Организация игр-занятий для детей первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 21:26, доклад

Описание работы

Игры-занятия — это первые шаги ребенка на пути познания окружающего мира. Он рассматривает предметы, прислушивается к звукам, накапливает новые впечатления от прикосновения к предметам. Это развивает активность, стремление к новым впечатлениям от бесконечно разнообразной действительности. Малыш начинает подолгу рассматривать игрушки, посуду на столе, другие предметы, попадающие в поле его зрения. Он следит за входящим и выходящим из комнаты взрослым, прислушивается к его голосу, к музыке. Начинает улыбаться, услышав знакомые голоса или увидев кого-либо из близких людей. Ребенок первых месяцев жизни способен к восприятию окружающей действительности гораздо больше, чем принято считать. Поэтому чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучше будет результат.

Файлы: 1 файл

Дошкольная.docx

— 20.73 Кб (Скачать файл)

Организация игр-занятий для детей первого года жизни

Игры-занятия — это первые шаги ребенка на пути познания окружающего мира. Он рассматривает предметы, прислушивается к звукам, накапливает новые впечатления от прикосновения к предметам. Это развивает активность, стремление к новым впечатлениям от бесконечно разнообразной действительности. Малыш начинает подолгу рассматривать игрушки, посуду на столе, другие предметы, попадающие в поле его зрения. Он следит за входящим и выходящим из комнаты взрослым, прислушивается к его голосу, к музыке. Начинает улыбаться, услышав знакомые голоса или увидев кого-либо из близких людей. Ребенок первых месяцев жизни способен к восприятию окружающей действительности гораздо больше, чем принято считать. Поэтому чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучше  будет результат.

      Большое значение для познавательного развития имеет окружающая обстановка.  Если  она однообразна  и  бедна,  то даже  при  достаточном внимании к ребенку со стороны взрослых должного   развивающего   эффекта   достичь   невозможно.   Ребенок, привыкший к общению с взрослыми, постоянно требует внимания к себе, просится на руки, так как не может найти интересного занятия самостоятельно.

Научившись брать игрушки, ребенок стремится к этому не только тогда, когда они находятся близко от него, но и в том случае, если до них невозможно дотянуться   рукой.   Так,   малыш,   увидев   интересную   игрушку, справа или слева от себя, поворачивается к ней всем корпусом,   а   позже   старается   к   ней   приблизиться,   подползти.

На первом году жизни проводятся игры-занятия по развитию восприятия, по развитию речи и ориентировки в окружающем, по развитию действий с предметами, по развитию общих движений, музыкальные занятия, игры-развлечения или показы-инсценировки.

Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, бодр, лучше всего после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы перед его глазами было что-то для него интересное

До 5 мес. все игры-занятия проводятся, как правило, в индивидуальном порядке, хотя уже с 3 мес. детей можно объединять по двое-трое на музыкальных занятиях и играх-занятиях по сенсорному воспитанию.

При целенаправленном обучении уже двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами; в три недели внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает не только контрастные, но и близкие цветовые тона (красный и оранжевый, оранжевый и желтый) и т.д.; в возрасте одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: затихает, слыша грустную, и оживленно двигает руками и ногами, слыша веселую. При грустной мелодии, может измениться выражение лица малыша: уголки рта опускаются вниз, лицо становится печальным.

Помимо развития зрительных и слуховых ориентировочных реакций у детей третьего месяца жизни следует формировать упор ног. Взрослый держит ребенка под мышки, тот крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, и как бы пританцовывает. Это доставляет малышу и взрослому большое удовольствие.

Ребенка четвертого месяца жизни необходимо приучать во время кормления придерживать бутылочку руками. Естественно, что это происходит не на специальном занятии, а повседневно, в бытовых условиях.

Детей пятого месяца жизни учат переворачиваться со спины на живот. С этой целью справа и слева от лежащего на спине ребенка размещают игрушки, что вызывает у него стремление повернуться на бок — в сторону игрушки. Когда ребенок сделает это, игрушку кладут немного выше его головы. Ребенок тянется свободной рукой за игрушкой, и в конце концов переворачивается на живот (взрослый поначалу помогает малышу высвободить вторую руку).

Ребенок шестого месяца жизни начинает лепетать, и взрослый, играя с малышом, стимулирует его голосовые реакции. Происходит это так. Малыш лепечет, а взрослый, радуясь, повторяет за ним услышанные звуки. Малыш в ответ снова лепечет. Основным условием при обучении лепетной речи является тишина. Необходимо, чтобы ребенок слышал себя и взрослого. Тот, вступая с ним в разговор, должен говорить спокойно, короткими фразами, чередующимися с паузами, которые необходимы для ответного лепета ребенка.

     В возрасте 7 месяцев у ребенка необходимо продолжать стимулировать ползание, формировать умение самостоятельно менять позу: садиться, ложиться, вставать, переступать, держась за опору. В этот период ребенок начинает понимать речь. К 7 месяцам, и даже раньше, его можно научить находить взглядом предмет, расположенный на одном и том же месте. Например, взрослый задает вопрос: «Где телевизор?» — малыш смотрит в ту сторону, где он стоит.

   К 8 месяцам у ребенка можно сформировать умение находить взглядом несколько предметов, расположенных в определенных местах: «Где часы? Где телефон?» и т.д.

При условии систематического проведения игр-занятий в 9 месяцев ребенок может отыскивать взглядом знакомые предметы, находящиеся в разных местах.

    С 5-месячного возраста наряду с индивидуальными играми-занятиями проводятся и групповые (по 2—5 человек), во втором полугодии они уже являются ведущей формой занятий. В течение дня со всеми детьми должны быть проведены разные виды занятий, соответствующие возрасту.

       Индивидуальные и групповые занятия с детьми от 5—6 до 9—10 мес. проводятся во второй и третий отрезки бодрствования.

         Для проведения каждого конкретного занятия необходим определенный уровень развития ребенка. Так, пока он  не  научился  следить  за перемещающимися  предметами, рассматривать  их,  рано предлагать  ему по звуку найти колокольчик. Прежде чем брать игрушки из рук взрослого, ребенок учится ощупывать и захватывать их. Поэтому при проведении   занятий   рекомендуется   учитывать   предложенную последовательность.

       Если  с ребенком не занимались  с рождения,  целесообразно  на  каждом  возрастном  этапе  сначала провести  с  ним  более  легкие  игры,  чтобы  понять,  как  он будет действовать.

         Для развития ориентировки в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог достать их, подтянув к себе. Эти действия благотворно сказываются на развитии сообразительности, а в целом — мышления ребенка.

        Активность малыша во время действий с предметами возрастает, при этом реализуется его умственная и физическая потребность в деятельности, а результат действия с игрушкой оказывает существенное влияние на развитие сенсорной сферы ребенка. Он знакомится с цветом, формой, величиной, фактурой, положением в пространстве и другими свойствами предметов.

Совершенствование движений рук происходит под контролем зрения и одновременно с развитием общих движений.

     Игры-занятия проводятся и с целью развития активной речи. Разговаривая с малышом, взрослый повторяет произносимые им слоги, вычленяя из бесконечных «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» необходимые в дальнейшем слова «баба», «мама», «папа». Таким образом, он показывает малышу образцы слов. Необходимо всячески поддерживать лепет ребенка, разговаривая с ним так, чтобы не заглушать речевую активность малыша.

    Кроме обучения в процессе дидактических игр-занятий необходимо ежедневно формировать у ребенка элементарные навыки самостоятельности. Так, к 8 месяцам его можно приучить пить из чашки, которую держит взрослый (если руки малыша при этом свободны, он мешает взрослому кормить его).

К 9 месяцам ребенок приучается пить из чашки почти самостоятельно: взрослый лишь слегка придерживает ее, подстраховывая действия малыша.

При систематическом педагогическом воздействии ребенок с радостью откликается на предложение взрослого поиграть вместе, а положительное отношение малыша к требованиям взрослого  свидетельствует  о  взаимопонимании  между ними.

Игрушки для детей до года

Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации в предмете и его назначении и свойствах. Информация, получаемая в результате обследования игрушки и преобразований с ней, используется для развития последующих игровых действий с ней. Вот примерный перечень игрушек для детей до 1 года:

Для детей в возрасте до 6 мес.

Подвески разной формы и величины. Погремушки на рукоятке. Кубики легкие. Бубенчики, флажки, ленточки.

Куклы-неваляшки и другие лаконичные по образному решению, куклы, игрушечные животные, птицы из пластмассы, резины, ткани (размером до 35—40 см для занятий и размером 15—20 см для самостоятельной игры детей).

Для детей 6—9 мес.

Куклы: куклы-неваляшки и другие красочные, простые по форме фигурки кукол из пластмассы, резины, размером 10—20 см.

Игрушки, изображающие животных: красочные, лаконичной формы, озвученные фигурки животных из ткани, резины, пластмассы, контрастные по внешнему облику, размером 10—20 см.

Игрушки, изображающие некоторые предметы быта: чашки, миски разного цвета и формы (7—12 см в диаметре) для вкладывания мелких предметов из мягких пластмасс, детская посуда с легко открывающейся крышкой (например, кастрюля, бидон высотой около 20 см), разъемные игрушки: бочата, яйца, грибы.

Сюжетно-транспортные игрушки (машины, каталки): простой формы машины из пластмассы размером около 15 см, заводные игрушки (например, часы-кукушка).

Дидактические и другие игрушки: погремушки на рукоятке с подвижными деталями или цветовыми пятнами, углублениями и т. д., шарики легкие деревянные, разных размеров, кольца для надевания на дугу, мячи.

Для детей 9—12 мес.

Куклы: куклы-неваляшки разных размеров (от 10—20 см). Для показа детям нужны 1—2 крупные куклы (высотой около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными.

Для самостоятельной игры детей куклы из мягких материалов (ткани, пластмасс, резины) или плоские фигурки (размером 10—12 см), в которых представлены лишь основные понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги).

Игрушки, изображающие животных: игрушечные животные, издающие характерные звуки (негромкие, но выразительные), фигурки мягконабивные, а также из пластмасс и резины, передающие главные черты (мышка, заяц, лошадка), заводные забавные игрушечные животные (клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка). Игрушка из папье-маше для показа во время игр-занятий (корова, птичка).

Игрушки, изображающие некоторые предметы быта, труда и культуры: тарелки (диаметром 7—10 см), чашки по размеру руки ребенка, ложки.

Сюжетно-транспортные игрушки: устойчивые коляски для кукол, машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки.

Дидактические и другие игрушки: шарики разных размеров (легкие, деревянные и пластмассовые, тканевые). Матрешки одноместные, разные вкладыши, мячи (большие, маленькие). Строительный материал (кубики, кирпичики, призмы).

 

 


Информация о работе Организация игр-занятий для детей первого года жизни