Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:19, статья
В данной статье представляется опыт работы со студентами-практикантами старшего преподавателя Ошского гуманитарно-педагогического института. Суть опыта заключается в том, как с помощью специально разработанного курса развить методические навыки применения обучающих программ в учебном процессе.
Возможности новых информационных технологий (НИТ) для специалистов, в том числе и педагогов, становятся не имеющими границ, способствуют эффективному решению профессиональных проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
Опыт формирования навыков использования новых компьютерных технологий в педагогической деятельности будущих учителей
Эралы Арынбаев,
Кыргызстан,
Ошский гуманитарно-
педагогический институт
В данной статье представляется опыт работы со студентами-практикантами старшего преподавателя Ошского гуманитарно-педагогического института. Суть опыта заключается в том, как с помощью специально разработанного курса развить методические навыки применения обучающих программ в учебном процессе.
Возможности новых информационных технологий (НИТ) для специалистов, в том числе и педагогов, становятся не имеющими границ, способствуют эффективному решению профессиональных проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
В школьную практику стремительно внедряются информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Применение НИТ в учебном процессе в школе дает возможность активизировать самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
НИТ дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать, считать и писать.
21-ый век -
век компьютеров. И не
Но насколько школьные педагоги готовы использовать возможности НИТ в своей педагогической деятельности, насколько педагогические высшие учебные заведения способствуют формированию и развитию у будущих педагогов знаний и навыков применения уникальных возможностей новых информационных технологий, в частности компьютерных технологий в педагогической деятельности?
В обычном педагогическом вузе студенты проходят специальный курс по компьютерной грамотности, который предназначен не только для студентов педагогических вузов, но и техническим, и гуманитарным, и экономическим и др. специальностям.
Но, практика доказывает, что 99% выпускников вузов - молодых специалистов, например, учителя математики, физики, химии, биологии и другие не умеют применять компьютерные технологии в учебном процессе, в решении методических проблем, возникающие в своей педагогической деятельности, хотя имеются масса уникальных компьютерных программ.
Анализ педагогической деятельности преподавателей по методике преподавания отдельных предметов вузов показывает, что в их практической работе не используются эти уникальные компьютерные программы, как средство обучения. Следовательно, выпускники вузов – молодые специалисты не обладают методикой использования имеющейся компьютерные технологии на своих уроках.
В целях решения данной проблемы, нами были разработаны специальный курс «Как научиться использовать обучающие программы в обучении элементарной математики», содержание которого состоит из двух частей: 1. Обучающие программы. 2. Методические рекомендации для учителей.
Часть 1 «Обучающие программы» нашего курса составлены из имеющихся программ, которые известны, а также собственными программами автора. Тематика, последовательность и порядок программ представлены в соответствии с программой «Методика преподавания математики», а также учебной программой «Математика» общеобразовательных средних школ.
Во второй части представлены методические рекомендации по использованию каждой обучающей программы в учебном процессе. Они разрабатывались вместе со студентами, которым предстояло пройти педагогическую практику в школе, в соответствии классами и учебными темами школьной математики. Работа велась в соответствии с заранее составленным планом проведения педагогической практики с участием практикантов.
Работа по разработке второй части спецкурса «Как научиться использовать обучающие программы в обучении элементарной математики» произведена до педпрактики, во время занятий по «Методике преподавания математики». Тематика обучающих программ была составлена заранее и вывешена на доске.
Во время занятий каждому студенту были предоставлены интернет ресурсы, где представлены обучающие программы. Для них был представлены алгоритмы поиска, нахождения, изучения, хранения и передачи обучающих программ.
Для того, чтобы каждый студент выработал навыки поиска, изучения, представления и передачи или сохранения каждую обучающую программу преподавателем применен интерактивный метод «Работа в малых группах», где каждому студенту, независимо от уровня их успеваемости, представлена возможность выработки собственного опыта.
Для того, чтобы эффективно провести работу в малых группах, группа студентов разделены на 3-4 малые группы, а задание для всех одинаковое: найти обучающую программу, например, «Построение графиков функций» и отработать навыки решения задач по учебнику алгебры для 7 класса по теме «Графики функций». На эту работу дается 5-7 минут, затем каждая группа презентует свою наработку. После презентации каждая группа корректирует, дополняет свою наработку – сценарий будущего урока.
Таким образом, отрабатывается каждая обучающая программа и составляется мини календарный план на время педпрактики.
Обычно студенты особо не готовятся на педпрактику. Неделю, даже больше времени студенты проводят на адаптацию к условиям школы. Мы считаем, что адаптационного периода для студентов-практикантов не целесообразным, исходя из того факта, что любой человек, в том числе и студенты, 10-12 лет ходили школу, знают порядок работы на уроке, правила поведения в школе, сами участвовали в учебном процессе как один из главных субъектов. За этот период приобретены определенные навыки педагогической деятельности.
Наши студенты
с первых же дней начинают настоящую
педагогическую деятельность, готовятся,
планируют и проводят уроки с
помощью компьютеров и
При такой форме
педпрактики студенты-практикан
В результате работы по специально совместно разработанному курсу каждый студент-практикант получил полное удовлетворение, все заслужили отличные оценки, самое основное каждый из студентов-практикантов получили опыт работы использования обучающих программ в учебном процессе.
Итак, для того, чтобы формировать у будущих педагогов навыки применения обучающих программ в учебном процессе общеобразовательных школ необходимо сначала отработать у самих студентов навыки работы с обучающими программами, развить методические навыки подготовки, планирования и проведения уроков, затем с их участием разработать план работы во время педпрактики. И самое главное, надо всю эту работу организовать и провести на основе системы «Обучение через опыт».
Для дальнейшего совершенствования работы со студентами-практикантами подчеркиваем необходимость создания подобные спецкурсы по физике, химии, биологии, экономики и др.
Список литературы