Опыт формирования навыков использования новых компьютерных технологий в педагогической деятельности будущих учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:19, статья

Описание работы

В данной статье представляется опыт работы со студентами-практикантами старшего преподавателя Ошского гуманитарно-педагогического института. Суть опыта заключается в том, как с помощью специально разработанного курса развить методические навыки применения обучающих программ в учебном процессе.
Возможности новых информационных технологий (НИТ) для специалистов, в том числе и педагогов, становятся не имеющими границ, способствуют эффективному решению профессиональных проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

Файлы: 1 файл

Опыт формирования навыков использования новых компьютерных технологий в педагогической деятельности будущих учителей.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Опыт формирования навыков использования новых компьютерных технологий в педагогической деятельности будущих учителей

Эралы Арынбаев,

Кыргызстан,

Ошский гуманитарно-

педагогический  институт

 

В данной статье представляется опыт работы со студентами-практикантами старшего преподавателя Ошского гуманитарно-педагогического института. Суть опыта заключается в том, как с помощью специально разработанного курса развить методические навыки применения обучающих программ в учебном процессе.

Возможности новых информационных технологий (НИТ) для специалистов, в том числе и педагогов, становятся не имеющими границ, способствуют эффективному решению профессиональных проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

В школьную практику стремительно внедряются информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.

Применение НИТ в учебном процессе в  школе дает возможность активизировать самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

НИТ дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать, считать и писать.

21-ый век - век компьютеров. И не использовать  новейшие разработки в образовании,  в частности в школах, просто  невозможно. Сегодня всерьёз обсуждают  возможность использования компьютерных технологий на уроках в общеобразовательных классах, учащиеся которых вообще не заинтересованы в получении знаний по тому или иному предмету.

Но насколько  школьные педагоги готовы использовать возможности НИТ в своей педагогической деятельности, насколько педагогические высшие учебные заведения способствуют формированию и развитию у будущих педагогов знаний и навыков применения уникальных возможностей новых информационных технологий, в частности компьютерных технологий в педагогической деятельности?

В обычном педагогическом вузе студенты проходят специальный курс по компьютерной грамотности, который предназначен не только для студентов педагогических вузов, но и техническим, и гуманитарным, и экономическим и др. специальностям.

Но, практика доказывает, что 99% выпускников вузов - молодых специалистов, например, учителя математики, физики, химии, биологии и другие не умеют применять компьютерные технологии в учебном процессе, в решении методических проблем, возникающие в своей педагогической деятельности, хотя имеются масса уникальных компьютерных программ.

Анализ педагогической деятельности преподавателей по методике преподавания отдельных предметов вузов показывает, что в их практической работе не используются эти уникальные компьютерные программы, как средство обучения. Следовательно, выпускники вузов – молодые специалисты не обладают методикой использования имеющейся компьютерные технологии на своих уроках.

В целях решения данной проблемы, нами были разработаны специальный курс «Как научиться использовать обучающие программы в обучении элементарной математики», содержание которого состоит из двух частей: 1. Обучающие программы. 2. Методические рекомендации для учителей.

Часть 1 «Обучающие программы» нашего курса составлены из имеющихся программ, которые известны, а также собственными программами автора. Тематика, последовательность и порядок программ представлены в соответствии с программой «Методика преподавания математики», а также учебной программой «Математика» общеобразовательных средних школ.

Во второй части представлены методические рекомендации по использованию каждой обучающей программы в учебном процессе. Они разрабатывались вместе со студентами, которым предстояло пройти педагогическую практику в школе, в соответствии классами и учебными темами школьной математики. Работа велась в соответствии с заранее составленным планом проведения педагогической практики с участием практикантов.

Работа по разработке второй части спецкурса «Как научиться  использовать обучающие программы в обучении элементарной математики» произведена до педпрактики, во время занятий по «Методике преподавания математики». Тематика обучающих программ была составлена заранее и вывешена на доске.

Во время  занятий каждому студенту были предоставлены интернет ресурсы, где представлены обучающие программы. Для них был представлены алгоритмы поиска, нахождения, изучения, хранения и передачи обучающих программ.

Для того, чтобы  каждый студент выработал навыки поиска, изучения, представления и  передачи или сохранения каждую обучающую программу преподавателем применен интерактивный метод «Работа в малых группах», где каждому студенту, независимо от уровня их успеваемости, представлена возможность выработки собственного опыта.

Для того, чтобы  эффективно провести работу в малых группах, группа студентов разделены на 3-4 малые группы, а задание для всех одинаковое: найти обучающую программу, например, «Построение графиков функций» и отработать навыки решения задач по учебнику алгебры для 7 класса по теме «Графики функций». На эту работу дается 5-7 минут, затем каждая группа презентует свою наработку. После презентации каждая группа корректирует, дополняет свою наработку – сценарий будущего урока.

Таким образом, отрабатывается каждая обучающая программа и составляется мини календарный план на время педпрактики.

Обычно студенты особо не готовятся на педпрактику. Неделю, даже больше времени студенты проводят на адаптацию к условиям школы. Мы считаем, что адаптационного периода для студентов-практикантов не целесообразным, исходя из того факта, что любой человек, в том числе и студенты, 10-12 лет ходили школу, знают порядок работы на уроке, правила поведения в школе, сами участвовали в учебном процессе как один из главных субъектов. За этот период приобретены определенные навыки педагогической деятельности.

Наши студенты с первых же дней начинают настоящую  педагогическую деятельность, готовятся, планируют и проводят уроки с  помощью компьютеров и обучающих  программ. Одновременно студенты-практиканты  работают по системе «Обучение через опыт». То есть, наши студенты-практиканты работали по следующей схеме:

  1. Практиковать опыт,
  2. Анализировать и дать оценку своей работы,
  3. Сделать выводы, создавать правила,
  4. Применить новые свои правила, выводы.

При такой форме  педпрактики студенты-практиканты лучше осваивают навыки работы с классом, с каждым учеником индивидуально и интересно.

В результате работы по специально совместно разработанному курсу каждый студент-практикант получил  полное удовлетворение, все заслужили  отличные оценки, самое основное каждый из студентов-практикантов получили опыт работы использования обучающих программ в учебном процессе.

Итак, для того, чтобы формировать у будущих  педагогов навыки применения обучающих  программ в учебном процессе общеобразовательных  школ необходимо сначала отработать у самих студентов навыки работы с обучающими программами, развить методические навыки подготовки, планирования и проведения уроков, затем с их участием разработать план работы во время педпрактики. И самое главное, надо всю эту работу организовать и провести на основе системы «Обучение через опыт».

Для дальнейшего  совершенствования работы со студентами-практикантами  подчеркиваем необходимость создания подобные спецкурсы по физике, химии, биологии, экономики и др.

 

Список литературы

  1. Адольф В.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога. / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // Информатика и образование. 2006. - № 1.
  2. Балухина Н.В. Моделирование процесса подготовки студентов к использованию ЭОР в их будущей педагогической деятельности. / Н. В. Балухина // Образовательные технологии, Воронеж. 2006. - № 1. - с. 173-178.
  3. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения. / П. В. Беспалов // Педагогика. 2003. - № 4. - с. 41-45.
  4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. -352 с. (Серия педагога-практика).
  5. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Перевод с нем. – 2-е изд. -  М.: Генезис, 2005. – 267 с. – (Все о психологической группе).

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Опыт формирования навыков использования новых компьютерных технологий в педагогической деятельности будущих учителей