Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:30, научная работа
В педагогической практике существуют разные направления и формы повышения квалификации учителей. Важной составной частью непрерывного последипломного образования педагогов является методическая работа, которая организуется в школе.
Организация методической работы в школе. Основные её формы. Педагогическое самообразование учителя
В педагогической практике существуют разные направления и формы повышения квалификации учителей. Важной составной частью непрерывного последипломного образования педагогов является методическая работа, которая организуется в школе.
К задачам методической работы
в школе относятся: систематическое
изучение, обобщение и распространение
педагогического опыта, работа по внедрению
достижений педагогической науки; повышение
уровня теоретической (предметной) и
психолого-педагогической подготовки
учителей; организация работы по изучению
новых образовательных
Разнообразны и формы
методической работы. Так, во многих школах
создаются организационные
Формами методической работы
также являются: предметные методические
объединения, единый методический день
в школе, проблемные семинары и практикумы,
«школы молодого учителя», «школы передового
опыта», индивидуальная работа с учителями,
научно-педагогические конференции
и педагогические чтения, ролевые, деловые
и организационно-
Основная форма методической
работы в школе – методическое
предметное объединение, в состав которого
входят обычно 4-5 преподавателей одного
или смежных предметов. Методические
объединения создаются в
Аналогично методические
объединения классных руководителей
рассматривают вопросы
Назовем и коротко охарактеризуем другие формы методической работы.
«Школа передового опыта»
реализует задачи индивидуального
и коллективного
Распространенной формой методической работы являются практикумы. В начале учебного года учителя-предметники получают план работы практикумов с указанием тем, заданий по темам и списка литературы, рекомендуемой для изучения. Наиболее опытные учителя выступают с лекциями, проводят открытые уроки. Проводятся также научно-теоретические конференции и педагогические чтения, в ходе которых учителя выступают с рефератами, докладами, сообщениями, в которых подводят итоги своих исследований по каким-либо теоретическим или методическим проблемам.
Наряду с вышеназванными
традиционными формами
Можно говорить также об индивидуальных формах методической работы: консультации, собеседования, моделирование урока, изготовление или составление дидактических материалов, памяток и алгоритмов, показ педагогических образцов и другие.
Важнейшим компонентом профессиональной компетентности человека является опыт самовоспитания и самообразования, обусловленный педагогической позицией по отношению к самому себе. Последняя представляет собой устойчивую систему отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающую его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию (И.И Казимирская).
В педагогике (А.С. Роботова и др.) профессиональное самообразование учителя определяют как личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность учителя, включающую общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование предполагает осмысление как собственной педагогической деятельности, так и педагогического опыта, педагогической культуры общества в целом. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (самонаучение) и как «самосозидание» («самостроительство»).
Источниками профессионального
самообразования педагога являются:
научная, научно-популярная, методическая,
психолого-педагогическая и другая
литература, периодическая печать,
СМИ, Интернет; исследовательская
Самосовершенствование профессиональных знаний и умений взаимосвязано с личностным ростом педагога, то есть с его самовоспитанием. Объектом самовоспитания педагога могут быть как профессионально необходимые качества, отсутствие которых препятствует профессиональной деятельности, так и желательные, хотя и не необходимые свойства.
Культура самовоспитания проявляется в устойчивой потребности работать над собой и владении оптимальными для личности методами и приемами самовоспитания. Она включает также умение разработать программу самовоспитания: выбрать качества, совершенствование которых необходимо; сформулировать цели самовоспитания, пути и средства их достижения; определить критерии и показатели сформированности этих качеств).
Таким образом, профессиональное
самообразование и его