Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:35, контрольная работа
Первый период – классический ( доисторический) – с давних времен до 19 века. В Древней Греции Геродот писал о воспитании в Вавилоне и Египте; римский историк Тацит описывал систему воспитания древних германцев, Ксенофонт приводил систему воспитания персов в пример греческой молодежи.
Основные этапы истории сравнительной педагогики.
Первый период – классический ( доисторический) – с давних времен до 19 века. В Древней Греции Геродот писал о воспитании в Вавилоне и Египте; римский историк Тацит описывал систему воспитания древних германцев, Ксенофонт приводил систему воспитания персов в пример греческой молодежи.
Средневековая Европа (5-14вв)
В эту эпоху, когда монополистом в образовательной сфере стала церковь, а национальные особенности не имели какого-нибудь существенного значения, изучение опыта других религий в образовании, например, ислама, который имел существенные успехи в этой области, не стимулировалось.
Эпоха Возрождения (14-17вв)
Образование вновь становится делом «интернациональным». В это время начинается формирование школьной национальной системы, что закономерно усиливает интерес к зарубежному педагогическому опыту. Потребность в его сопоставлении с отечественным опытом стимулирует обмены «персональными образовательными визитами». С такими визитами в середине 17ст. объехал несколько европейских стран (Англию, Швецию, Литву, Венгрию) Я.А.Коменский, пропагандируя идеи общего обучения, основы классно-урочной системы.
Богатую историю имеет изучение
и внедрение зарубежного
Второй период – 19 век – период заимствований, или описательный период. Попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследований и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующего фактического материала по разным странам впервые предпринял М-А Жюльен Парижский (1775 – 1848). Поэтому в западной литературе его нередко называют «отцом» сравнительной педагогики.
Биография. Жюльен – активный участник Великой французской революции, сторонник Робеспьера. С начала 19 века – он видный публицист, его перу принадлежат сотни статей и брошюр по разным вопросам политики, социальных отношений и культуры. Большой интерес он проявлял к проблемам воспитания и образования, посетил воспитательное учреждение Песталоцци в Швейцарии и стал горячим поклонником его идей. Умер Жюльен в 1848г. в бедности и безвестности. Почти на целое столетие оказалось забытым все его публицистическое и научное наследие. И только небольшая брошюра «Очерк и предварительные заметки к исследованию по сравнительной педагогике» (1817), случайно обнаруженная в 1935г.в лавке парижского букиниста, спасла его имя от полного забвения и вновь пробудила интерес к его творчеству.
- Именно в этой работе впервые
были употреблены термины «
- С целью получения
- он предлагал создать
В отечественной педагогике начало систематическому изучению зарубежных систем образования положил К.Д. Ушинский.
1.В ряде его работ и прежде всего в известном труде « О народности в общественном воспитании» (1857) содержатся обстоятельные очерки о народном образовании во Франции, Англии, Германии, Северной Америке, раскрывающие специфику организации и деятельности учебных заведений в каждой из этих стран.
рассматривая французскую
систему образования, Ушинский отмечал,
что для нее характерны строжайшая
централизация и
обращаясь к системе образования в Англии, он замечал, что наибольшее внимание уделяется формированию характера: «Главное в английском воспитании – это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена».
Ушинский подробно описывал организацию школьного дела в Северной Америке, характеризовал ее отличия от европейских школьных систем, указывал на огромное разнообразие программ высших учебных заведений, на расширение женского образования и особенно отмечал большие успехи в развитии начального образования.
2. Он обратился к проблеме заимствования иностранного опыта. Деление наук по национальному признаку Ушинский решительно отвергал. Великий педагог выступал против жестких национальных перегородок в развитии научного знания и считал необходимым использование учеными разных стран научных достижений своих зарубежных коллег, их постоянное сотрудничество и обмен опытом. Иначе он смотрел на проблему заимствования применительно к системам воспитания.
Т.о. в 19 - нач.20 ст. отечественная педагогика имела значительный опыт сбора и обработки материалов о состоянии образования и педагогической науки за рубежом. Однако большинство работ носили описательный характер. Анализ зарубежного опыта был зачастую не целью, а одним из способов, который использовался для исследования определенных аспектов развития отечественной системы образования.
Третий период- начало научных достижений в области сравнительной педагогики – нач. 20 ст. – до второй мировой войны (1939) связан с процессами институализации. Именно в этот период создаются первые национальные и международные научные и информационные организации, которые ставили целью своей деятельности сбор, систематизацию и обобщение фактов, которые относятся к развитию образовательного процесса и педагогической теории в разных странах мира.
1919 – Международная
ассоциация образования в Нью-
1925 – Международный
институт интеллектуального
В Советском Союзе в 20-е года – 800 публикаций, где давался анализ зарубежного опыта. Акцент делался на исследования педагогики США. В Украине «путь на Запад» возглавил нарком республики Г.Ф.Гринько.
С. РУСОВА
1. Первой работой о
проблемах зарубежной
описательный( анализировала финансирование и управление начальным образованием, разновидность учебных учреждений, учебные планы)
- статистический, социологический ( характеризуя цели и задачи начального обучения и воспитания, их соответствие потребностям економич. И политич. Развития страны)
исторический.
Особое внимание обратила на решение языковой проблемы (в Украине в то время укр.язык был запрещен): вместе с обязательным изучением гос.языка обучение шло на языке каждой отдельной местности.
Предметом сравнительно-педагогических исследований Русовой стали различные учебные и воспитательные учреждения Запада: «Молодежная республика Америки», «Пестолоцци-Фребельский Дом в Берлине» «Французские летние колонии для школьников». В работах широко использовала разные статистические данные. Призывала своих соотечественников активно использовать опыт «каникулярных колоний».
2. Русова великолепно
Четвертый период –50 – 70г. интернализация образования. Создание ООН и ее специализированного органа по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.
Пятый период – начался в 80-е годы ХХ столетия – период теоретических соревнований. В Украине в 1992 году была создана лаборатория сравнительной педагогики.
Информация о работе Основные этапы истории сравнительной педагогики