Организация групповой и парной работы на современном уроке в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:56, творческая работа

Описание работы

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. (1 слайд)

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 35.31 Кб (Скачать файл)

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е.  речь идёт о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Задача  школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  (1 слайд)                                                                                                                                                                Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.  Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.  Наиболее благоприятные для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые и парные формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, а предлагает своё мнение, пусть оно не всегда верное; в группах  рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно то, что групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.                                                                                                                            Организация парной работы учащихся. (2 слайд)                                                                                           Парная работа является разновидностью групповой, так как она сохраняет все признаки групповой работы: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя – опосредованное руководство через инструктажи, памятки. Парную работу используют на уроках всех дисциплин. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. Это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.  Парная работа может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе: при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счёте предметов на уроке математики.                                                         Важнейшие особенности этой формы: каждый момент работы половина учащихся говорит, половина слушает; каждый ученик является попеременно то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика – учить других всему, что знаешь сам; каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей.                      Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырём основным.                        Виды парной работы: 

1)  Работа «хором»:  учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2)    По операциям: 1-й ученик называет слово,   2-й ученик кладет карточку, 1 –й ученик соглашается или протестует.

3)    Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4)    1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель  помогает парам и фиксирует удачи  и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.                                                               Этапы введения парной работы. ( 3 слайд)                                                                                                             В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно ( по уровню трудности, по объёму учебного материала). После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах « учитель – ученик».                                                                                                                                                         В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Дети знакомятся с правилами общения ,такими как: сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, соглашаться и возражать, просить о помощи, внимательно слушать ответ. Далее дети учатся тренироваться и обсуждать в парах. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе и на любом виде урока. Авторами учебников предусмотрены задания для парной и групповой работы, которые отмечены специальными значками.                                                                                                                                                    Так, на уроке технологии при прохождении темы «Уход за комнатными растениями» дети с удовольствием работают в парах. ( 4 слайд)                                                                                            На уроке окружающего мира при прохождении темы « Красная книга» дети не только узнали, какие растения и животные занесены в Красную книгу, но и сами составили Красную книгу класса.( 5 слайд)                                                                                                                                               Дети по желанию образовали пары,  самостоятельно выбрали животное или растение, распределили кто будет собирать информацию, готовить фото или презентацию и затем представили свою работу одноклассникам. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища, учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не сделал бы - свободно общаться с товарищем на уроке, свободно сидеть. Такая работа детям нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. Далее при групповой форме такие дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.                                                                                     При групповых методах работы действуют следующие принципы: (6 слайд)

- взаимного обогащения;

- обмена информацией;

- активности;

- использование личного опыта;

-взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания;

- ответственности и долга;

- общего анализа деятельности;                                                                                                                              А также решаются следующие дидактические задачи: ( 7 слайд )

           - уметь работать с книгой и  с карандашом в руке.


           - уметь расчленять задания по шагам.

          - уметь выявлять ошибку свою или товарища.

           - уметь развивать познавательный спор.

 

 

 

 

 


 

 

Групповая форма позволяет  решать и воспитательные задачи на уроке: ( 8 слайд)

  • умение слушать и слышать;
  • умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
  • умение подчиняться правилам поведения в группе;
  • умение преодолевать трудности, конфликты;
  • общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге   развитие самостоятельности и   независимости;
  • практикуются контроль и оценка ситуации;
  • возможность равноправия в развитии самостоятельности мысли, личных  черт и личной позиции.

На уроке литературного чтения  ребята работали над проектом «Детские журналы». (9, 10 слайды) По завершению данного раздела дети  в творческих группах  создали свои журналы. Работа была плодотворной и интересной. Ребята с интересом смотрели и слушали презентации журналов своих товарищей и затем в классе их читали. Были созданы журналы: «Весёлый осьминог», «Зимняя сказка», « Волшебный мир детства», « Метелица», «Из чего сделаны мальчишки».                                                                                                                                  Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:             (11 слайд)

-постановка познавательной  задачи ( проблемной ситуации);

-раздача дидактического  материала и планирование работы в группе;

-индивидуальное выполнение  задания и обсуждение результатов;

-обсуждение общего задания  группы (замечания, дополнения, уточнения);

-сообщение о результатах работы  группы;

-общий вывод о работе  групп и достижении поставленной  задачи;                                     Рассмотрим алгоритм работы в группе: (12 слайд)

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2.Анализ условий ( разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3.Выдвижение версий всеми  членами группы.

4.Обоснование версий, их  проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие  решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7. Проговаривание в группе  выступления.

8.Представление решения.

Различают два вида групповой  работы: однородная и дифференцированная. (13 слайд)

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех  задания, а дифференцированная -  выполнение различных заданий разными группами.                                                                                                                                                                          При организации групповой работы должны соблюдаться следующие правила: (14 слайд)

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу;

- говори по очереди;

-реагируй жестами и  знаками;

- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;

- убедись, что в разговоре  участвует каждый;

-обращайся к друг другу по имени;

Группы  могут формироваться по следующим  принципам: ( 15 слайд)

- стихийно

-по интересам

-по уровню познавательной  активности

Возможны следующие ролевые функции в группе: (16 слайд)

- чтец читает вслух;

- секретарь  записывает  что-то от лица группы;

- докладчик  у доски  рассказывает, что решила группа;

- хронометрист следит  за временем;

Особое внимание нужно  уделить основным противопоказаниям при организации групповой работы: ( 17 слайд)

Нельзя:

- формировать пару из двух слабых учеников;

- требовать полной тишины;

- наказывать детей лишением  права участвовать в групповой  работе;

- заниматься работой в  группе более 10-15 минут в 1 классе  и более половины урока во 2 классе;

Один из приёмов групповой  работы показан на уроке математике в 1 классе. Это дидактическая игра «Пирамиды». ( слайд 18)  Дети, изучая таблицу сложения в пределах 20,  с удовольствием закрепляют свои навыки в игре.

Проблема развития коммуникативных  умений учащихся в современной школе  очень актуальна. Групповая работа - одно из главных условий формирования коммуникативных умений. Рассмотрим положительные аспекты групповой работы: (19 слайд)

-психологический комфорт  в общении;

- воспитательное значение;

-создание творческого  характера мышления;

-возможность решить любую  ситуацию самостоятельно, либо при  обращении к окружающим сотрудникам;

-возможность добывать  знания самостоятельно;

- момент игры;

- возможность открыто  помогать друг другу;

- учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует  деятельность учащихся;

- отсутствуют дисциплинарные  нарушения;

-учащиеся свободно анализируют  свои ошибки;

-осознают границы своего  незнания;

Групповая работа часто используется в кружковой работе. На занятии кружка «Умелые руки» ребята изготовили новогодние газеты. ( слайды 20, 21, 22) Дети заранее договорились о названии, распределили кто принесёт какую информацию и по завершению работы устроили выставку новогодних газет.

Существуют проблемы и трудности группового обучения:

- охват объёма знаний каждым ребёнком;

- проблемы личной победы;

-темп работы;

учёт личного вклада в  коллективную деятельность;

- внутригрупповое распределение;

Систематизируя вышеизложенное, хочется сделать выводы, что групповая работа необходима на современном уроке в начальной школе, так как она: ( слайды 24, 25 )

- приобщает к важным  навыкам жизни;

- улучшает успеваемость;

- формирует мотивацию  учения и обучения;

- может научить каждого;

- соблюдает дифференцированный  подход;

- помогает ребёнку проявить  себя;

- укрепляет дружбу и  устанавливает межличностные отношения;

- устанавливает психологический  комфорт в коллективе;

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                  


Информация о работе Организация групповой и парной работы на современном уроке в начальной школе