Организация проектной деятельности на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:01, доклад

Описание работы

Преподавание истории в школе должно быть интересным, развивающим, увлекательным и запоминающим для каждого школьника. Этого хочет добиться каждый учитель, идущий на свой урок. У меня много учеников, разных по темпераменту, характерам, способностям. Всех нас объединяет стремление к качественному образованию как средству достижения жизненного благополучия и успешности каждого в отдельности, а значит и общества в целом.
Наиболее полно этого удаётся достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников и их самостоятельную познавательную деятельность. Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на моих уроках и во внеурочное время.

Файлы: 1 файл

Организация проектной деятельности на уроках истории.docx

— 21.16 Кб (Скачать файл)

Организация проектной  деятельности на уроках истории.

Преподавание истории в школе должно быть интересным, развивающим, увлекательным и запоминающим для каждого школьника. Этого хочет добиться каждый учитель, идущий на свой урок.  У меня много учеников, разных по темпераменту, характерам, способностям. Всех нас объединяет стремление к качественному образованию как средству достижения жизненного благополучия и успешности каждого в отдельности, а значит и общества в целом.

Наиболее полно этого удаётся достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников и их самостоятельную познавательную деятельность.  Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на моих уроках и во внеурочное время.

В настоящее время всем ясно, что проектная деятельность получила широкое распространение  во всех образовательных учреждениях. Исследовательский проект способствует активизации познавательной  самостоятельности детей. Но для многих учителей в начале освоения проектной технологии существует одна проблема: как за 1-2 урока доступно объяснить детям суть проектной технологии?  В своей статье я хочу поделиться опытом работы с детьми по моделированию проекта.

Тема урока: моделирование  проекта

Цели занятия.

Ориентированные на развитие личности ребенка:

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

- содействовать развитию у школьников исследовательской культуры.

Предметные  цели:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий  «проект», «цели», «задачи», «прием», «форма»;

-создать представление  о  знаниях и способах действий, которые необходимы учащимся  для работы над проектом.

Распределение на группы.    Занятие рассчитано на группы  по 5 –6 человек.

Оборудование:

-компьютерная презентация  с описанием основных этапов  работы и шаблонами работы.

-на столах «Раздаточные  листы».

Ход занятия.

 Активизация  внимания учащихся.

  1.   Вступительное слово учителя. Учитель знакомит учащихся с образом современного выпускника - Человека Информационного общества.

На доске выкладываются  составляющие личности выпускника: готовность и способность к самопознанию, самопроектированию,   самообразованию, самозащите, самореализации.

   Формирование и  развитие этих способностей невозможно  без осознанного участия ученика  в создании самого себя, умении  грамотно спланировать и организовать  собственную деятельность, готовности  к дальнейшему развитию. Необходимость  постоянного получения новой  информации и ее грамотного применения, требует навыков структурирования этой информации и творческой переработки. Успешно справляться с этими задачами нам поможет овладение проектной технологией. Кроме того, проектная технология лежит в основе многих современных предметных  конкурсов, в которых наши учащиеся любят принимать участие. Я  демонстрирую ученикам примеры готовых проектов.

  1. Работа с понятиями: Проект, исследование, цель, задача, метод, прием, форма, модель, моделирование.

Здесь необходимо обратить внимание учеников на словарь занятия, дать необходимые комментарии.

Словарь урока:

Проект - разработанный план (С.И. Ожегов) - в переводе с латинского «самостоятельный поиск пути»

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей

Цель – предвосхищенный результат

Задача – определение действий, направленных на достижение цели

Метод – способ деятельности, направленный на решение познавательных задач

Модель - образец, для изготовления чего-нибудь

  1. Ознакомление учащихся с основными этапами проектирования

Совместно с учащимися, мы озвучиваем основные этапы работы над проектом, отмечая, что на  занятии им предстоит осуществить моделирование  процесса выполнения основных этапов. Так как вся работа рассчитана на 1 час, некоторые этапы, которые невозможно из-за ограниченности времени выполнить будут лишь озвучены, по ним будут даны общие рекомендации.

Этапы проектирования:

1.Организационный этап. Выбор темы проекта. Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей.

2.Этапы  разработки проектного задания.

Исходный.  Разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, определение направлений работы, формулирование цели и задач работы.

Разработка. Планирование работы; определение наиболее удобных приемов исследовательской и умственной  деятельности; обозначение сроков выполнения отдельных видов работ; продумывание возможных форм представления результатов исследовательской деятельности; определение форм и сроков консультации с учителем.

Реализация проекта. Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели; обсуждение форм представления результатов исследовательской деятельности; оформление результатов в соответствии с принятыми правилами.

   3.Завершение проекта.

Презентация проекта. Представление и защита проекта в классе, на конференции и т.д.; сопоставление первоначальных целей и результатов исследования; оценка и подведение итогов; расформирование команды.

Рефлексия. Обсуждение результатов проекта; проведение занятия по систематизации и закреплению навыков исследовательской деятельности.

  4.  Работа в группах по предложенным  темам с раздаточными листами.

    1.Учащиеся выбирают одну из предлагаемых тем исследования. Каждая группа получает рабочий лист со своей темой.

 

    Почему данная тема могла стать  объектом исследования? Что мы  можем изучить в рамках данной  темы?  Чаще всего на эти  вопросы мои учащиеся отвечают  сразу в соответствии с профилем  предмета (история), например: «будем изучать историю железнодорожного вокзала». Встречный вопрос, что будет входить в понятие «история» вызывает некоторое недоумение.

   Совместно с учащимися мы обращаем внимание на словарь урока - понятие «цель». Уточняем для чего  нам может быть необходимо исследовать предлагаемую тему, нам – учителю и ученикам конкретной школы, города. Важно вывести учащихся на выделение социально значимых целей, например: «необходимость сохранения старого кладбища как культурно-исторического памятника»; «исследование и развитие лучших традиций школьного образования»  и т.д.

2.По просьбе учителя,  учащиеся в группах распределяют  между собой роли. Ученикам предстоит в соответствии с выбранными ролями выделить в общей теме свое направление исследования («Подумайте, что было бы интересно изучить в данной теме, специалисту вашего профиля?»).

   Выбранные направления исследования вписываются в рабочий лист.

Рабочий лист группы.

Тема:

Цель:

Задачи:

Направления исследования:

Приемы исследовательской  деятельности

Форма проекта:

3.Обратившись к словарю  урока и опорной схеме «Основные  этапы работы над проектом», я предлагаю исходя из темы, цели и заявленных направлений исследования,  сформулировать задачи исследования.    

  4.Продолжая работать  с опорной схемой «Основные  этапы работы над проектом»  учащиеся должны определить, какие  приемы исследовательской деятельности  будут использовать при работе  над проектом в рамках своего  направления исследования?

  5. Переходя к следующему этапу работы, я еще раз обращаю внимание учащихся на готовые проекты, выполненные старшими учащимися по другим темам. Затем, учащимся предлагается продумать в какой форме возможно будет представить результаты их исследования? В данный момент важно учителю руководить работой, следя за тем, чтобы «мозговой штурм» осуществлялся в последовательности: индивидуально, а затем коллективно.

Результаты вносятся в  рабочий лист.

6.В завершении работы  группам предлагается составить  план работы над проектом:

Формы работы

Сроки выполнения

Ответственные


Обязательно необходимо предусмотреть  информирование учащихся класса, школы  о ходе выполнения проекта.

  1. Формы проектной работы
 

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа


 

 

Учитель подводит итоги занятия. Я предлагаю учащимся определиться со своими темами исследований, либо взять за основу материал, разработанный на прошедшем занятии. Определяются сроки консультаций и представления проекта.

 

 


Информация о работе Организация проектной деятельности на уроках истории