Определение понятий «правоведение», «юриспруденция», «юридические науки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Юриспруденция является общественной теоретико-мировоззренческой наукой. Юриспруденция призвана раскрывать основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность, функции. Юридическая наука в современном виде состоит из ряда отраслей: наука, изучающая конституционное право; наука, изучающая административное право; наука, изучающая гражданское право и др. История возникновения и развития государства и права является предметом науки «История государства и права». Основополагающей юридической наукой является общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права, понятия и правовые категории, общие вопросы юридической науки.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Роль науки в современном образовании и формировании личности 5
1.1. Функции науки в жизни общества 5
1.2. Роль науки в формировании личности 8
Глава II. Определение понятий «правоведение», «юриспруденция», «юридические науки» 11
2.1. Классификация юридических наук 13
2.2. Проблемы и перспективы развития юридических наук в XXI веке 24
Заключение 30
Литература 31

Файлы: 1 файл

Роль науки в совр образовании.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

Право в практической жизни людей - явление, относящееся  к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов.

Выражается и реализуется  оно в законах, правительственных  постановлениях, судебных решениях, адвокатских  документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.

Поэтому то, что называется «правом», изучалось с глубокой древности и изучается до настоящего времени прежде всего в практических целях. Юридические знания преподаются в университетах, юридических колледжах, других учебных заведениях для того, чтобы будущие судьи, адвокаты, нотариусы, все юридические работники лучше понимали смысл законов, увязывали их между собой и с иными актами, могли делать на их основе правильные выводы, устраняя при этом возникающие коллизии, несогласованности.

Надо заметить, что  с самых далеких времен общество стремилось познакомить с юридическими знаниями все население, во всяком случае образованную его часть, деловых людей и людей, связанных с государственным управлением.

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими  юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне.

Юриспруденция является общественной теоретико-мировоззренческой  наукой. Юриспруденция призвана раскрывать основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность, функции. Юридическая наука в современном виде состоит из ряда отраслей: наука, изучающая конституционное право; наука, изучающая административное право; наука, изучающая гражданское право и др. История возникновения и развития государства и права является предметом науки «История государства и права». Основополагающей юридической наукой является общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права, понятия и правовые категории, общие вопросы юридической науки.

Вместе с тем юриспруденция - это не только теоретико-мировоззренческая, но и практико-прикладная наука. Она  призвана способствовать конкретизации  процессов правотворчества, реализации правовых норм, повышению эффективности их применения. Важное значение в современный период имеет исследование проблем формирования правового государства, развития демократии и укрепления дисциплины, совершенствования законодательства, улучшения деятельности правоохранительных органов; изучение причин преступности и иных правонарушений, разработка мер, направленных на снижение их роста.

Наряду с законами и закономерностями юридическая  наука изучает юридические принципы и аксиомы, т.е. непреложные истины, которые не требуют доказательств. Многие принципы (положения, идеи) и аксиомы были сформулированы еще в древности и они не утратили своего значения и для современной юриспруденции именно в силу простейших элементарных обще-человеческих требований справедливости.

Право и государство  как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

 

Глава I. Роль науки в современном образовании и формировании личности

1.1. Функции науки в жизни общества

Проблема, связанная с  классификацией функций науки, до сих  пор остается спорной потому, что  наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. Современная наука в качестве приоритетной выделяет свою социальную функции, но также начинает больше заботиться о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научно-технического прогресса, которой можно выделить:

а) неогуманистическую ориентацию, в которой присутствует акцент на выживание человечества. Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только совокупности накопленных  знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях.

б) связанная с ней  экологическая функция направлена на сохранение природы вообще (ресурсов, Земли, биосферы) и обеспечение максимально  благоприятных и гармоничных  экологических условий для существования  человека, в частности.

Реализация социальной предполагает, что методы науки и данные научных исследований используют для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности). В этой своей функции наука затрагивает социальное управление.

Культурная функция  науки - оценка результатов научной деятельности, которые составляют также и совокупный потенциал культуры; процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Она стоит перед лицом проблем социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, нравственного климата в научном сообществе. Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и это - суть науки.

«Силовое» воздействие  всего социокультурного поля на имеющийся  научно-творческий потенциал показывает степень «чистоты» и независимости  науки.

Исследователи обращают внимание на надпроективно-конструктивную функцию науки, поскольку она предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий. Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки необходимо включить описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов

В. И. Вернадский подчеркивал, что содержание науки не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой наукой картиной мира; главным живым содержанием является научная работа живых людей. Институциональное понимание науки подчеркивает ее связь с образованием и показывает бытие науки в качестве необходимой структуры любого типа общественного устройства. Наука представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, субъектами познавательного процесса. Она опирается на совокупность норм и ценностей. Однако то, что наука является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, — результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. Наука предстает как наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру.

Наука вплетена во все  сферы человеческой деятельности, особенно значима ее роль в образовании. Образовательный  процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.

Образование предстает  как непрерывный процесс, который  проходит через свои институциональные и внеинституциональные формы, т.е. совершается как в рамках официальных учебных заведений, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей. В настоящее время говорят о поликультурном образовательном пространстве, весьма актуальном для многонациональной России. Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, его ориентация на толерантность и сбалансирование сциентистского и гуманистического содержания. Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней: операционального (освоение логики учебного предмета), межоперационального (совокупность дисциплин данного курса), тактического (формирование содержания знания), стратегического (интегрирование во внутреннюю структуру личности), глобального (результат интегративного и направленного образовательного процесса).

Процесс формирования личности включает в себя принципы экстериоризации, т. е. направленности на внешние обстоятельства, и принципы интериоризации — т. е. формирование внутренних, глубинных установок.

Важная роль в процессе первичной социализации, т.е. приобщения индивида к значимым формам общения  и моделям поведения, принадлежит  семье. Личность, общество и государство  связаны сложными взаимоотношениями.

 

1.2. Роль науки в формировании  личности

Наука вплетена во все  сферы человеческой деятельности, она  внедряется и в базисные основания  отношений самих людей. Особенно значима роль науки в образовании. В основании современного образовательного процесса лежат научная картина мира и научно обоснованные подходы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Научные принципы выступают основными единицами образовательной матрицы, они включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит подготовка человека к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности, встреча индивида с наукой.

Наука оказывает направленное воздействие на образовательный  процесс и может в случае необходимости  санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие  принципы присутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Они опираются на достижения многообразных наук о человеке: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Целостный процесс образования должен служить интересам общества и личности. Формирование современного типа личности предстает не просто как передача тех или иных знаний, но и как целостный процесс окультуривания, «возделывания» личности учащегося.

Образование — это  интегративный процесс. В нем  присутствует компонента обучения, компонента передачи и сохранения традиций, творческая компонента, предполагающая развитие эвристической и поисковой деятельности. Образование — процесс непрерывный, который проходит через свои институциональные формы, т.е. совершается как в рамках официальные учебных заведений, имея систематический характер, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей.

Процесс образования  предполагает приобщение к базовым  ценностям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание. Образование  обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной техники, ее развитие и внедрение новых научных достижений.

Современная наука обеспокоена  созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы значима  его гуманитарная составляющая, ориентация на толерантность, сбалансировано научное и духовное содержание. В настоящее время говорят о поликультурном образовательном пространстве, весьма актуальном для многонациональной России. Утверждается личностно-ориентированная модель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Эта задача реализуется с учетом возможностей новых информационных технологий.

Влияние науки на процесс  образования ведет к выделению  следующих уровней: операционального, межоперационального, тактического, стратегического, глобального. Первый — предполагает освоение логики учебного предмета, второй — совокупности дисциплин данного учебного курса, третий — отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин. Четвертый — ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности. И, последний, глобальный уровень свидетельствует о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегрального и направленного образовательного процесса.

Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, изучение типичных и нетипичных ситуаций, дистантное обучение и информационные технологии. Перемены в обществе ведут за собой изменения в системе образования, направленном на формирование личности.

В настоящее время  отмечаются многочисленные негативы современного образовательного процесса, потеря качества из-за вписанных в него отношений  коммерциализации, проявляющимся в  данной сфере бюрократизмом. Образование  нельзя квалифицировать как одну из рыночных услуг, наряду с другими.

Современные исследователи  предлагают выделять две общие как  для образования, так и для  науки функции. Во-первых, это функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию, в которой присутствуют ценностные ориентации на выживание человечества. Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях. Вторая, тесно связанная с первой, экологическая функция направлена на сохранение природы вообще (ресурсов, Земли, биосферы) и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека. Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от техногенно-экономической к эколого-гуманистической. На вопрос о том, выживет ли человечество в техногенном мире, ученые отвечают, что это во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о нашем будущем.

Информация о работе Определение понятий «правоведение», «юриспруденция», «юридические науки»