Основные направления государственной политики в сфере инженерно-технического образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 08:37, статья

Описание работы

Россия последних десятилетий ориентирована на устойчивый характер экономического роста, масштабные структурные и институциональные изменения, долгосрочную перспективу развития. В этой связи профессиональное образование обращается к нормативным документам, определяющим новые стратегии научно-технической и образовательной политики. В данной статье мы обращаемся к инженерно-техническому образованию, которое обеспечивает подготовку будущих технологов, техников, операторов, проектировщиков и других специалистов инженерно-технического профиля.

Файлы: 1 файл

БЕЛОНОВСКАЯ_ОСНОВНЫЕ .doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ  ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Белоновская И.Д.

Оренбургский государственный  университет, г. Оренбург

 

Россия последних десятилетий  ориентирована на устойчивый  характер экономического  роста, масштабные структурные и институциональные изменения, долгосрочную перспективу развития. В этой связи профессиональное образование обращается к нормативным документам, определяющим новые стратегии научно-технической и образовательной политики.

 В данной статье мы обращаемся  к инженерно-техническому образованию,  которое обеспечивает подготовку  будущих технологов, техников, операторов, проектировщиков и других специалистов  инженерно-технического профиля.

В России подготовку специалистов в области техники и технологий осуществляют 346 государственных и 112 негосударственных вузов. По инженерным направлениям и специальностям обучаются более 1,3 млн. студентов из 6 млн. студентов. В этой связи проблемы инженерного образования широко обсуждаются на различных уровнях.

К основным документам в сфере государственной  политики в   инженерно-техническом  образовании возможно отнести следующие:

  • Об итогах парламентских слушаний по теме «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» 12.05. 2011 г.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.;
  • Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025г.)
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
  • Указ Президента от 7 мая 2012 г. №599  
    «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Эти документы доступны для ознакомления, поэтому не считаем нужным их цитировать подробно, а представим некоторые, необходимые на наш взгляд, пояснения в ним.

Так,  по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в инженерном образовании важная роль отведена:

  • созданию эффективной системы профессиональной ориентации молодежи;
  • повышению престижа инженерных профессий; повышению квалификации инженерных кадров и качеству их подготовки;
  • усилению государственно-частного партнерства в вопросах подготовки специалистов;
  • введению в практику постоянного мониторинга потребности в инженерно-технических кадрах по отраслям экономики с учетом запросов рынка труда;
  • социально-экономической поддержке преподавателей образовательных учреждений инженерно-технического профиля, студентов, обучающихся на инженерных специальностях;
  • развитию материально-технической базы инженерного образования.

Задачи, поставленных в этих правительственных  документах стали ориентирами развития инженерного образования в ближайшие годы. 

Правительством РФ принято также Постановление от 22.01.2013 № 23В «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», которое  определило  роль  профессиональных стандартов  в инженерном образовании. В частности, определено, что Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями  профессионального образования  при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном  порядке федеральных государственных  образовательных стандартов профессионального  образования.

Современная государственная политика в сфере инженерного образования  формулирует цели и задачи в компетентностном формате.

Под инженерной  компетентностью будущего специалиста  понимается интегративное качество личности, являющее результатом профессионального образования и развивающееся в ходе профессиональной деятельности, состоящее в готовности (умении и стремлении ) решать инженерные задачи на высоком уровне, реализуя свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной творческой, продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость деятельности и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость постоянного совершенствования.

В документах правительства РФ делается акцент на необходимость  формирования востребованных компетенций и качеств  будущих инженеров, к которым относятся:

  • Инновационность – готовность исследовать, ставить и решать принципиально новые инженерные задачи;
  • Мобильность – готовность обновлять имеющиеся опыт и знания,  адаптироваться к изменениям производственных отношений, осваивать новый социальный и производственный опыт ;
  • Бизнес-эффективность – готовность к успешной управленческой и экономической деятельности;
  • Информационность – готовность к решению задач информатизации  - автоматизированному хранению, обработке и поиску информации;
  • Корпоративность – готовность соблюдать интересы фирмы, работать в команде, позитивно воспринимать общие интересы группы и следовать законом, принятым в данной группе;
  • Социльно-экологическая  ответственность.

  Общая позиция государственных  документов ориентирует на деятельность будущего инженера в условиях четвертого этапа интеллектуализации труда.  Он характеризуется  следующими нарастающими по динамике процессами:

  • Развивается процесс информационно-электронной революции, которая ведет к формированию уже по существу безлюдных технологий, не требующих прямого участия персонала;
  • Происходит перестройка внутренней структуры социально-производственной системы в соответствии с изменениями внешней среды: этот процесс обозначается как бионизация – принципиальная технологическая основа перехода от воздействия на вещество природы к управлению взаимодействием с ним.
  • Целью труда являются не операции, а технологический цикл, технологическая цепочка как единое целое, требующее от человека понимания конечного результата, и, что принципиально, заданного в виде программы (образа).
  • Требуется расширение профессиональных функций, без них невозможно компетентное руководство сложными процессами гибкого автоматизированного производства.
  • Наукоемкое производство потребовало от субъекта труда продуктивного воображения – способности видеть в рутинном процессе развивающуюся действительность, предугадывать назревающие изменения и соотносить целевой образ программы с должным. 
  • Наряду с такими принципиальными особенностями работников, как широкий профиль, динамизм, творчество и способность программно-целевой оценки производственного процесса, предусматривается растущая социальная ответственность за возможные последствия ошибок и просчетов.

 Политика государства в сфере  инженерного образования достаточно  полно отражает мнение инженерных конгрессов и сообществ, среди которых наиболее значимы:

  • Программный документ «Требования к выпускнику инженерного вуза» Всемирный конгресс по инженерному образованию. (Портсмут - 1992 г);
  • Доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию, Жак Делор,  «Образование: сокрытое сокровище» (1996г.);
  • Доклад «Потенциал компетентности инженера» Европейской федерации национальных федераций инженеров (FEANI) для сертификации программ подготовки инженеров;
  • «Требования к инженеру XXI века», разработаны под эгидой ЮНЕСКО, FEANI (Европа) и ABET (Северная Америка);
  • Документы Комитета по инжинирингу и технологиям (США);
  • Этические кодексы инженера Германии, Франции, США;
  • Рекомендации конференции «Европа знаний 2020: видение научно-исследовательской и инновационной деятельности в университетах» (Льеж, Бельгия, 2004);
  • Материалы международных европейских проектов RUSERA, SITE (FP 6) и EUR-ACE создания национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий;
  • Доклад «Компетенции выпускников инженерных вузов: сравнительный анализ требования международных организаций FEANI, Washington Accord, EUR-ACE, Dutch Descriptors», представлен ТПУ( Россия);
  • Документы Конгресса Всемирной федерации инженерных организаций, World Federation of Engineering Organizations (WFEO) (Пуэрто Рико -2005г.);
  • Документы Генеральной Ассамблеи Ассоциации ведущих Европейских университетов в области инженерного образования и исследований CESAER (Лиссабон -2005);
  • Документы и рекомендации Ассоциации инженерного образования России (АИОР);
  • Документы и рекомендации Российского союза научных и инженерных обществ  (СНИО).

Компетентностный формат требований к будущим инженерам определяет уровни сформированности инженерной компетентности. Уровень компетентности определяется в зависимости от характера решаемых задач:

1) решать стандартные и предсказуемые задачи;

2) решать широкий круг разных задач в различном контексте (дополнительно требуется умение сотрудничать с членами группы);

3) решать сложные задачи, требующие  значительной ответственности и  автономии индивида (требуется умение  осуществлять контроль или руководство другими людьми);

4) решать широкий круг технических  и профессиональных проблем в  самом широком контексте (задачи  подразумевают значительную ответственность  и автономию, в т.ч. ответственность  за других лиц и распределение  ресурсов);

5) применять фундаментальные принципы и комплексные методики в широком и, как правило,  непредсказуемом диапазоне.

 Концентрированное представление  о политике государства в инженерном  образовании выражают Международные  симпозиумы по инженерному образованию под эгидой Национального фонда подготовки кадров, Международного общества по инженерному образованию IGIP (Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik, International Society for Engineering Education). В 2013 году состоялся 42 симпозиум «Глобальные вызовы в инженерном образовании», который проходил на базе Казанского национального исследовательского технологического университета 25-27 сентября 2013г. (http://www.icl-conference.org/icl2013/).

Конгресс сформулировал следующие  глобальные вызовы:

  • Глобализация и интернационализация как образования, так и рынка труда
  • Изменение отраслевой структуры в направлении приоритетного развития интеллектуальных и высокотехнологичных секторов экономики, в частности отраслей, связанных с энергоэффективностью и энергосбережением
  • Информатизация, увеличение объема и скорости обновления технических знаний
  • Динамизм современной экономики, нарастание социальной и профессиональной мобильности кадров на рынке труда
  • Острота экологических проблем.

«Ответы» системы инженерного  образования могут состоять в  следующем:

  • создание и внедрение системы непрерывного образования: парадигма «LLL – Life-Long Learning», то есть обучение в течение всей жизни;
  • развитие и внедрение в образовательный процесс информационных технологий;
  • внедрение индивидуальных траекторий в образовании: модульный подход к формированию образовательных стандартов;
  • развитие междисциплинарных связей;
  • необходимость выработки инструментов для оценки качества подготовки специалистов;
  • необходимость международной стандартизации национальных отраслевых требований;
  • развитие академической мобильности студентов, научного и учебного персонала вузов, особое внимание к изучению английского языка как средства международного общения;
  • активизация деятельности международных и национальных ассоциаций, обществ, объединяющих вузы, производственные и научные организации и их привлечение к контролю качества высшего образования, разработке стандартов и аттестации выпускников и преподавателей, развитие системы общественно-профессиональной аккредитации.

 


Информация о работе Основные направления государственной политики в сфере инженерно-технического образования в Российской Федерации