Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы? Раскрывая этот вопрос, Б. П. Есипов писал, что самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Содержание работы

Введение:
Понятие о самостоятельной работе……………………………………….
Уровни о самостоятельной работы……………………………………….
Основные требования к организации самостоятельной деятельности….
Типы самостоятельной работы и особенности их организации……….
Виды самостоятельной работы, используемые на уроках………………
Цель эффективной организации самостоятельной работы учащихся….
Условия для эффективной самостоятельной работы…………………….
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.docx

— 228.87 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«Педагогическое образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: «Общие основы педагогики»

 

На тему: «Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

1 семестр

 Лидия Андреевна

 

 

Оглавление:

 

Введение:

  1. Понятие о самостоятельной работе……………………………………….
  2. Уровни о самостоятельной работы……………………………………….
  3. Основные требования к организации самостоятельной деятельности….
  4. Типы самостоятельной работы и особенности их организации……….
  5. Виды самостоятельной работы, используемые на уроках………………
  6. Цель эффективной организации самостоятельной работы учащихся….
  7. Условия для эффективной самостоятельной работы…………………….
  8. Заключение.
  9. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Изменения современного общества предъявляют новые требования к системе образования.

Таким образом, перед современной школой стоит задача развития познавательных сил, творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности, как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения.

Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности.

В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы? Раскрывая этот вопрос, Б. П. Есипов писал, что самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

 

1. Понятие о самостоятельной работе

 

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:

  • В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
  • Формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  • Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач.

 

2.  Уровни самостоятельной деятельности школьников

 

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие  действия учащихся по заданному  образцу. Идентификация объектов  и явлений, их узнавание путем  сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит  подготовка учащихся к самостоятельной  деятельности.

2. Репродуктивная  деятельность по воспроизведению  информации о различных свойствах  изучаемого объекта, в основном  не выходящая за пределы уровня  памяти. Однако на этом уровне  уже начинается обобщение приемов  и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более  сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная  деятельность самостоятельного  применения приобретенных знаний  для решения задач, выходящих  за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным  и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная  деятельность по переносу знаний  при решении задач в совершенно  новых ситуациях, условиях по  составлению новых программ принятия  решений, выработка гипотетического  аналогового мышления. Каждый из  этих уровней, хотя они выделены  условно, объективно существует. Дать  самостоятельное задание ученику  уровнем выше - это, в лучшем случае  напрасно потерять время на  уроке.

Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя - довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

 

 

3. Основные требования к организации самостоятельной деятельности.

 

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Они сводятся к перечисленным ниже. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы. Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

Назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые и домашние.

Самостоятельный учащийся обучение познавательный

 

 

 

4. Типы самостоятельных работ и особенности их организации.

 

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ:

    1. Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучение темы, тогда важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике. Что вызывает неудовлетворенность учителя в организации фронтальной работы? Прежде всего, усредненность её содержания. Предлагая задания, учитель ориентируется на «среднего ученика». Трудно определить единое время, поскольку каждый работает своим темпом. Для нерадивых учеников появляется шанс списать результаты у соседа.

    1.  Традиционные самостоятельные работы рассматриваются как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывая на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной самостоятельной работы следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход - примечательная чертадемократизации обучения. Организация индивидуальной самостоятельной работы в условиях классно – урочной системы вызывает серьёзные затруднения у педагогов. Нелегко выявить индивидуальные особенности каждого. Много времени отнимает предварительная разработка заданий. Если работа в классе выполняется одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточного материала.

 

    1. В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации самостоятельной работы.

Чем же она привлекает педагогов?

 Прежде всего, благоприятными  условиями для сотрудничества  самих учащихся, для коллективного  взаимодействия. Работа в группе  – это возможность общения, дефицит  которого постоянно наблюдается  и в школе, и в семье. Наиболее  простая и доступная на уроке  форма сотрудничества учащихся  – работа в парах постоянного  состава. В процессе групповой  работы каждый ученик имеет  возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и  в то же время испытывают  влияние более высокого уровня  самостоятельности своего одноклассника.

 

    1. Домашняя самостоятельная работа содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашнее задание могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не должно быть слишком большим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Виды самостоятельных работы, используемые на уроках.

Типичные виды самостоятельной работы.

Цели (дидактические, развивающие, воспитательные).

Источники и средства самостоятельной деятельности.

Характер деятельности

 

Работа с книгой

Усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний. Формирование учебных умений. Развитие мышления, речевой деятельности. Воспитание познавательных интересов.

 

Учебники, справочники, документы, художественные произведения, научно-популярная литература.

Репродуктивный поисковый, творческий.

Решение задач

Применения знаний. Формирование предметных умений, навыков. Развитие логического мышления. Формирование навыков самоконтроля. Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия.

Учебники, сборники задач, карточки, программированные материалы, практический опыт.

Репродуктивный, поисковый, творческий.

Сочинения

Применения знаний. Развитие творческих возможностей и самостоятельности учащихся. Воспитание нравственных чувств представлений у учащихся. Воспитание эстетических взглядов, вкусов, суждений.

Художественные произведения, фильмы, спектакли, радио и телепередачи, журналы, газеты, наблюдения, общественно полезный труд.

Поисковый, творческий.

Самостоятельные работы на основе наблюдений

Приобретение новых знаний. Закрепление знаний. Развитие наблюдательности

Учебные фильмы, телепередачи, экскурсии, демонстрационный эксперимент.

Репродуктивный, поисковый, творческий.

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения