Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение структуры, содержание и видов сюжетно-ролевой игры.
3. Анализ особенностей развития сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка………………………………………………………………… ………..5
2 Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры…………….8
3. Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства……………………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………26

Файлы: 1 файл

курсовая работа( Организация сюжетно-родевых игр в ДОУ.docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.

Длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития мышления ребенка.

Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он - неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.

Этот опыт, знания и представления творчески преломляется ребенком в игровой деятельности. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний - значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести серию занятий по конструированию и ручному труду, связанных общей темой (изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов, вагонов, электровозов и тепловозов, железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона и т. п.).

Возникновение длительной игры "Путешествие за животными в жаркие страны" может быть связано с поездкой детей в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, воспитатель специально читает отрывки из книг на эту тему; организует лепку из пластилина животных и т. д. По мере обогащения представлений дошкольников развивается и усложняется содержание игры. Дети больше проявляют инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практических задач. Если воспитатель заботится о расширении представлений детей, в группе будут развиваться игры на разнообразные сюжеты: "Путешествие в Антарктиду", "Путешествие в жаркие страны" и др. Работа воображения помогает ребенку ясно и отчетливо представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу далеких полярных станций, рейсы космических кораблей и т. д.

Игровые образы ребенок создает творчески, сознательно. Он не просто воспроизводит жизнь, слепо копирует ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев дети вносят много элементов творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, добавляя свою выдумку, что свидетельствует об активности воображения. Увлекательная, сложная по содержанию игра, удовлетворяя стремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых страной, доставляет ему радость.

Руководя подобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям решения тех или иных возникающих перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях по ознакомлению с различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животным миром). Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон.

Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели.

Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их.

Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.

Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков. В течение года можно провести около 6 длительных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.

Развитию длительной игры, воспитанию у детей умственной активности, нравственных чувств и навыков самоорганизации способствуют следующие методы и приемы: беседы перед началом игры о её ходе, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития; напоминания, советы, указания, поручения, задания. Педагог приучает воспитанников к самостоятельному употреблению в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок, использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.

Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами распределять роли [17].

Педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.

Итак, сюжетно-ролевая игра является естественным спутником жизни ребёнка и обладает великой воспитательной силой, способом познания окружающего мира, они развивают у детей смекалку, знакомят с бытом и жизнью народа, традициями. Сюжетно-ролевые  игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность  дошкольного возраста ролевая  игра. Именно в ней складываются  и наиболее эффективно развиваются  главные новообразования этого  возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет  игра для становления разных  форм произвольного поведения  детей. Развиваются произвольное  внимание и память, соподчинение  мотивов и целенаправленность  действий.

3. Сюжетно-ролевая игра  проходит длительный и сложный  путь развития, начинаясь в младшем  дошкольном возрасте с простейшей  ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте  она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра  должна соответствовать современной  деятельности т.к. в связи с  развитием научно - технического  прогресса появляется много новой  техники, много нового в жизни  людей - задача воспитателя создать  условия для отражения этого  в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия  для игровой деятельности в  группе с учётом места, времени  в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми  во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание  детской игры использованием  различных методов и приёмов  таких как: наблюдения, экскурсии, встречи  с людьми разных профессий, чтение  художественной литературы, рассказ  воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки  литературных произведений, этические  беседы, непосредственное участие  воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная Область «Социализация. Игра.» Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие/науч.ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176 с.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
  3. Виноградова Н.А. Микляева Н.В Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. – М.:УЦ»Перспектива»,2011.-208 с.
  4. Вместе с куклой я расту: познавательно –игровые занятия с детьми 2-7 лет.авт.-сост. О.Р. Меремьянина. – Волгоград : Учитель, 2013.-221с.
  5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012-128 с.
  6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. –М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2012-160 с.
  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. –М.:МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2012-144с.
  8. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.
  9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Бартошевич Т.И. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64с. – (Вместе с детьми).
  10. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? : картотека тематических пальчиковых игр. Сост. Л.Н. Калмыкова. –Волгоград : Учитель, 2014.247 с.
  11. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с.
  12. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112с. (Новый детский сад с любовью).
  13. Козырская И. Н. Румянцева Л.Е. Методика организации и проведения научных исследований по психолого-педагогическим дисциплинам. - Караганда, 2006.- 122 с.
  14. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.-160с.
  15. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
  16. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85
  17. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87
  18. Маралова Е.А. Развитие ребенка в совместной игровой деятельности с педагогом: Научно-методическое пособие для постдипломного педагогического образования. - Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011.
  19. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 - 95
  20. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.
  21. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.
  22. Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе/ авт.-сост. Л.Н. Волошина, Ю.М. Исаенко, Т.В. Курилова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 91 с.
  23. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109 с.
  24. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
  25. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с.

Информация о работе Организация сюжетно-ролевых игр в детском саду