ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белоновская И.Д.
Оренбургский государственный
университет, г. Оренбург
Россия последних десятилетий
ориентирована на устойчивый
характер экономического роста, масштабные
структурные и институциональные изменения,
долгосрочную перспективу развития. В
этой связи профессиональное образование
обращается к нормативным документам,
определяющим новые стратегии научно-технической
и образовательной политики.
В данной статье мы обращаемся
к инженерно-техническому образованию,
которое обеспечивает подготовку
будущих технологов, техников, операторов,
проектировщиков и других специалистов
инженерно-технического профиля.
В России подготовку специалистов
в области техники и технологий осуществляют
346 государственных и 112 негосударственных
вузов. По инженерным направлениям и специальностям
обучаются более 1,3 млн. студентов из 6
млн. студентов. В этой связи проблемы
инженерного образования широко обсуждаются
на различных уровнях.
К основным документам в сфере государственной
политики в инженерно-техническом
образовании возможно отнести следующие:
- Об итогах парламентских слушаний по теме «Развитие инженерного образования
и его роль в технологической модернизации
России» 12.05. 2011 г.
- Концепция долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 г.;
- Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика;
- Закон Российской Федерации «Об образовании
в Российской Федерации»
- Национальная доктрина образования в Российской
Федерации (до 2025г.)
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
- Указ Президента от 7 мая 2012 г. №599
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Эти документы доступны для ознакомления,
поэтому не считаем нужным их цитировать
подробно, а представим некоторые, необходимые
на наш взгляд, пояснения в ним.
Так, по результатам заседания
Комиссии при Президенте Российской Федерации
по модернизации и технологическому развитию
экономики России в инженерном образовании
важная роль отведена:
- созданию эффективной системы профессиональной ориентации молодежи;
- повышению престижа инженерных профессий; повышению квалификации инженерных кадров и качеству их подготовки;
- усилению государственно-частного партнерства в вопросах подготовки специалистов;
- введению в практику постоянного мониторинга потребности в инженерно-технических кадрах по отраслям экономики с учетом запросов рынка труда;
- социально-экономической поддержке преподавателей образовательных
учреждений инженерно-технического профиля,
студентов, обучающихся на инженерных
специальностях;
- развитию материально-технической базы инженерного образования.
Задачи, поставленных в этих правительственных
документах стали ориентирами развития
инженерного образования в ближайшие
годы.
Правительством РФ принято также Постановление
от 22.01.2013 № 23В «О Правилах разработки,
утверждения и применения профессиональных
стандартов», которое определило
роль профессиональных стандартов
в инженерном образовании. В частности,
определено, что Профессиональные стандарты
применяются:
а) работодателями при формировании
кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения
и аттестации работников, разработке
должностных инструкций, тарификации
работ, присвоении тарифных разрядов работникам
и установлении систем оплаты труда с
учетом особенностей организации производства,
труда и управления;
б) образовательными организациями
профессионального образования
при разработке профессиональных образовательных
программ;
в) при разработке в установленном
порядке федеральных государственных
образовательных стандартов профессионального
образования.
Современная государственная политика
в сфере инженерного образования
формулирует цели и задачи в компетентностном
формате.
Под инженерной компетентностью будущего
специалиста понимается интегративное
качество личности, являющее результатом
профессионального образования и развивающееся
в ходе профессиональной деятельности,
состоящее в готовности (умении и стремлении
) решать инженерные задачи на высоком
уровне, реализуя свой потенциал (знания,
умения, опыт, личностные качества) для
успешной творческой, продуктивной деятельности
в профессиональной и социальной сфере,
осознавая социальную значимость деятельности
и личную ответственность за результаты
этой деятельности, необходимость постоянного
совершенствования.
В документах правительства РФ делается
акцент на необходимость формирования
востребованных компетенций и качеств
будущих инженеров, к которым относятся:
- Инновационность – готовность исследовать, ставить и решать принципиально новые инженерные задачи;
- Мобильность – готовность обновлять имеющиеся опыт и знания, адаптироваться к изменениям производственных отношений, осваивать новый социальный и производственный опыт
;
- Бизнес-эффективность – готовность к успешной управленческой и экономической деятельности;
- Информационность – готовность к решению задач информатизации - автоматизированному хранению, обработке и поиску информации;
- Корпоративность – готовность соблюдать
интересы фирмы, работать в команде, позитивно
воспринимать общие интересы группы и
следовать законом, принятым в данной
группе;
- Социльно-экологическая ответственность.
Общая позиция государственных
документов ориентирует на деятельность
будущего инженера в условиях четвертого
этапа интеллектуализации труда. Он
характеризуется следующими нарастающими
по динамике процессами:
- Развивается процесс информационно-электронной революции, которая ведет к формированию уже по существу безлюдных технологий, не
требующих прямого участия персонала;
- Происходит перестройка внутренней структуры социально-производственной системы в соответствии с изменениями
внешней среды: этот процесс обозначается
как бионизация – принципиальная технологическая
основа перехода от воздействия на вещество
природы к управлению взаимодействием
с ним.
- Целью труда являются не операции, а технологический цикл, технологическая
цепочка как единое целое, требующее от
человека понимания конечного результата,
и, что принципиально, заданного в виде
программы (образа).
- Требуется расширение профессиональных функций, без них невозможно компетентное руководство сложными процессами гибкого
автоматизированного производства.
- Наукоемкое производство потребовало от субъекта труда продуктивного воображения – способности видеть в рутинном процессе развивающуюся действительность, предугадывать назревающие изменения и соотносить целевой образ
программы с должным.
- Наряду с такими принципиальными особенностями работников, как широкий профиль, динамизм, творчество и способность программно-целевой оценки производственного процесса, предусматривается растущая социальная ответственность за возможные
последствия ошибок и просчетов.
Политика государства в сфере
инженерного образования достаточно
полно отражает мнение инженерных
конгрессов и сообществ, среди которых
наиболее значимы:
- Программный документ «Требования к выпускнику инженерного вуза» Всемирный
конгресс по инженерному образованию.
(Портсмут - 1992 г);
- Доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию, Жак Делор, «Образование: сокрытое сокровище» (1996г.);
- Доклад «Потенциал компетентности инженера» Европейской федерации национальных
федераций инженеров (FEANI) для сертификации
программ подготовки инженеров;
- «Требования к инженеру XXI века», разработаны под эгидой ЮНЕСКО, FEANI (Европа) и ABET (Северная Америка);
- Документы Комитета по инжинирингу и технологиям (США);
- Этические кодексы инженера Германии, Франции, США;
- Рекомендации конференции «Европа знаний 2020: видение научно-исследовательской и инновационной деятельности в университетах» (Льеж, Бельгия, 2004);
- Материалы международных европейских проектов RUSERA, SITE (FP 6) и EUR-ACE создания национальной
системы общественно-профессиональной
аккредитации образовательных программ
в области техники и технологий;
- Доклад «Компетенции выпускников инженерных вузов: сравнительный анализ требования международных организаций FEANI, Washington Accord, EUR-ACE,
Dutch Descriptors», представлен ТПУ( Россия);
- Документы Конгресса Всемирной федерации инженерных организаций, World Federation of Engineering Organizations (WFEO) (Пуэрто Рико -2005г.);
- Документы Генеральной Ассамблеи Ассоциации ведущих
Европейских университетов в области
инженерного образования и исследований
CESAER (Лиссабон -2005);
- Документы и рекомендации Ассоциации инженерного образования России (АИОР);
- Документы и рекомендации Российского союза научных и инженерных обществ (СНИО).
Компетентностный формат требований
к будущим инженерам определяет
уровни сформированности инженерной компетентности. Уровень компетентности определяется
в зависимости от характера решаемых задач:
1) решать стандартные и предсказуемые
задачи;
2) решать широкий круг разных задач
в различном контексте (дополнительно
требуется умение сотрудничать с членами
группы);
3) решать сложные задачи, требующие
значительной ответственности и
автономии индивида (требуется умение
осуществлять контроль или руководство
другими людьми);
4) решать широкий круг технических
и профессиональных проблем в
самом широком контексте (задачи
подразумевают значительную ответственность
и автономию, в т.ч. ответственность
за других лиц и распределение
ресурсов);
5) применять фундаментальные принципы
и комплексные методики в широком и, как
правило, непредсказуемом диапазоне.
Концентрированное представление
о политике государства в инженерном
образовании выражают Международные
симпозиумы по инженерному образованию
под эгидой Национального
фонда подготовки кадров, Международного
общества по инженерному образованию
IGIP (Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik, International
Society for Engineering Education). В 2013 году состоялся
42 симпозиум «Глобальные вызовы в инженерном
образовании», который проходил на базе
Казанского национального исследовательского
технологического университета 25-27 сентября
2013г. (http://www.icl-conference.org/icl2013/).
Конгресс сформулировал следующие
глобальные вызовы:
- Глобализация и интернационализация как образования, так и рынка труда
- Изменение отраслевой структуры в направлении приоритетного развития интеллектуальных и высокотехнологичных секторов экономики, в частности отраслей, связанных
с энергоэффективностью и энергосбережением
- Информатизация, увеличение объема и скорости обновления технических знаний
- Динамизм современной экономики, нарастание социальной и профессиональной мобильности кадров на рынке труда
- Острота экологических проблем.
«Ответы» системы инженерного
образования могут состоять в
следующем:
- создание и внедрение системы непрерывного
образования: парадигма «LLL – Life-Long Learning»,
то есть обучение в течение всей жизни;
- развитие и внедрение в образовательный
процесс информационных технологий;
- внедрение индивидуальных траекторий
в образовании: модульный подход к формированию
образовательных стандартов;
- развитие междисциплинарных связей;
- необходимость выработки инструментов
для оценки качества подготовки специалистов;
- необходимость международной стандартизации
национальных отраслевых требований;
- развитие академической мобильности
студентов, научного и учебного персонала
вузов, особое внимание к изучению английского
языка как средства международного общения;
- активизация деятельности международных
и национальных ассоциаций, обществ, объединяющих
вузы, производственные и научные организации
и их привлечение к контролю качества
высшего образования, разработке стандартов
и аттестации выпускников и преподавателей,
развитие системы общественно-профессиональной
аккредитации.