Когда дети должны самостоятельно
двигаться? В любое время, когда они этого
захотят! Поэтому должны быть продуманы
условия для движений. Обязательно каждый
из детей должен получить свою «двигательную
дозу» во время утреннего приема, после
завтрака перед занятием, на прогулке,
после дневного сна.
Каждому из режимных отрезков
соответствуют особые требования к интенсивности
движений. Во время утреннего приема двигательная
деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель
занят приемом детей, не может уделить
должного внимания прямому руководству
ею и поэтому заранее создает условия
для простых, хорошо знакомых детям движений,
не требующих страховки: раскладывает
на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги,
кегли, несколько раз меняет их расположение,
что-то быстро убирает, что-то объединяет
в единый комплекс.
На прогулке дети должны двигаться
много, активно. Движения могут быть сложные,
так как есть возможность и поучить каждого
ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную
страховку.
Воспитатель сам определяет
время занятия, его содержание, длительность,
место проведения, количество занимающихся,
руководствуясь своим знанием индивидуальных
особенностей детей.
Нужны ли обязательные, традиционные
три части занятия? Условно-да. Надо все
занятия начинать с разминочных упражнений,
чтобы подготовить организм к нагрузке,
пик нагрузки обеспечивать ближе к концу,
а в самом конце давать малоподвижные
упражнения для восстановления дыхания
и отдыха. Недопустимы команды, громкое
шумовое оформление, заорганизованность.
Нельзя заставлять детей делать то, что
они не хотят. Занятие должно строиться
с учетом детских интересов и нести им
радость и удовольствие.
1.3 Роль
самостоятельной двигательной деятельности
детей в
физическом и психическом развитии
Систематическая, двигательная
деятельность детей, играет важную роль
в физическом и психическом развитии ребенка,
поэтому расширение и обогащение двигательного
опыта детей дошкольного возраста - немаловажная
задача, стоящая перед педагогом.
Самостоятельная двигательная
деятельность детей влияет на следующие
задачи:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление
здоровья детей, содействие правильному
физическому и психическому развитию
детского организма, повышение умственной
и физической работоспособности.
Развивающие:
развитие движений, формирование двигательных
навыков и физических качеств (ловкость,
быстрота, сила, выносливость), формирование
правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о
своем организме, здоровье, о путях его
укрепления, сохранения, ответственного
отношения.
Воспитательные:
воспитание положительных черт характера
(смелость, решительность, настойчивость),
нравственных качеств (доброжелательность,
взаимопомощь), волевых качеств (сила воли,
умение побеждать и проигрывать); формирование
привычки к здоровому образу жизни, желания
заниматься физическими упражнениями
(в том числе не ради достижения успеха,
как такового, а для собственного здоровья).
У детей, систематически занимающихся
самостоятельной двигательной деятельностью,
отмечается устойчивое положительное
настроение. К. Никитин- объясняет это
отвлечением от тревожащих эмоций, которые
захватывают все функции организма, а
также концентрацией внимания и образованием
в центральной нервной системе сильных
очагов возбуждения. Они в определенной
степени подавляют стойкие доминантные
очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное
состояние.
Особое значение ,самостоятельная
двигательная деятельность, имеет для
детей с функциональными заболеваниями
нервной системы, которых нетрудно определить
по чрезмерному возбуждению или стойкой
апатии. Именно у таких детей наблюдаются
нарушения сна и аппетита, частая смена
настроения, отмечаются трудности запоминания,
резко снижается способность концентрации
внимания.
Физическая и психическая компоненты
в двигательной деятельности тесно взаимосвязаны.
Во время подвижных игр, у детей укрепляются
различные группы мышц, тренируется вестибулярный
аппарат, осуществляется профилактика
нарушения осанки. Непринужденность обстановки,
свобода импровизации, возможность отступления
от заданных правил, бесконечность вариаций,
нацеленность педагога на создание у
детей эмоционального подъема, отсутствие
проигравших - все это создает состояние
особого психологического комфорта.
Самостоятельная деятельность
является важным источником активности
и саморазвития ребенка. Продолжительность
ее зависит от индивидуальных проявлений
детей в двигательной деятельности.
Основным видом деятельности
в дошкольном возрасте, как известно является
игра. Поэтому двигательная среда должна
быть насыщена различным оборудованием
и спортивным инвентарём, способствующим
развитию игры.
Повышение самостоятельной
двигательной активности детей может
рассматриваться как одно из действенных
средств сохранения здоровья ребёнка,
улучшения его физической подготовленности,
обогащения двигательного опыта, увеличения
творческого и познавательного потенциала.
Создание благоприятных педагогических
условий для физического воспитания детей
только в рамках дошкольного учреждения
не является достаточно эффективной мерой.
Ведь часть времени активного
бодрствования дети проводят в семье,
и на родителей ложится особая ответственность
за организацию физкультурно-оздоровительной
работы с ними.
Для формирования физкультурно-оздоровительного
климата в семье необходимо начинать с
семейных традиций, которые передаются
младшему поколению в различных формах
физического воспитания, а также созданию
адекватной возрасту и индивидуальным
особенностям ребенка предметно-развивающей
среды в домашних условиях.
Для реализации этой проблемы
необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие
себя формы традиционного формирования
родителей о способах физкультурно-оздоровительной
работы (собрания, дни открытых дверей,
акции, наглядная агитация, открытые мероприятия)
и нетрадиционные формы (индивидуальные
беседы об организации предметно-развивающей
среды в домашних условиях, организацией
практикумов — с демонстрацией вариантов
использования игрушек и спортивного
инвентаря).
Основным компонентом предметно-развивающей
среды, обеспечивающей физическое воспитание
детей дома, являются физкультурно-оздоровительные
комплексы «Домашний стадион», мячи, санки,
велосипеды, лыжи, бадминтон.
Если в семье имеются в наличии
эти основные (ключевые) предметы, необходимые
для нормального физического воспитания
детей в семье, то это частично поможет
реализовать физическое развитие детей.
Однако, как показывает анализ
полученных данных анкетирования, зачастую
возможности этой предметной среды используются
ограниченно.
Родителям необходимо успешнее
организовать двигательную деятельность
своих детей в соответствии с учетом их
возраста и индивидуальных особенностей.
Родители должны занимать позицию активного
участника, своим примером показывать
детям, что занятия физическими упражнениями
необходимы для здоровья.
В домашних условиях родители
выделяют круг основных предметов для
самостоятельной двигательной активности
ребенка дошкольника.
Развивающая
среда дома:
- Предоставить в свободный доступ
велосипед, санки, качели, подвесную сетку
— мешок для метания мячей, простейшие
тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер
- «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп, гимник)
и лыжи.
- Необходимо оборудовать место
для самостоятельной двигательной активности
детей, освободив участок комнаты и застелив
его ковровым покрытием.
Воспитатель может порекомендовать
родителям во время совместных или самостоятельных
игр использовать музыкальное сопровождение:
включать песенки их любимых мультфильмов.
По окончании следует сменить характер
музыкального сопровождения на спокойный
и расслабляющий, чтобы ребенка было легче
переключить на другой вид деятельности.