Организация методической работы в школе. Основные её формы. Педагогическое самообразование учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:30, научная работа

Описание работы

В педагогической практике существуют разные направления и формы повышения квалификации учителей. Важной составной частью непрерывного последипломного образования педагогов является методическая работа, которая организуется в школе.

Файлы: 1 файл

пропуск.docx

— 18.34 Кб (Скачать файл)

Организация методической работы в школе. Основные её формы. Педагогическое самообразование учителя

В педагогической практике существуют разные направления и формы повышения  квалификации учителей. Важной составной  частью непрерывного последипломного  образования педагогов является методическая работа, которая организуется в школе.

К задачам методической работы в школе относятся: систематическое  изучение, обобщение и распространение  педагогического опыта, работа по внедрению  достижений педагогической науки; повышение  уровня теоретической (предметной) и  психолого-педагогической подготовки учителей; организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений  в государственных образовательных  стандартах; овладение новыми педагогическими  технологиями, формами и методами обучения и воспитания; организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; оказание научно-методической помощи учителям (молодым учителям, учителям-предметни-кам, классным руководителям, учителям, испытывающим определенные трудности в работе и др.); оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования; повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры. Кроме того, система методической работы в школе должна способствовать развитию педагогического творчества, методологической культуры учителя, стимулировать и развивать исследовательский подход в решении задач учебно-воспитательного процесса.

Разнообразны и формы  методической работы. Так, во многих школах создаются организационные координационные  органы методической работы – методические советы, основной функцией которых  является повышение научно-методического  уровня педагогической деятельности каждого  учителя. Руководит методическим советом  обычно завуч. Методический совет разрабатывает  программу методической работы в  школе.

Формами методической работы также являются: предметные методические объединения, единый методический день в школе, проблемные семинары и практикумы, «школы молодого учителя», «школы передового опыта», индивидуальная работа с учителями, научно-педагогические конференции  и педагогические чтения, ролевые, деловые  и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы, проведение открытых уроков и пр.

Основная форма методической работы в школе – методическое предметное объединение, в состав которого входят обычно 4-5 преподавателей одного или смежных предметов. Методические объединения создаются в крупных  школах или на базе нескольких небольших (сельских) школ. Они организуют изучение учителями результатов новейших достижений в области преподаваемой  науки; их знакомство с новыми методическими  приёмами работы и технологиями обучения; разбор новых учебных программ и  вопросов изучения конкретных тем; анализируют уроки учителей, заслушивают их доклады и сообщения о результатах своей педагогической деятельности и др.

Аналогично методические объединения классных руководителей  рассматривают вопросы повышения  теоретического и методического  уровня организации воспитательной работы; изучают современные концепции  и программы воспитания, передовой  воспитательный опыт, нормативные документы  по организации воспитательной работы в школе; разрабатывают методические рекомендации по отдельным направлениям деятельности классных руководителей  и т.д.

Назовем и коротко охарактеризуем другие формы методической работы.

«Школа передового опыта» реализует задачи индивидуального  и коллективного наставничества. Опытный учитель (руководитель школы) работает с учителями, нуждающимися в методической помощи. Вариант такой  школы – «школа молодого учителя»: начинающие учителя объединяются под  руководством опытного учителя. Формой методической работы является также  исследовательская деятельность педагогического  коллектива в рамках избранной научно-методической темы. Кроме того, создаются проблемные группы, в которых учителя совместно  изучают и обсуждают литературу по определенной проблеме, разрабатывают  и внедряют в практику методы и  приемы работы, посещают и анализируют  уроки друг друга и т.п.

Распространенной формой методической работы являются практикумы. В начале учебного года учителя-предметники  получают план работы практикумов с  указанием тем, заданий по темам  и списка литературы, рекомендуемой  для изучения. Наиболее опытные учителя  выступают с лекциями, проводят открытые уроки. Проводятся также научно-теоретические  конференции и педагогические чтения, в ходе которых учителя выступают  с рефератами, докладами, сообщениями, в которых подводят итоги своих  исследований по каким-либо теоретическим  или методическим проблемам.

Наряду с вышеназванными традиционными формами методической работы применяются активные формы: дискуссия, диалог, проблемные семинары, методический ринг, методические «посиделки», деловая игра, тренинг, педагогический КВН, «мозговой штурм», методический фестиваль, решение педагогических задач, защита педагогических проектов, круглый стол, «горячее кресло» («выскажу все, что наболело»), презентация  и др.

Можно говорить также об индивидуальных формах методической работы: консультации, собеседования, моделирование урока, изготовление или составление дидактических  материалов, памяток и алгоритмов, показ педагогических образцов и  другие.

Важнейшим компонентом профессиональной компетентности человека является опыт самовоспитания и самообразования, обусловленный педагогической позицией по отношению к самому себе. Последняя представляет собой устойчивую систему отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающую его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию (И.И Казимирская).

В педагогике (А.С. Роботова и др.) профессиональное самообразование учителя определяют как личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность учителя, включающую общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование предполагает осмысление как собственной педагогической деятельности, так и педагогического опыта, педагогической культуры общества в целом. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (самонаучение) и как «самосозидание» («самостроительство»).

Источниками профессионального  самообразования педагога являются: научная, научно-популярная, методическая, психолого-педагогическая и другая литература, периодическая печать, СМИ, Интернет; исследовательская деятельность; обучение на разных курсах (освоение дополнительных образовательных программ); работа по основной или сопутствующим специальностям; хобби (занятия теми или иными  видами искусства, спортом, туризмом и  др.). Содержание профессионального самообразования учителя образуют психолого-педагогические и специальные знания; владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, спроецированная в сферу профессиональной деятельности и т.п. Таким образом, профессиональное самообразование включает: овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности; освоение новых идей, технологий; осмысление (рефлексию) собственного опыта; прогнозирование дальнейшей работы по своему профессиональному самосовершенствованию.

Самосовершенствование профессиональных знаний и умений взаимосвязано с  личностным ростом педагога, то есть с  его самовоспитанием. Объектом самовоспитания педагога могут быть как профессионально  необходимые качества, отсутствие которых  препятствует профессиональной деятельности, так и желательные, хотя и не необходимые  свойства.

Культура самовоспитания проявляется в устойчивой потребности  работать над собой и владении оптимальными для личности методами и приемами самовоспитания. Она включает также умение разработать программу самовоспитания: выбрать качества, совершенствование которых необходимо; сформулировать цели самовоспитания, пути и средства их достижения; определить критерии и показатели сформированности этих качеств).

Таким образом, профессиональное самообразование и его составная  часть самовоспитание - необходимые  условия достижения учителем педагогического  профессионализма и компетентности.


Информация о работе Организация методической работы в школе. Основные её формы. Педагогическое самообразование учителя