Организационные формы обучения в вузе (лекции, семинарский занятия, практические занятия, лабораторные работы)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 15:23, контрольная работа
Описание работы
В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидностях - просеминар, семинар, спецсеминар, лабораторная работа, практикум, самостоятельная, научно-исследовательская работа студентов, производственная практика. В дидактике они трактуются как способы управления познавательной деятельностью студентов для решения определенных дидактических задач.
Содержание работы
Вопрос 1. Организационные формы обучения в ВУЗе (лекции, семинарский занятия, практические занятия, лабораторные работы)………………………3
Роль и место лекции в ВУЗе…………………………………………...3
Роль семинарских занятий в ВУЗе……………………………………4
Практические занятие в ВУЗе…………………………………………4
Роль лабораторных работ…………………………………………….5
Вопрос 2. Воспитательные функции оценки…………………………………..6
Список литературы……………
Файлы: 1 файл
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине «Методический
основы преподавания экономических дисциплин»
на тему:
Вариант 14
«Вопрос 1. Организационные
формы обучения в вузе (лекции, семинарский
занятия, практические занятия, лабораторные
работы).
Вопрос 2. Воспитательные функции
оценки.»
Выполнил(а): студентка
Группы
Проверил(а) Кунгурцева
Г.Ф.
Уфа 2015
Содержание
Вопрос 1. Организационные формы
обучения в ВУЗе (лекции, семинарский занятия,
практические занятия, лабораторные работы)………………………3
- Роль и место лекции в ВУЗе…………………………………………...3
- Роль семинарских занятий в
ВУЗе……………………………………4
- Практические занятие в ВУЗе…………………………………………4
- Роль лабораторных работ…………………………………………….5
Вопрос 2. Воспитательные функции
оценки…………………………………..6
Список литературы………………………………………………………………8
Вопрос 1. Организационные формы
обучения в ВУЗе (лекции, семинарский занятия,
практические занятия, лабораторные работы)
1.1 Роль и место лекции
в ВУЗе
В вузе функционируют разнообразные
организационные формы обучения: лекции,
практические занятия в их разновидностях
- просеминар, семинар, спецсеминар, лабораторная
работа, практикум, самостоятельная, научно-исследовательская
работа студентов, производственная практика.
В дидактике они трактуются как способы
управления познавательной деятельностью
студентов для решения определенных дидактических
задач. В то же время лекция, семинар, самостоятельная
работа выступают и как организационные
формы обучения, так как являются способами
осуществления взаимодействия студента
и преподавателей, в рамках которых реализуются
содержание и методы обучения.
На протяжении всей истории
высшей школы - с момента ее зарождения
и до наших дней - ведущей организационной
формой и методом обучения является лекция.
С нее начинается первое знакомство студента
с учебной дисциплиной, она вводит молодых
людей в науку, закладывает основы научных
знаний.
В жизни современной высшей
школы лекцию часто называют горячей точкой.
Основная дидактическая цель ее -- формирование
ориентировочной основы для последующего
усвоения студентами учебного материала.
Эффективность вузовской лекции как основной
организационной формы является темой
разработок многих ученых, среди которых
видное место принадлежит С.И. Зиновьеву
и Т.А. Ильиной.
Вузовская лекция - главное
звено дидактического цикла обучения.
Слово «лекция» имеет в основе латинское
слово lectio -- чтение. Лекции появились еще
в Древней Греции, получив свое дальнейшее
развитие в Древнем Риме и в средние века.
- Роль семинарских занятий в
ВУЗе
Семинары выполняют многогранную
роль: стимулируют регулярное изучение
студентами первоисточников и другой
литературы, а также внимательное отношение
к лекционному курсу; закрепляют знания,
полученные студентами при прослушивании
лекции и самостоятельной работе над литературой;
расширяют круг знаний благодаря выступлениям
товарищей и преподавателя на занятии;
позволяют студентам проверить правильность
ранее полученных знаний, вычленить в
них наиболее важное, существенное. Основной
и ведущей функцией семинара является
функция познавательная. Если занятие
хорошо подготовлено, в процессе обсуждения
на семинаре конкретных проблем вырисовываются
новые аспекты, углубляется обоснование,
выдвигаются положения, не привлекшие
ранее внимания студентов. Даже само углубление
знаний, движение мысли от - сущности первого
порядка к сущности второго порядка сообщают
знаниям студентов более осмысленное
и прочное содержание, поднимают их на
более высокую ступень.
- Практические занятие в ВУЗе
Практические занятия — метод
репродуктивного обучения, обеспечивающий
связь теории и практики, содействующий
выработке у студентов умений и навыков
применения знаний, полученных на лекции
и в ходе самостоятельной работы.
Практические занятия представляют
собой, как правило, занятия по решению
различных прикладных задач, образцы которых
были даны на лекциях. В итоге у каждого
обучающегося должен быть выработан определенный
профессиональный подход к решению каждой
задачи и интуиция. В связи с этим вопросы
о том, сколько нужно задач и какого типа,
как их расположить во времени в изучаемом
курсе, какими домашними заданиями их
подкрепить, в организации обучения в
вузе далеко не праздные. Отбирая систему
упражнений и задач для практического
занятия, преподаватель стремится к тому,
чтобы это давало целостное представление
о предмете и методах изучаемой науки,
причем методическая функция выступает
здесь в качестве ведущей.
- Роль лабораторных работ
Лабораторные занятия - это
один из видов самостоятельной практической
работы обучающихся, на котором путем
проведения экспериментов происходит
углубление и закрепление теоретических
знаний в интересах профессиональной
подготовки. Проведением лабораторного
практикума со студентами достигаются
следующие цели:
- углубление и закрепление
знания теоретического курса путем практического
изучения в лабораторных условиях изложенных
в лекциях законов и положений;
- приобретение навыков в научном
экспериментировании, анализе полученных
результатов;
- формирование первичных навыков
организации, планирования и проведения
научных исследований.
Построение лабораторного практикума
должно способствовать установлению логических
связей профилирующего курса с другими
учебными дисциплинами с тем, чтобы обучающиеся
усвоили его как целостную систему со
всей структурой, отражающей данную науку.
При разработке программы лабораторного
практикума чрезвычайно важно учесть
то, что выпускники вузов, хорошо усвоившие
теоретический материал, не всегда могут
применять его в своей профессиональной
деятельности. Основное требование к лабораторному
практикуму в вузе - выбор такого содержания
учебного материала и формы организации
занятия, которые бы способствовали развитию
активной познавательной деятельности
обучающихся, творчеству и самостоятельности
в решении научных и практических задач.
Вопрос 2. Воспитательные функции
оценки
Оценка – это определение и
выражение в балах (отметка), а также в
оценочных ситуациях учителя степени
усвоения учащимися знаний, умений и навыков,
установленных программой.
Оценка имеет большое значение
для управления как учебной деятельностью
учителя, она должна служить также цели
совершенствования самого учебного процесса
и всестороннего, в том числе и нравственного
воспитания учащихся. Но достижимо это
только тогда когда оценка будет иметь
высокий престиж вообще и особенно в создании
учащихся.
Оценка учитывает объем, уровень
и качество овладения учеников знаниями,
умениями и навыками. Объем знаний по определенному
предмету – это перечень ведущих понятий,
законов, идей теорий, которые лежат в
основе данной науки и интерпретируются
в программах.
Овладение объемом ведущих
теоретических знаний предшествует формированию
у учащегося определенных целенаправленных
действий: то ли воспроизведение усвоенного
или применение его по образу, в сходных
условиях; толи использование усвоенного
для решения нестандартных, сложных мыслительных
задач.
Все это и задает тот или иной
уровень усвоения знаний, т.е. характер
применения усвоенных знаний, обеспечивающий
ту или иную степень мыслительных усилий
(уровень мыслительной деятельности).
Воспитательная функция выражается
в рассмотрении формирования положительных
мотивов учения и готовности к самоконтролю
как фактору преодоления заниженной самооценки
учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль
и оценка снимают страх перед контрольными
работами, снижают уровень тревожности,
формируют правильные целевые установки,
ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется
в том, что любой вид оценки (включая и
отметки) создает определенный эмоциональную
реакцию. Действительно, оценка может
вдохновить, направить на преодоление
трудностей, оказать поддержку, но может
и огорчить, записать в разряд «отстающих»,
усугубить низкую самооценку, нарушить
контакт со взрослыми и сверстниками.
Информационная функция является
основой диагноза планирования и прогнозирования.
Главная ее особенность – возможность
проанализировать причины неудачных результатов
и наметить конкретные пути улучшения
учебного процесса как со стороны ведущего
этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна
для самоконтроля, его умения анализировать
и правильно оценивать свою деятельность,
адекватно принимать оценку педагога.
Учителю функция управления помогает
выявить пробелы и недостатки в организации
педагогического процесса, ошибки в своей
деятельности («что я делаю не так…», «что
нужно сделать чтобы…») и осуществить
корректировку учебно-воспитательного
процесса.
Список литературы
- Педагогика: учеб. Пособие для
студентов высших учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов/ под ред В.А.Сластенина - 5-е изд., стер-М.: Издательский центр «Академия», 2006
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования –– М.: Мастерство, 2007. – 272 с.
- Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
- Близнюк С. Л. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учеников. - К.: Изд-во “Знание”, 2003.
- Болотика Л. Р.: Педагогика. - М.: “Просвещение”, 2002. - 325 с.
Информация о работе Организационные формы обучения в вузе (лекции, семинарский занятия, практические занятия, лабораторные работы)