Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:35, реферат
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования
1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
2. Основные понятия и определения
3. О мотивации самостоятельной работы студентов
4. Организация и формы самостоятельной работы.
5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
Чтобы развить положительное
Аудиторная самостоятельная работа может
реализовываться при проведении практических
занятий, семинаров, выполнении лабораторного
практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного
курса непосредственно в аудитории необходимо
контролировать усвоение материала основной
массой студентов путем проведения экспресс-опросов
по конкретным темам, тестового контроля
знаний, опроса студентов в форме игры
“Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских
занятиях различные виды СРС позволяют
сделать процесс обучения более интересным
и поднять активность значительной части
студентов в группе.
На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Беглый опрос.
3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
4. Самостоятельное решение задач.
5. Разбор типовых ошибок
при решении (в конце текущего
занятия или в начале
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
1. Давать определенное
количество задач для
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам
По материалам модуля
или раздела целесообразно
Из различных форм
СРС для практических занятий
на старших курсах наилучшим образом
подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана
с конкретными производственными проблемами
или носить прикладной характер, включать
задачи ситуационного моделирования по
актуальным проблемам и т.д. Цель деловой
игры - в имитационных условиях дать студенту
возможность разрабатывать и принимать
решения.
При проведении семинаров и практических
занятий студенты могут выполнять СРС
как индивидуально, так и малыми группами
(творческими бригадами), каждая из которых
разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный
проект (решение проблемной задачи) затем
рецензируется другой бригадой по круговой
системе. Публичное обсуждение и защита
своего варианта повышают роль СРС и усиливают
стремление к ее качественному выполнению.
Данная система организации практических
занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские
элементы, упрощать или усложнять задания.
Активность работы студентов
на обычных практических занятиях может
быть усилена введением новой
формы СРС, сущность которой состоит
в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание
(вариант), при этом условие задачи для
всех студентов одинаковое, а исходные
данные различны. Перед началом выполнения
задачи преподаватель дает лишь общие
методические указания (общий порядок
решения, точность и единицы измерения
определенных величин, имеющиеся справочные
материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях
с проверкой результатов преподавателем
приучает студентов грамотно и правильно
выполнять технические расчеты, пользоваться
вычислительными средствами и справочными
данными. Изучаемый материал усваивается
более глубоко, у студентов меняется отношение
к лекциям, так как без понимания теории
предмета, без хорошего конспекта трудно
рассчитывать на успех в решении задачи.
Это улучшает посещаемость как практических,
так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях
может заключаться в самостоятельном
изучении принципиальных схем, макетов,
программ и т.п., которые преподаватель
раздает студентам вместе с контрольными
вопросами, на которые студент должен
ответить в течение занятия.
Выполнение лабораторного
практикума, как и другие виды учебной
деятельности, содержит много возможностей
применения активных методов обучения
и организации СРС на основе индивидуального
подхода.
При проведении лабораторного практикума
необходимо создать условия для максимально
самостоятельного выполнения лабораторных
работ. Поэтому при выполнении работы
необходимо:
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплекса
методического обеспечения
Результативность самостоятельной работы
студентов во многом определяется наличием
активных методов ее контроля. Существуют
следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных
знаний и умений спустя
В последние годы наряду
с традиционными формами
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.
Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов - оценка «отлично», 70%-85% - оценка «хорошо», 50%-70% - «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы - «неудовлетворительно».
При использовании рейтинговой системы:
Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).
Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.
Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает
преподавателю выявить
Следует отметить и все шире проникающие
в учебный процесс автоматизированные
обучающие и обучающе-контролирующие
системы, которые позволяют студенту самостоятельно
изучать ту или иную дисциплину и одновременно
контролировать уровень усвоения материала.
В заключение отметим, что конкретные
пути и формы организации самостоятельной
работы студентов с учетом курса обучения,
уровня подготовки обучающихся и других
факторов определяются в процессе творческой
деятельности преподавателя, поэтому
данные рекомендации не претендуют на
универсальность. Их цель - помочь преподавателю
сформировать свою творческую систему
организации самостоятельной работы.
Информация о работе Организация самостоятельной работы студентов