Основные этапы истории сравнительной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Первый период – классический ( доисторический) – с давних времен до 19 века. В Древней Греции Геродот писал о воспитании в Вавилоне и Египте; римский историк Тацит описывал систему воспитания древних германцев, Ксенофонт приводил систему воспитания персов в пример греческой молодежи.

Файлы: 1 файл

Основные этапы истории сравнительной педагогики.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Основные этапы истории  сравнительной педагогики. 

 

Первый период – классический ( доисторический) – с давних времен до 19 века. В Древней Греции Геродот писал о воспитании в Вавилоне и Египте; римский историк Тацит описывал систему воспитания древних германцев, Ксенофонт приводил систему воспитания персов в пример греческой молодежи. 

 

Средневековая Европа (5-14вв)

В эту эпоху, когда монополистом в образовательной сфере стала  церковь, а национальные особенности  не имели какого-нибудь существенного  значения, изучение опыта других религий в образовании, например, ислама, который имел существенные успехи в этой области, не стимулировалось.

Эпоха Возрождения (14-17вв)

Образование вновь становится делом  «интернациональным». В это время  начинается формирование школьной национальной системы, что закономерно усиливает интерес к зарубежному педагогическому опыту. Потребность в его сопоставлении с отечественным опытом стимулирует обмены «персональными образовательными визитами». С такими визитами в середине 17ст. объехал несколько европейских стран (Англию, Швецию, Литву, Венгрию) Я.А.Коменский, пропагандируя идеи общего обучения, основы классно-урочной системы.

Богатую историю имеет изучение и внедрение зарубежного педагогического  опыта в Украине. В славяно- греко-латинских школах изучали как греческий язык и православие, которые являлись основой образования в Византии, так и латинский язык и 7 свободных искусств, составлявшие основу обучения в средневековой Европе.

Второй период – 19 век – период заимствований, или описательный период. Попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследований и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующего фактического материала по разным странам впервые предпринял М-А Жюльен Парижский (1775 – 1848). Поэтому в западной литературе его нередко называют «отцом» сравнительной педагогики.

Биография. Жюльен – активный участник Великой французской революции, сторонник Робеспьера. С начала 19 века – он видный публицист, его  перу принадлежат сотни статей и  брошюр по разным вопросам политики, социальных отношений и культуры. Большой интерес он проявлял к проблемам воспитания и образования, посетил воспитательное учреждение Песталоцци в Швейцарии и стал горячим поклонником его идей. Умер Жюльен в 1848г. в бедности и безвестности. Почти на целое столетие оказалось забытым все его публицистическое и научное наследие. И только небольшая брошюра «Очерк и предварительные заметки к исследованию по сравнительной педагогике» (1817), случайно обнаруженная в 1935г.в лавке парижского букиниста, спасла его имя от полного забвения и вновь пробудила интерес к его творчеству.

- Именно в этой работе впервые  были употреблены термины «сравнительное  воспитание» и «сравнительная  педагогика». По мысли Жюльена, задача сравнительной педагогики должна состоять в сопоставительном изучениии педагогического опыта в разных странах с целью создания наиболее рациональной системы образования и воспитания в масштабах Европы, а затем и всего мира.

- С целью получения репрезентативных  данных Жюльен составил обширный вопросник (более 250 вопросов), касающийся разных сторон деятельности школы, и предлагал разослать его правительствам европейских государств. Некоторые вопросы имели целью сбор количественных и фактических данных ( Какова продолжительность классных занятий в день?). Но были и значительно более сложные вопросы, например, «Как выявляются и учитываются индивидуальные особенности учащихся? Не обескураживает ли трудолюбивых, прилежных, но не достаточно способных детей, не вызывает ли у них отвращения к школе то обстоятельство, что они часто отстают в учебе от тех своих сверстников, которые не проявляют усердия, но обладают большими природными способностями?»

- он предлагал создать общеевропейское  научно – педагогическое учреждение, где бы проводились исследования, направленные на улучшение подготовки учителей, и экспериментальным путем апробировались новые педагогические методы.

В отечественной педагогике начало систематическому изучению зарубежных систем образования положил К.Д. Ушинский.

1.В ряде его работ и прежде всего в известном труде « О народности в общественном воспитании» (1857) содержатся обстоятельные очерки о народном образовании во Франции, Англии, Германии, Северной Америке, раскрывающие специфику организации и деятельности учебных заведений в каждой из этих стран.

рассматривая французскую  систему образования, Ушинский отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие;

обращаясь к системе  образования в Англии, он замечал, что наибольшее внимание уделяется формированию характера: «Главное в английском воспитании – это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена».

Ушинский подробно описывал организацию школьного дела в Северной Америке, характеризовал ее отличия от европейских школьных систем, указывал на огромное разнообразие программ высших учебных заведений, на расширение женского образования и особенно отмечал большие успехи в развитии начального образования.

2. Он обратился к проблеме заимствования иностранного опыта. Деление наук по национальному признаку Ушинский решительно отвергал. Великий педагог выступал против жестких национальных перегородок в развитии научного знания и считал необходимым использование учеными разных стран научных достижений своих зарубежных коллег, их постоянное сотрудничество и обмен опытом. Иначе он смотрел на проблему заимствования применительно к системам воспитания.

Т.о. в 19 - нач.20 ст. отечественная  педагогика имела значительный опыт сбора и обработки материалов о состоянии образования и педагогической науки за рубежом. Однако большинство работ носили описательный характер. Анализ зарубежного опыта был зачастую не целью, а одним из способов, который использовался для исследования определенных аспектов развития отечественной системы образования.

Третий период- начало научных достижений в области сравнительной педагогики – нач. 20 ст. – до второй мировой войны (1939) связан с процессами институализации. Именно в этот период создаются первые национальные и международные научные и информационные организации, которые ставили целью своей деятельности сбор, систематизацию и обобщение фактов, которые относятся к развитию образовательного процесса и педагогической теории в разных странах мира.

1919 – Международная  ассоциация образования в Нью-Йорке

1925 – Международный  институт интеллектуального сотрудничества  в Париже, Международное бюро  просвещения (МБП).

В Советском Союзе  в 20-е года – 800 публикаций, где давался  анализ зарубежного опыта. Акцент делался на исследования педагогики США. В Украине «путь на Запад» возглавил нарком республики Г.Ф.Гринько.

С. РУСОВА

1. Первой работой о  проблемах зарубежной педагогики  стала ее статья «Народное  начальное образование в Бельгии». В этой статье использовала широкий круг методов сравнительной педагогики:

описательный( анализировала  финансирование и управление начальным  образованием, разновидность учебных  учреждений, учебные планы)

- статистический, социологический  ( характеризуя цели и задачи  начального обучения и воспитания, их соответствие потребностям економич. И политич. Развития страны)

исторический.

Особое внимание обратила на решение  языковой проблемы (в Украине в  то время укр.язык был запрещен): вместе с обязательным изучением  гос.языка обучение шло на языке каждой отдельной местности.

Предметом сравнительно-педагогических исследований Русовой стали различные  учебные и воспитательные учреждения Запада: «Молодежная республика Америки», «Пестолоцци-Фребельский Дом в  Берлине» «Французские летние колонии для школьников». В работах широко использовала разные статистические данные. Призывала своих соотечественников активно использовать опыт «каникулярных колоний».

2. Русова великолепно разбиралась  в западных пед.концепциях и  течениях. В «Теория и практика  дошкольного обучения» она делает сравнительно-сопоставительный анализ основных пед., психолог., психиатрических концепций западноевропейских исследователей.

Четвертый период –50 – 70г. интернализация образования. Создание ООН и ее специализированного органа по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.

Пятый период – начался в 80-е годы ХХ столетия – период теоретических соревнований. В Украине в 1992 году была создана лаборатория сравнительной педагогики.


Информация о работе Основные этапы истории сравнительной педагогики