Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:01, доклад
Преподавание истории в школе должно быть интересным, развивающим, увлекательным и запоминающим для каждого школьника. Этого хочет добиться каждый учитель, идущий на свой урок.  У меня много учеников, разных по темпераменту, характерам, способностям. Всех нас объединяет стремление к качественному образованию как средству достижения жизненного благополучия и успешности каждого в отдельности, а значит и общества в целом.
Наиболее полно этого удаётся достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников и их самостоятельную познавательную деятельность.  Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на моих уроках и во внеурочное время.
Организация проектной деятельности на уроках истории.
Преподавание истории в школе должно быть интересным, развивающим, увлекательным и запоминающим для каждого школьника. Этого хочет добиться каждый учитель, идущий на свой урок. У меня много учеников, разных по темпераменту, характерам, способностям. Всех нас объединяет стремление к качественному образованию как средству достижения жизненного благополучия и успешности каждого в отдельности, а значит и общества в целом.
Наиболее полно этого удаётся достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников и их самостоятельную познавательную деятельность. Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на моих уроках и во внеурочное время.
В настоящее время всем ясно, что проектная деятельность получила широкое распространение во всех образовательных учреждениях. Исследовательский проект способствует активизации познавательной самостоятельности детей. Но для многих учителей в начале освоения проектной технологии существует одна проблема: как за 1-2 урока доступно объяснить детям суть проектной технологии? В своей статье я хочу поделиться опытом работы с детьми по моделированию проекта.
Тема урока: моделирование проекта
Цели занятия.
Ориентированные на развитие личности ребенка:
- содействовать развитию у школьников исследовательской культуры.
Предметные цели:
-создать представление 
о  знаниях и способах 
Распределение на группы. Занятие рассчитано на группы по 5 –6 человек.
Оборудование:
-компьютерная презентация с описанием основных этапов работы и шаблонами работы.
-на столах «Раздаточные листы».
Ход занятия.
Активизация внимания учащихся.
На доске выкладываются составляющие личности выпускника: готовность и способность к самопознанию, самопроектированию, самообразованию, самозащите, самореализации.
   Формирование и 
развитие этих способностей 
Здесь необходимо обратить внимание учеников на словарь занятия, дать необходимые комментарии.
Словарь урока:
Проект - разработанный план (С.И. Ожегов) - в переводе с латинского «самостоятельный поиск пути»
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей
Цель – предвосхищенный результат
Задача – определение действий, направленных на достижение цели
Метод – способ деятельности, направленный на решение познавательных задач
Модель - образец, для изготовления чего-нибудь
Совместно с учащимися, мы озвучиваем основные этапы работы над проектом, отмечая, что на занятии им предстоит осуществить моделирование процесса выполнения основных этапов. Так как вся работа рассчитана на 1 час, некоторые этапы, которые невозможно из-за ограниченности времени выполнить будут лишь озвучены, по ним будут даны общие рекомендации.
Этапы проектирования:
1.Организационный этап. Выбор темы проекта. Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей.
2.Этапы разработки проектного задания.
Исходный. Разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, определение направлений работы, формулирование цели и задач работы.
Разработка. Планирование работы; определение наиболее удобных приемов исследовательской и умственной деятельности; обозначение сроков выполнения отдельных видов работ; продумывание возможных форм представления результатов исследовательской деятельности; определение форм и сроков консультации с учителем.
Реализация проекта. Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели; обсуждение форм представления результатов исследовательской деятельности; оформление результатов в соответствии с принятыми правилами.
3.Завершение проекта.
Презентация проекта. Представление и защита проекта в классе, на конференции и т.д.; сопоставление первоначальных целей и результатов исследования; оценка и подведение итогов; расформирование команды.
Рефлексия. Обсуждение результатов проекта; проведение занятия по систематизации и закреплению навыков исследовательской деятельности.
  
4.  Работа в группах по 
1.Учащиеся выбирают одну из предлагаемых тем исследования. Каждая группа получает рабочий лист со своей темой.
    
Почему данная тема могла 
Совместно с учащимися мы обращаем внимание на словарь урока - понятие «цель». Уточняем для чего нам может быть необходимо исследовать предлагаемую тему, нам – учителю и ученикам конкретной школы, города. Важно вывести учащихся на выделение социально значимых целей, например: «необходимость сохранения старого кладбища как культурно-исторического памятника»; «исследование и развитие лучших традиций школьного образования» и т.д.
 2.По просьбе учителя, 
учащиеся в группах 
Выбранные направления исследования вписываются в рабочий лист.
Рабочий лист группы.
Тема:
Цель:
Задачи:
Направления исследования:
Приемы исследовательской деятельности
Форма проекта:
 3.Обратившись к словарю 
урока и опорной схеме «
  4.Продолжая работать 
с опорной схемой «Основные 
этапы работы над проектом» 
учащиеся должны определить, какие 
приемы исследовательской 
5. Переходя к следующему этапу работы, я еще раз обращаю внимание учащихся на готовые проекты, выполненные старшими учащимися по другим темам. Затем, учащимся предлагается продумать в какой форме возможно будет представить результаты их исследования? В данный момент важно учителю руководить работой, следя за тем, чтобы «мозговой штурм» осуществлялся в последовательности: индивидуально, а затем коллективно.
Результаты вносятся в рабочий лист.
6.В завершении работы 
группам предлагается 
| Формы работы | Сроки выполнения | Ответственные | 
Обязательно необходимо предусмотреть информирование учащихся класса, школы о ходе выполнения проекта.
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 
Учитель подводит итоги занятия. Я предлагаю учащимся определиться со своими темами исследований, либо взять за основу материал, разработанный на прошедшем занятии. Определяются сроки консультаций и представления проекта.
Информация о работе Организация проектной деятельности на уроках истории