Основные идеи философии 19-20веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций.

Содержание работы

План:
1)Постклассическая философия второй половины 19-20веков( Шопенгауэр,Ницше,Кьеркегор,Бергсон)
2)Современная философия
А)неопозитивизм и аналитическая философия;
Б)экзистенциализм;
В)философия герменевтика;
Г)струтурализм и постструктализм

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 115.72 Кб (Скачать файл)

Наибольшие преимущества имеет поэтому третья стадия - религиозная. Истинно религиозный человек оставляет позади и "отчаяние слабости" эстетика, и "отчаяние-вызов" этика. Он поднимается на высшую стадию - абсолютного отчаяния. Оно выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно сопрягаются с вечностью.

Анализ этих трех стадий познания человеком своего существования  может служить иллюстрацией "качественной" диалектики, которую Кьеркегор противопоставляет диалектике Гегеля, определяемой как диалектика "количественная". Всё в диалектике, что находит выражение в объективном, исчисляемом, относится к количественной диалектике. Но есть феномены и процессы, которые невозможно выразить в объективной форме. Таковы переживания страха, отчаяния, вины, греховности. Им также присуща глубокая, тонкая, даже изощренная диалектика. Но она носит качественный характер, ибо фиксирует противо-положности человеческого существования, ухватываемые не рациональным мышлением, а экзистенциальным переживанием и его внутренне религиозным истолкованием.

Анри Бергсона

(1859–1941). С точки зрения Бергсона  исходным пунктом всякого философствования, наиболее достоверным и неоспоримым  фактом является факт нашего  собственного существования, т.  е. то, что мы живем. Жизнь  проявляется в непрерывной смене  ощущений, эмоций, желаний; этот поток  переживаний образует, согласно  Бергсону, единственную подлинную  реальность и составляет поэтому предмет философии. Из потока переживаний Бергсон выделяет в качестве его основы переживание хода времени. Таким образом, именно ощущение бега времени, длительности существования составляет самую прочную ткань нашей жизни. Это и есть «основа нашего бытия». 
 
Мир материальный, мир вещей, по мнению Бергсона, для философии большого интереса не представляет. Его исследованием, для практических целей, занимается разум, наука. Но разум совершенно не пригоден для понимания жизни. Жизнь с ее внутренней основой – длительностью, согласно Бергсону, иррациональна и невыразима в понятиях. Иррациональную способность постижения жизни он усматривает в интуиции. 
 
Понятие интуиции встречается и у рационалистов (например у Декарта), но они в ней видели проявление силы разума, его способности непосредственно усматривать истинность тех или иных положений. У Бергсона интуиция – некая таинственная иррациональная способность, являющаяся своего рода инстинктом, врожденным знанием жизни. Кстати, Бергсон считал, что логически объяснить, что такое интуиция, невозможно. Акт интуитивного вхождения в длительность можно только почувствовать, пережить. 
 
Бергсон различает два вида интуиции: философскую, постигающую общее течение жизни, и художественную, направленную на индивидуальные явления. И в том и другом случае главным условием интуиции является полное отрешение от всякого практического интереса. Иными словами, интуитивное познание принципиально бесполезно, оно чисто созерцательно. Этим оно качественно отличается от интеллектуального, научного познания, которое, как уже отмечалось, преследует практические цели, а поэтому полезно. Таким образом, существуют как бы два типа познания: заинтересованное – это рациональное познание (наука) и незаинтересованное – это иррациональное, интуитивное познание (философия и искусство). Если первое удовлетворяет материальные потребности человека, то второе –высшие, духовные потребности. 
 
Необходимым условием интуитивного познания, согласно Бергсону, является не только полное отрешение от любого интереса («бескорыстие»), но и огромное напряжение воли, в результате которого границы нашего Я расширяются до масштабов Вселенной. Интуиция, таким образом, отождествляется с волей, космическим усилием, «жизненным порывом». В процессе творческой эволюции жизненный порыв гонит организмы вперед, создавая качественно новые формы. В книге А. Бергсона «Творческая эволюция» можно найти такие строки: «Все живые существа держатся друг за друга и все подчинены одному и тому же гигантскому порыву. Животные опираются на растения, человек – живет благодаря животному, а все человечество представляет громадную армию, способную своею тяжестью победить всякое сопротивление и преодолеть многие препятствия, в том числе, может быть, и смерть».

 

 

 

 

 

2) Современная философия

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность философии.

Еще отчетливее на разнородность современной  философии указывает наличие  четырех главных философских  школ. Сейчас мы их только назовем, а  обстоятельно они будут рассмотрены  чуть ниже. В Англии, США, скандинавских  странах доминируетаналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология игерменевтика. Во Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма. Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии интернационального содержания - это аналитическая философия, феноменология, герменевтика и постмодернизм.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим основные положения герменевтики и ее термины:

  • Бытие человека-в-мире.
  • Соотносительность человека и мира (вещей).
  • Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
  • Потаенность вещи, ее сокрытость.
  • Философия как вопрошание.
  • Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.
  • Горизонты человека и вещи.
  • Понимание как слияние границ человека и вещи.
  • Герменевтический круг.
  • Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта, вовлеченности в традиции интерпретатора.
  • Историчность интерпретации.
  • Сближение герменевтики с поэтикой.
  • Главное дело человека.- понять суть дела.

Аналитическая философия, направление современной буржуазной, главным образом англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных (рассматриваемых в конечном счёте обычно так же, как языковые) средств познания.

При этом философско-гносеологический анализ средств познания, характерный  для классической философии и  связанный с коренными проблемами соотношения субъекта и объекта, подменяется, как правило, исследованием  частно-научных проблем: логических, логико-лингвистических, семиотических и пр. В рамках этих исследований представители А. ф. имеют определённые достижения в изучении особенностей языковых средств философии, возможностей логической формализации фрагментов "естественного" языка, логико-семантическом анализе философских понятий и пр. В то же время понимаемый т. о. анализ сторонники А. ф. противопоставляют философии как исследованию коренных мировоззренческих проблем, третируя последнее, как лишённую научно-познавательного значения "метафизику". Тем самым А. ф. продолжает линиюпозитивизма в современной философии. Внутри современной А. ф. можно выделить два направления: логического анализа философию, которая в качестве средства анализа применяет аппарат современной математической логики, и лингвистическую философию, отвергающую логическую формализацию как основной метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления выражений в естественном, обыденном языке, в том числе, когда он применяется при формулировке философских понятий. К первому направлению относятся логический эмпиризм (Р. Карнап, Г. Фейгль, К. Гемпель, Ф. Франк) — непосредственное продолжение австро-немецкого логического позитивизма на американской почве, и т. н. логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен и др.). Философия лингвистического анализа (Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон, Дж. Уисдом) получила преобладающее влияние в Великобритании. Единые в своих претензиях на совершение позитивистской "революции в философии" оба эти течения выражают, однако, различные умонастроения: в то время как философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию т. н. сциентизма (от лат. scientia — наука) в современной буржуазной философии, сторонники философии лингвистического анализа выступают против какого-либо культа научного знания и оказываются адептами "естественного" отношения к миру, выраженного в обыденном языке.

Понятие анализа, принятое в А. ф., появляется в буржуазной философии 20 в. в работах  Б. Рассела и Дж. Мура как определённый метод разработки философской проблематики в противоположность спекулятивному системосозиданию, характерному, в частности, для абсолютного идеализма Ф.Брэдли и Б. Бозанкета. По существу, исходные установки и основные направления А. ф. сложились уже в довоенном неопозитивизме, в частности в логическом позитивизме Венского кружка и у английских философов 20—30-х гг. — последователей Мура и позднего Л. Витгенштейна. Однако сам термин "А. ф." получает распространение только после 2-й мировой войны, охватывая различные неопозитивистские течения буржуазной философии, предметом анализа которых были языковые средства. Распространение термина "А. ф.", вытесняющего термин "неопозитивизм", связано в основном с неудачами реализации программы неопозитивизма ещё на ранних его стадиях: с невозможностью упразднить классическую философскую проблематику, осуществить всеохватывающий анализ "языка науки" на основе неопозитивистских принципов, полностью "деидеологизировать" философию и пр. Для А. ф. как современного этапа эволюции неопозитивизма характерна тенденция, сохранив идею анализа как "антиметафизики", максимально освободиться от каких-либо содержательных предпосылок философского характера, в том числе от жёстких гносеологических постулатов раннего неопозитивизма (например, принципа рассматривать анализ как чистую технику и не ограничивать его какими-либо предвзятыми формами, связанными с определёнными концепциями знания. Тем самым современная А. ф. приходит либо к полной ликвидации себя как философии, при подмене философского исследования конкретным логико-лингвистическим, логико-семантическим и пр. анализом, либо к возвращению в завуалированной форме к проблемам философского характера. При этом для современной А. ф. характерны стремления сочетать элементы различных вариантов анализа и соединять анализ с концепциями и др., которые традиционно считались антитезой современного позитивизма.

Неопозитивизм, одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, — роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Однако Н. не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных философских установок. В то же время некоторые представители Н. имеют определённые заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики и специальных вопросов методологии науки.

Являясь современной формой позитивизма,Н. разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Противопоставляя науку философии, Н. считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Третируя классические проблемы философии как неправомерную "метафизику", Н. отрицает и постановку основного вопроса философии об отношении материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление "метафизического", как он утверждает, противопоставления материализма и идеализма. В действительности же Н. продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Дж. Беркли и Д. Юма. Вместе с тем Н. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В отличие от юмизма и позитивизма 19 в., ориентировавшихся в исследовании познавательных процессов на психологию, Н. делает предметом своего рассмотрения формы языка — научного, философского или повседневного — и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. При этом, если для предшествовавшего позитивизма в качестве "непосредственно данного", выход за пределы которого оценивался в качестве неправомерной "метафизики", выступала сфера чувств и переживаний субъекта, то для Н. в качестве подобного предела выступают, в конечном счете, не феномены сознания, а формы языка. "Метафизика" рассматривается не просто как ложное учение, а как учение в принципе невозможное и лишённое смысла с точки зрения логических норм языка, причём источники её усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Всё это позволяет говорить о Н. как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, в которой сложные и актуальные проблемы современной логики и языкознания трактуются в духе субъективизма и конвенционализма. Своё учение о философии как об анализе языка, свободном от какой-либо "метафизики", Н. считает "революцией в философии" и противопоставляет его всем остальным философским течениям — как традиционным, так и современным.

Впервые идеи Н. получили чёткое выражение  в деятельности так называемогоВенского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно здесь были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930—40-х гг. значительную популярность в кругах буржуазной научной интеллигенции — сведение философии к логическому анализу языка науки, принципверификации, предполагающий, что каждое научно осмысленное высказывание должно быть доступно эмпирической проверке, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки и т.п. С этих позиций критическому анализу подвергалась вся классическая философия.

Эти взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства Н., которое сложилось в 1930-х гг. и к которому, помимо логических позитивистов, примыкал ряд американских представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен, Маргенау и др.), львовско-варшавской школы в логике (А. Тарский, К. Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Однако уже в 1950-е гг. достаточно ясно обнаружилось, что "революция в философии", провозглашенная Н., не оправдывает надежд, возлагавшихся на неё буржуазными философами. Классические проблемы философии, преодоление и снятие которых обещал Н., воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С ослаблением влияния логического позитивизма сравнительно большой вес приобретает течение английских аналитиков (лингвистическая философия), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л. Витгенштейна), которые разделяют общую антиметафизическую направленность Н., а также его эмпиризм, но не придерживаются господствующей в Н. исключительной ориентации на философию науки и подвергают критике теорию верификации. Критика логического позитивизма в 1950—60-х гг. ведётся и сторонниками так называемого логического прагматизма в США (У. Куайн и др.), также обвиняющих логический позитивизм в чрезмерном сужении задач философии, сведении её только к логике науки. Одновременно с развитием этих кризисных явлений внутри самого Н. снижается и авторитет Н. в системе буржуазной философии и идеологии в целом. Уход от жизненно важных социальных и идеологических проблем, обосновываемый концепцией деидеологизации философии, чрезмерный академизм, абсолютизация логической и языковой проблематики вызывают падение популярности Н., сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских течений в буржуазной философии (экзистенциализм, философская антропология). Важную роль в развенчивании претензий Н. на роль современной философии науки сыграла критика его с позиций марксизма, основной вклад в которую был внесён советскими философами. Главная тенденция эволюции Н. в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, в отказе от широковещательных программ и измельчании проблематики. Само понятие Н. начиная с 1950-х годов всё больше вытесняется понятием аналитической философии. В области философии в 1960—1970-х гг. развивается течение, которое, сохраняя определённую связь с общими установками Н., в то же время выступает против неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки (Г. Кун, И. Лакатос, П. Фейера, С. Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчёркивают, в противоположность Н., значение исследования истории науки для методологии науки, познавательную значимость "метафизики" в развитии науки и пр. Это течение частично находится под влиянием идей К. Поппера, который в ряде вопросов отходит от ортодоксального Н. Все эти явления свидетельствуют о глубоком идейном кризисе современного Н., по существу не являющегося уже целостным и последовательным философским направлением.

Информация о работе Основные идеи философии 19-20веков