Опора, опорный сигнал, опорный конспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:49, реферат

Описание работы

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.
Формирование ЗУН.
Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.
Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).
Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………..………….…………3
2. Дидактические принципы В.Ф. Шаталова………………..…………….…4
3. Опора, опорный сигнал, опорный конспект….............................................5
4. Формы контроля,контроль,оценка……………………………..…………...6
5. Этапы работы над теоретическим материалом……………….……….….7
6. Заключение……..................................................................................................9
7. Список использованной литературы………………………………….......10

Файлы: 1 файл

Использование технологии схемных и знаковых моделей в системе коррекционной работы.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

                                   План

 

1.Введение…………………………………………………..………….…………3

 

2. Дидактические принципы В.Ф. Шаталова………………..…………….…4

 

3. Опора, опорный сигнал, опорный конспект….............................................5

 

4. Формы контроля,контроль,оценка……………………………..…………...6

 

5. Этапы работы над теоретическим материалом……………….……….….7

 

6. Заключение……..................................................................................................9

 

7. Список использованной литературы………………………………….......10                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

 

   Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.

 Формирование ЗУН.

    Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).

Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

         Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

 

    Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова реализована в предметных технологиях В.М.Шеймана (физика), Ю.С.Меженко (русский язык), А.Г.Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Дидактические принципы В.Ф. Шаталова

 

 

• Применение ориентировочной основы действий в виде наглядных

опорных конспектов.

• Изучение учебного материала крупными блоками. Изложение

материала большими блоками (тема, раздел), писал В.Ф. Шаталов, позволяет

лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где

раньше были лишь отдельные теоремы, правила, параграфы. Ученику

предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать,

что ждет впереди.

 

 

• Обучение на высоком уровне трудности.

• Обязательный поэтапный контроль.

• Многократное повторение.

• Учение без принуждения.

• Ситуация успеха.

• Гласность и открытость результатов учебной деятельности.

• Открытые перспективы (возможность корректирования результатов).

 

Главными понятиями выступают ≪опорный конспект≫, ≪опора≫,

≪опорный сигнал≫.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

                 Опора, опорный сигнал, опорный конспект

 

 Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации

внутренней мыслительной деятельности ребенка.

 

 Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок),

заменяющий некое смысловое значение.

Опора и опорный конспект позволяют ученикам свертывать и развертывать

предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свертывания

и развертывания, доступная каждому ученику, облегчает понимание

и запоминание материала, исключает возможность зубрежки.

Ученики не только следят за мыслью учителя, по опорному конспекту

они сами могут проходить путями мысли учителя.

Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес

учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание

ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

В.Ф. Шаталов указывал, что благодаря им вырабатывается

чрезвычайно важное умение - подмечать необычное в явлениях и предметах

будничных, а это уже отличительное свойство таланта. Составляющие

таланта - целеустремленность, настойчивость в поиске, умение

обобщать разрозненные факты, наблюдения и мысли.__

 

 Опорный конспект - наглядная схема, в которой

отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены

различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о

примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Опорный конспект можно представить как систему опорных сигналов

в виде краткого условного конспекта. Это набор ключевых слов,

знаков и других опор для мысли, определенным образом расположенных

на листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

                     

                         Формы контроля, контроль,оценка

 

 

   Формы контроля:  Письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики.

    Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.

   Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решение задач по выбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.

 

   Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:

-   каждый приобщается  к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

-   возникает познавательная  самостоятельность, уверенность в  своих силах, способностях;

-   формируются ответственность, честность, товарищество.

 

 Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

 

 

 

                  Этапы работы над теоретическим материалом

 

1. Развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных

для урока параграфов или обычное объяснение учителя у доски

(с мелом, наглядностью, ТС  О).

2. Повторное краткое объяснение учителя по красочному плакату -

опорному конспекту. Сжатое объяснение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание,

расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов

основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

3. Фронтальное закрепление учебного материала по блокам конспекта,

организуемое учителем и воспроизведение опорного конспекта в

тетрадях учащимися. В.Ф. Шаталов назвал этот этап - изучение опорных

сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои

альбомы.

4. Самостоятельная работа учащихся дома: опорный конспект + учебник

+ помощь родителей.

Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект;

прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом;

расскажи материал учебника с помощью конспекта; запомни

наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект

и сравни с образцом.

5. Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем

Уроке или первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта

(урок - контроль конспекта).

6.  Ответы по опорным сигналам (письменные и устные: все учащиеся

воспроизводят опорный конспект по памяти, учитель проверяет работы

по мере поступления, одновременно идет ≪тихий≫ и ≪магнитофонный

≫ опрос.

7.  Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала

(организация взаимопомощи - ≪педагогический десант≫ - не только

между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Успех обучения во многом зависит от повторения. Сверх многократное

повторение с включением трех видов памяти - зрительной, слуховой и

моторной - приводит к тому, что хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется. Контроль по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, ≪тихий≫ опрос, магнитофонный опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

  Каждая оценка, полученная учениками, заносится на  открытый  для

обозрения лист группового учета знаний. Каждый учащийся имеет право исправить полученную отметку на более высокую, В этом состоит

принцип открытых перспектив. Каждая оценка должна быть стимулом

для учебной деятельности и вызывать положительную реакцию.

 Причина успехов опорных конспектов В.Ф. Шаталова может бьггь

видна и в том, что они решали одну из самых сложных проблем массового    

обучения - проблему проверки домашнего задания у каждого ученика на каждом уроке. Одного взгляда учителя на опорный сигнал было достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика. Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Работа в атмосфере успеха всегда приносит позитивные результаты обучения. Технология В.Ф. Шаталова реализуется в соответствии со специальной организацией мнемической деятельности учащихся, которая и обеспечивает прочность знаний, готовность учащихся к их актуализации в соответствии с решаемой учебной задачей.

  В.Ф. Шаталовым разработан своеобразный путь реализации принципа формирования мнемической деятельности как основы развивающего обучения

(З.И. Калмыкова). Его система обучения направлена на прочное усвоение

и оперативное применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                  

 

 

                                              Заключение

 

В.Ф. Шаталов не просто провозгласил, что от веры учителя в возможности

каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения

вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном

пути познания, но и всей своей практической деятельностью доказал

данный постулат.

Если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:

  • каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля.
  • Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.

Для ученика опорный конспект является “репетитором”. Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна. Им хочется добиться лучших результатов. Это показывает 100% успеваемость, хорошее качество знаний.

 

Главное – желание учителя, достаточное количество дополнительной литературы, делают возможным освоение данного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

                           Список использованной литературы  

                                       

1. Е. И. Снопкова. педагогические системы и технологии. – М.: Учебное пособие. Издание 2-е, Могилев 2013.133с

 

2. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.

 

3. Шаталов В.Ф., Шейман В.М., ХаптА.М. Опорные конспекты - М.: Просвещение, 1989.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Опора, опорный сигнал, опорный конспект