985; Ostwald, Peltzman, 1974]. В первой из этих работ отмечен также возраст (начало четвертого месяца), когда крики, как проявления дискомфорта, трансформируются в плач.

Файлы: 1 файл

онтогенез.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Онтогенез

Первичные детские  вокализации

 

Считается, что  дети последовательно проходят ряд  стадий доречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции  определенного типа. Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет.  
 
Данные о структуре криков приведены, в частности, в работах[Базжина, 1986; D’Odorico, Franco, Vidotto, 1985; Ostwald, Peltzman, 1974]. В первой из этих работ отмечен также возраст (начало четвертого месяца), когда крики, как проявления дискомфорта, трансформируются в плач.  
 
Примерно месяцем раньше появляются вокализации, соответствующие комфортному состоянию ребенка, - гуление. Звуки гуления воспринимаются на слух как гласноподобные, сходные с нейтральным гласным взрослых лиц. В этих вокализациях встречаются также консонантоподобные призвуки, которые транскрибируются как гортанные или заднеязычные согласные. Акустические исследования показывают, что эти призвуки не связаны с периферическими артикуляциями. Наиболее вероятной причиной их возникновения является определенная нестабильность фонации - наличие в сигнале участков тремора, резких изменений частоты основного тона, возникновение субгармоник [Kent, Murray, 1982].  
 
Со временем в звуковых реакциях ребенка появляются более четкие шумовые участки и смычные согласные, прежде всего альвеолярные. Постепенно произнесения приобретают слогоподобный характер; обнаруживается тенденция к повторению сходных артикуляторных комплексов, что и называется лепетом.  
 
Консонантный состав лепета крайне разнообразен. В нем встречаются звуки, характерные для далеких друг от друга языков. При фонетическом транскрибировании лепета трудно определить не только характер звуков, но и их число в последовательности [Stockman, Woods, Tishman, 1981].  
 
Со временем звуковой состав лепета обедняется, а составляющие его слогоподобные комплексы становятся более устойчивыми. Более частыми оказываются слоги типа СГ, содержащие смычные согласные. По данным некоторых работ [Базжина, 1986], перед началом такой стабилизации наблюдается период молчания. Примерно в этот же период слоги приобретают разную степень ударенности [Гвоздев, 1948]. Тем самым намечается переход к появлению первых слов.  
 
По данным работы [Kent, Murray, 1982], длительности вокализаций на стадии лепета составляют в среднем 0,4 с и существенно не меняются в интервале от 3 до 9 месяцев. Существенно не меняется и формантный состав гласноподобных звуков.  
 
Возрастные границы между отдельными стадиями доречевых вокализаций определяются по-разному. Названия этих стадий у разных авторов тоже не совпадают. Гвоздев А.Н. относит начало лепета к 3-му месяцу жизни, очевидно, включая в этот период стадию гуления. Другие авторы отмечают начало лепета примерно на 5-м месяце, учитывая заметное увеличение в этом возрасте числа консонантных элементов в составе звуковых последовательностей. Наконец, некоторые авторы [Базжина, 1986] называют вокализации детей в возрасте 5 - 8 месяцев не лепетом, а гуканьем, относя начало лепета к 9-му месяцу жизни. Считается, что в этом возрасте вокализации уже подвержены влиянию конкретной языковой среды. По данным работы [Носиков, 1986], лепет детей в возрасте 10 -, 19 месяцев содержит большинство гласных родного языка, хотя "посторонние" гласные присутствуют и в этом возрасте. Автор указанной работы обозначает соответствующий период как "зрелый лепет".


Информация о работе Онтогенез. Первичные детские вокализации