Основные функций педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:49, реферат

Описание работы

Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс – специально организованный, позитивно-результативный образовательный процесс, в котором педагогическое взаимодействие субъектов осуществляется в целостном сочетании процессов воспитания, обучения, развития.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.43 Кб (Скачать файл)

Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс – специально организованный, позитивно-результативный образовательный процесс, в котором педагогическое взаимодействие субъектов осуществляется в целостном сочетании процессов воспитания, обучения, развития.

Воспитание  – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду.

Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном  смысле, включая в него воздействие  на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется еще в более локальном значении – как решение какой-либо конкретной     воспитательной задачи (например, воспитание трудолюбия, честности, познавательной активности и т.д.). Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.

На ранних стадиях развития человечества воспитание осуществлялось в процессе участия детей в  жизни взрослых (производственной, общественной, игровой, ритуальной). Оно  ограничивалось усвоением жизненно-практического  опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение.

С усложнением труда и  жизнедеятельности увеличился объем  знаний, умений, навыков, которые должен был усвоить человек. Это привело  к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более  важную роль начинает играть систематическое  обучение, основная функция которого заключалась в отборе системы  знаний и их целенаправленной передаче.

Обучение – процесс  непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс  обучение включает в себя две части:

- преподавание, в ходе  которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

- учение, как усвоение  опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

В педагогическом процессе происходит развитие личности. Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физического и духовного начала человека. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.  Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными функциями целостного педагогического процесса являются:

 

 

Табл. 1


 

 

 

 

 


 

 


 


 

 


 


 

 

 

 

Образовательная функция. Компоненты образования — знания, умения, навыки.

Знания мы понимаем как понимание и сохранение в  памяти основных фактов науки и вытекающих из них выводов, законов, теорий и  других теоретических обобщений.

Умение — владение способами применять усвоенные знания на практике; часто умения называют знаниями в действии.

Навык— упрочившееся благодаря упражнениям умение (умение, доведенное до автоматизма). Образовательная функция, пожалуй, самая простая и реализуется в большей степени в процессе обучения.

Развивающая функция. Компоненты - целевой компонент (цели, задачи и социализация личности), содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования), операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время), аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Во-первых, педагогический процесс имеет возможность управлять  естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию, т. е. опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.

Во-вторых, педагогический процесс строится с учетом достигнутого на определенном этапе уровня развития учащихся.

В-третьих, педагогический процесс ориентируется на завтрашний день развития ребенка.

Педагогический  процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер.

Воспитательная функция. Рассматривая воспитательное назначение целостного педагогического процесса, мы исходим из того, что эта функция более объемная, чем две предыдущие. Личность характеризуется совокупностью трех компонентов: сознания, чувств, поведения. И если образовательная, развивающая функции "работают" с отдельными компонентами, то воспитательная "заботится" о целостности, гармонии личности, тем самым являясь ведущей и корректирующей среди трех названных функций.

Основными компонентами сознания являются знания, суждения, убеждения. Реализация образовательной функции более способствует формированию знаний, суждений, менее — убеждений; следовательно, необходима дополнительная специальная деятельность для целостности развития сознания, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса.

Чувства определяются развитием отношений. В педагогическом процессе отношения складываются самые разнообразные: между учителем и учеником, между учителями, между учениками, между учителями и родителями, учениками и родителями и др.

В последнее время четко прослеживается конфликтность отношений. Рассмотрим основные три группы конфликтов (см. табл.2).

 

Табл.2

Группа конфликтов

Описание

Первая группа

мотивационные конфликты (когда дети не хотят учиться) наблюдаются между учителем — учеником, учеником — родителями

Вторая группа

эта группа конфликтов связана с недостатками организации педагогического процесса. Эти конфликты чаще всего наблюдаются между учителем—учеником, между учениками и связаны с определенными периодами в целостности педагогического воздействия: например, когда ребенок начинает учиться в школе после детского сада (смена ведущего вида деятельности: игры на учение); при переходе из начального звена в среднее (смена влияния одного учителя на нескольких предметников); при необходимости выбора после окончания неполной средней школы и ряд других

Третья группа

конфликты взаимодействия: учитель—ученик (чаще всего нравственного характера) учитель— учитель (претензии в организации педагогического процесса, в разделении функций, в личностных привязанностях); ученик—ученик (в определении лидера, в разности суждений, ценностей, материального благополучия)


 

Все эти и  другие конфликты можно избежать, предупредить, смягчить; отношения в целом регулировать, грамотно строить и развивать. Для этого необходима специальная деятельность, которая предусмотрена реализацией воспитательной функции целостного педагогического процесса.

Поведение, это система действий и поступков человека, в которых проявляются его взаимоотношения с социальной средой. Слагаемые поведения — умения, привычки, воля, характер. Воля — способность действовать в соответствии с целью, преодолевая при этом внутренние противоречия, желания, стремления. Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Даже из такой краткой характеристики поведения, как компонента личности, ясно, что он является самым сложным, требующим специальной деятельности по его формированию, которая предусмотрена воспитательной функцией педагогического процесса.

Именно воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика (не только учебного материала, но и используемого во вне учебной деятельности); требует разнообразия форм, средств, методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии. Реализация этой функции происходит и в обучении, и в воспитании.

Заключение:

 

Таким образом, можно сказать что, каждая функция, имея свое содержание, тесно связана с другими; они взаимопроникают друг в друга, составляют единое целое в педагогическом процессе, что способствует формированию целостной, гармонично и всесторонне развитой личности.

К сожалению, в  практике чаще всего педагоги ограничиваются реализацией образовательной функции. Объясняется это слабой подготовленностью и низкой квалификацией таких учителей. Добросовестные, грамотные педагоги, как правило, понимают, что игнорировать саморазвитие личности, не замечать его просто недопустимо, поэтому они пытаются видеть и учитывать в педагогическом процессе возрастные и индивидуальные особенности учащихся. И только педагоги высшего класса стремятся к реализации всех функций целостного педагогического процесса.

Функции педагогического  процесса – назначение, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс.

Выделяются следующие  основные функции педагогического  процесса:

Образовательные функции, которые  реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей

Воспитывающие функции, заключающиеся  в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения (ценностные ориентации – избирательное отношение  человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении).

Развивающие функции, представляющие собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств  личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей и  др.

Основные функции  педагогического процесса глубоко  взаимосвязаны и взаимопроникают  друг в друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущностную функцию и на этой основе отличать ее от других функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Бабанский Ю.К. учебное пособие для студентов педагогических институтов, 1988. — 479 с.
  2. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения. - М., 1989.
  3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
  4. Кузьмина Н.В. Психологическое исследование. - СПб., 1994.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М., 1993.
  6. Жданов Г.Б. Стандарты, развитие и научные школы.//Природа, 1989. №10. – С. 79-84.
  7. Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Научные школы и стиль научного мышления: Учеб. метод. пособие. – СПб.:Образование, 1997. – 140 с.
  8. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М.: Наука, 1982. –127 с.
  9. Пряникова В.Г. Развитие концепции педагогического стимулирования. // Советская педагогика. 1985. № 11. – С.29-33.
  10. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2002, 2003.

Информация о работе Основные функций педагогического процесса