Организация подготовки специалистов в области теории и методики информатизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:39, монография

Описание работы

В статье описывается новая область педагогической науки – информатизация образования, которая охватывает проблемы теории и методики информатизации всех уровней образования, в том числе проблемы обучения общеобразовательным и специальным учебным предметам с использованием программных средств учебного назначения, реализованных на базе средств информационных технологий.

Файлы: 1 файл

Роберт И.В. Организация подготовки специалистов в области теории и методики информатизации образования.pdf

— 192.29 Кб (Скачать файл)
Page 1
Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета»
Выпуск 2006 ▪ www.omsk.edu
И.В. Роберт
Институт информатизации образования РАО
Организация подготовки специалистов
в области теории и методики информатизации образования
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)
А
В статье описывается новая область педагогической науки – информатизация образования, которая
охватывает проблемы теории и методики информатизации всех уровней образования, в том числе
проблемы обучения общеобразовательным и специальным учебным предметам с использованием
программных средств учебного назначения, реализованных на базе средств информационных техно-
логий.
Современное информационное общество этапа глобальной массовой коммуника-
ции характеризует процесс активного использования информации в качестве основопола-
гающего продукта в условиях осуществления информационного взаимодействия во все-
мирной Интернет-среде с интерактивными источниками информации, что позволяет фор-
мировать информационные потоки сообразно интересам и предпочтениям пользователя,
обеспечивать доступ к информации без ограничения по объему и скорости.
Реализaция возможностей современных технологий информационного взаимодей-
ствия (Малтимедиа, Геоинформационные, «Виртуальная реальность») расширяет спектр
видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает
новые организационные формы и методы обучения. При этом происходит изменение кри-
териев отбора содержания учебного материала – они основываются на необходимости ин-
тенсификации интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося: фор-
мирования умений формализовать знания о предметном мире, самостоятельно извлекать
знания, осуществлять «микрооткрытия» изучаемых закономерностей, использовать со-
временные информационные технологии в качестве инструмента измерения, отображения
и воздействия на предметный мир.
Вместе с этим, применение средств информатизации и коммуникации влечет за со-
бой изменения как в области программно-технического обеспечения учебного процесса,
так и психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, эргономических и технологи-
ческих его аспектов. При этом быстрота изменений, происходящих в этих областях, не
имеет аналогов в прежнем, в связи с чем научные исследования, связанные с эффектив-
ным и безопасным применением информационных и коммуникационных технологий в
образовании, не в должной мере опираются на фундаментальные исследования в области
информатизации образования, а носят частно-методический и эмпирический характер.
Таким образом, в современной отечественной педагогической науке активно разви-
вается новая область – информатизация образования, которая охватывает проблемы тео-
рии и методики информатизации всех уровней образования, в том числе проблемы обуче-
ния общеобразовательным и специальным учебным предметам с использованием про-
граммных средств учебного назначения, реализованных на базе инструментария техноло-
гий Малтимедиа и «Виртуальной реальности», телекоммуникационных и геоинформаци-
онных технологий; проблемы программно-технического и педагогико-эргономического
обеспечения эффективного применения средств информационных и коммуникационных
технологий; проблемы предметного наполнения баз и банков данных учебно-
методического назначения, интеллектуальных обучающих систем, разработанных на ос-
нове систем искусственного интеллекта; проблемы разработки научно-педагогического
содержания и наполнения корпоративных информационных систем и сетей образователь-
ных учреждений, распределенного информационного ресурса образовательных систем,
функционирующего на базе телекоммуникаций; проблемы автоматизации процессов

Page 2

оценки качества результатов обучения, информационно-методического обеспечения и ор-
ганизационного управления образованием.
Этот спектр проблем носит, во-первых, полифункциональный и интегративных ха-
рактер и, во-вторых, системный, а их решение возможно лишь при условии привлечения
потенциала целого ряда наук. С другой стороны, в действующей номенклатуре научных
специальностей
психолого-педагогические, программно-технические, физиолого-
гигиенические и эргономические проблемы разработки и применения средств информати-
зации и коммуникации в образовательных целях не находят достойного отражения, что,
несомненно, снижает уровень отечественных педагогических исследований.
К области информатизации образования относятся: общепедагогические, про-
граммно-методические, технологические и эргономические проблемы разработки и ис-
пользования электронных средств образовательного назначения; вопросы предметного
наполнения баз и банков данных учебно-методического назначения, интеллектуальных
обучающих систем; проблемы научно-педагогического содержания и структуры корпора-
тивных информационных сетей образовательных учреждений, а также распределенного
информационного ресурса образовательных систем; проблемы автоматизации процессов
информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организацион-
ного управления образовательным учреждением; разработка педагогико-эргономических
условий безопасного и эффективного использования средств информатизации и коммуни-
кации в сфере образования.
Вышеизложенное определяет необходимость подготовки кадров в области теоре-
тических и методических проблем информатизации образования (по областям и уровням
образования), которая включает следующие области исследования:
– анализ современных тенденций развития педагогических технологий, методов
управления образованием на базе средств информатизации и коммуникации, условий эф-
фективного и безопасного использовния средств информационных и коммуникационных
технологий в образовательном процессе;
развитие и совершенствование теории, методологии и практики отбора содержа-
ния образования, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам
развития личности обучающегося в условиях информатизации, массовой коммуникации и
глобализации современного общества;
теоретические и методологические основы проектирования и использования пе-
дагогических технологий, методических систем обучения, обеспечивающих развитие ин-
теллектуального потенциала обучаемого на основе формирования умений осуществлять
разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранению, пере-
даче, продуцированию учебной информации, а также учебную деятельность по формали-
зации процессов представления и извлечения знания;
реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потен-
циала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как ос-
новы функционирования единого информационного образовательного пространства сис-
темы непрерывного образования;
теоретические и методологические основы обеспечения жизнедеятельности «вир-
туальных» образовательных учреждений, функционирующих на базе корпоративных ин-
формационных сетей глобальных коммуникаций, и использования потенциала распреде-
ленных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникаци-
онного доступа;
совершенствование механизмов управления системой образования на основе
создания информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образо-
вательного учреждения, автоматизированных систем информационно-методического
обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведе-
нием (системой учебных заведений), использования баз и банков данных научно-

Page 3

педагогической информации, информационно-методических материалов, а также комму-
никационных сетей;
теоретические, технологические и технические основы разработки педагогико-
эргономических условий безопасного и эффективного применения средств вычислитель-
ной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в систе-
ме непрерывного образования, в том числе электронных изданий образовательного назна-
чения;
– развитие теории, методологии и практики создания и использования компьютер-
ных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального
потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний, в том числе продвижения в уче-
нии;
– методы организации научно-исследовательской и экспериментальной деятельно-
сти на основе средств автоматизации процессов обработки результатов учебного экспери-
мента (лабораторного, демонстрационного), протекающего как в реальных условиях, так и
виртуального;
– информационная защита интеллектуальной собственности, представленной в
электронном виде, и условия ее коммерциализации;
использование средств информационных и коммуникационных технологий в це-
лях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельно-
сти в образовательном учреждении.
Исследования вышеперечисленных научных областей и эффективное решение про-
блем этих областей знания требует научного анализа и обобщения психолого-
педагогических, эргономических, программно-аппаратных, технических и технологиче-
ских аспектов информатизации образования, которые необходимо учитывать при выборе
методов исследования, в процессе обобщения результатов исследований и при организа-
ции педагогического эксперимента.
Указанные выше проблемы характеризует определенная общность и комплекс-
ность, а также определенные особенности, к которым следует отнести:
– интегративный характер содержания образовательных информационных ресур-
сов, используемых в современном процессе обучения, осуществляемом на базе реализа-
ции возможностей технологий Малтимедиа, телекоммуникационных, геоинформацион-
ных, «Виртуальная реальность»;
– комплексность научно-педагогических, программно-технических, физиолого-
гигиенических и эргономических проблем процессов разработки и использования про-
граммных средств и систем образовательного назначения, инструментальных средств и
систем разработки учебного программного обеспечения, а также организации рабочих
мест, оснащенных средствами вычислительной техники, информатизации и коммуника-
ции;
– необходимость сохранения и развития единого образовательного пространства,
организованного на базе глобальных коммуникаций, в связи с уже существующим и ак-
тивно развивающимся территориальным распределением источников и потребителей ин-
формационных образовательных и культурологических ресурсов;
– необходимость обеспечения безопасности использования средств вычислитель-
ной техники, информатизации и коммуникации за счет внедрения в образовательный про-
цесс здоровьесберегающих технологий и мероприятий.
Таким образом, значение решения теоретических и научно-практических проблем
данной области образования состоит в:
– методологическом обосновании и разработке моделей инновационных и развитии
существующих педагогических технологий, в том числе форм, методов и средств обуче-
ния, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий в
здоровьесберегающих условиях;

Page 4

– разработке исследовательских, демонстрационных прототипов программных,
программно-аппаратных средств и систем учебного (образовательного) назначения и ин-
струментальных средств и систем разработки педагогических приложений, в том числе
функционирующих в информационных (локальных и глобальной) сетях;
– совершенствовании процессов управления системой образования на основе
средств информатизации и коммуникации;
– создании единого образовательного пространства на базе потенциала распреде-
ленного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникаци-
онного доступа;
разработке средств и систем автоматизации процессов обработки учебного ис-
следовательского эксперимента и средств автоматизации процессов тестирования, психо-
лого-педагогической диагностики, установления интеллектуального потенциала обучаю-
щегося, контроля и оценки уровня знаний, умений;
использование средств информационных и коммуникационных технологий в це-
лях повышения качества и эффективности образовательной и управленческой деятельно-
сти в здоровьесберегающих условиях, при обеспечении информационной защиты интел-
лектуальной собственности.
Вышеизложенное определяет актуальность и необходимость подготовки кадров
как высшего профессионального образования, так и среднего в области информатизации
образования по следующим направлениям:
– методист-организатор информатизации образования (в образовательном учреж-
дении общего среднего, среднего профессионального, высшего профессионального обра-
зования);
– инженер-системный администратор (в образовательном учреждении общего
среднего, среднего профессионального образования);
– техник-лаборант компьютерного класса или кабинета, оснащенного средствами
вычислительной техники, информатизации и коммуникации (в образовательном учрежде-
нии общего среднего, среднего профессионального, высшего профессионального образо-
вания).
Библиография
1.
Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образова-
ние. 2002. № 12; 2003. № 1, 2.
2.
Роберт И.В. Перспективные направления использования средств информационных и коммуни-
кационных технологий в целях повышения качества образования // Сб. научных трудов «Новые информаци-
онные технологии в электротехническом образовании». 5-я Международная научно-методическая конфе-
ренция, 20–23.09.2000, Астрахань.
3.
Беляев М.И., Вымятнин В.М. и др. Теоретические основы создания образовательных электрон-
ных изданий. Томск: Томский университет, 2002.
4.
Гриншкун В.В Беляев М.И. Вымятин В.М. Григорьев С.Г., Роберт И.В. и др. Теория и практика
создания образовательных электронных изданий Часть 1. Теоретические основы создания образовательных
электронных изданий. М.: РУДН, 2003.
5.
Лапчик М.П., Роберт И.В., Котенко В.В и др. Структура и содержание подготовки методиста-
организатора информатизации образования // Математика и информатика: наука и образование: Межвузов-
ский сборник научных трудов: Ежегодник. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. Вып. 2. С. 248-254.

Информация о работе Организация подготовки специалистов в области теории и методики информатизации образования