Основные направления развития гуманистической педагогики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:57, реферат

Описание работы

Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты современной концепции образования…….…5
2. Гуманистическое и неогуманистическое направление…………………9
3. Изучение гуманистической направленности деятельности педагога……………………………………………………………….…..14
4. Требования к гуманистической направленности деятельности педагога…………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………22

Файлы: 1 файл

гуманистическая педагогика.docx

— 49.62 Кб (Скачать файл)

                      Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Психолого-педагогический факультет

 

 

Реферат

Тема: «Основные направления развития гуманистической педагогики в современной России»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

группы ПН3А

Умарова М.Я.

научный руководитель:

Кульчицкий В.Е.

                               

 

 

 

                                  

 

 

                                г. Ставрополь, 2013г.

                                          СОДЕРЖАНИЕ

     

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты современной концепции образования…….…5
  2. Гуманистическое и неогуманистическое направление…………………9
  3. Изучение  гуманистической направленности деятельности педагога……………………………………………………………….…..14
  4. Требования к гуманистической направленности деятельности педагога…………………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной   литературы…………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В основе современной концепции воспитания детей заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания  всего стояла целостная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей. 
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются  любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству. Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности. 
Сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности. 
Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности. 
Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др. 

 

 

  1. Теоретические аспекты современной концепции образования 

Известная нам традиционная модель образования практически  всегда представляет собой простую  трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.  
При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании- обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Необходимо говорить о смене парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия.         Именно философия как то, что работает не с, а над культурными смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта. служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства. Конечно, подобное изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. Когда образование перестает быть простой трансляцией культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут являться его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они, в этих условиях, безусловно, должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся параметрам реальности. И в первую очередь речь здесь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования. Так, широко известен, а в ряде стран (в том числе и в России) возведен в ранг Закона тезис о гуманистическом характере образования - как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда есть цель и никогда не должен являться средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности. Но новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться без предварительного отчуждения, выделения Себя из среды, массы, толпы. А сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным, причем вовсе не из-за коллективистского коммунистического прошлого, а по причинам, имеющим гораздо более глубокие и значительные исторические корни. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию, что неминуемо предполагает изрядную долю душевной боли и духовных терзаний, а традиционный гуманизм требует: «не навреди!=не задень!» А можно ли не задеть, когда ставится задача создать такое пространство, в котором «образующийся» экзистенциально обнажится для себя, когда для сознания обнажается Мир, когда и с Себя и с Мира срываются фальшивые покровы и маски? Конечно, это и больно, и неприятно, но эта боль - мощнейший ресурс для роста и развития. Кроме того, ведь еще есть и существенная разница между насилием и усилием, без которого вообще невозможны какие-либо душевные и духовные движения, и, соответственно - новое образование, ориентированное на развитие. 
Следует обратить внимание и на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения. Еще одна проблема традиционного образования, требующая безусловного разрешения в образовании новом, это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все же, что связано лишь с заботой о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за которым прячется избегание экзистенциальной ответственности образующим педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гуманистическое и неогуманистическое направление

Гуманистическое направление в  педагогике (Р.Миллер, Ч.Паттерсон, Т.Киршенбаум, С.Б.Саймон, К.Роджерс) характеризуется призывом перенести акцент с техники на человека и создать «гуманное», а не «индустриальное» общество, осознанием необходимости учить школьников искать «новую гуманистическую значимость знаний», «познавать их личностную значимость», которая позволит человеку раскрыть свои возможности и изменить себя. Определение целей общего среднего образования представителями концепции «гуманистического» образования основывается на экзистенциалистском принципе самоактуализации личности. Согласно гуманистической педагогике, каждая личность уникальна. Эта уникальность проявляется и укрепляется в ситуациях жизненного выбора: выбора поступка, поведения, карьеры, жизненного пути, судьбы. Ученые считают, что учитель может приспосабливать свое поведение и упрощать различия в подходах, что дает ему возможность делать то, что не может делать теоретик: быть восприимчивым, рациональным, гибким в конкретных образовательных ситуациях.На протяжении нескольких десятков лет западные реформаторы школы большое внимание уделяют проблеме создания в школе условий для личностного самовыражения, личностно значимого учения, имеющего большой смысл для каждого ребенка.В первой половине 20 века эта концепция, обоснованная Дж.Дьюи (1859-1952), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Она представлена также в «свободном воспитании» периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М.Монтессори и Вальдорфской школе Р.Штайнера. Во второй половине 20 века концепция получила развитие в работах А.Маслоу, К.Роджерса и др. Они создали направление в психологии - гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика, неопедоцентризм.Дж. Дьюи в создании своей теории воспитания основывался на философии прагматизма, главное понятие которой - опыт, дело. Это значит, что человек в своей деятельности опирается на собственный опыт. Объективное научное знание, нравственные нормы не имеют всеобщего значения законов и правил. Они только инструменты для анализа человеком ситуации и принятия решений, ведущих к успеху. Личный успех - вот критерий науки, роли знаний и нравственности. Истинно и нравственно то, что ведет к успеху. Понятия: опыт, природные «инстинкты» и интересы ребенка, развитие способностей в деятельности, обучение через деятельность - это главные категории педагогики Дж.Дьюи. Он критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные, словесные методы обучения, рассчитанные на память и воспроизведение, невнимание к личности ученика. Д.Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок - центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Это было действительно новым шагом в педагогике, суть которой в том, что взрослые помогают детям в их спонтанной деятельности получать знания и развиваться.В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития.Сегодня в литературе можно встретить различные термины, характеризующие такой подход, например, педоцентристское и неопедоцентристское образование, гуманистическое образование, открытое обучение. Как отмечает В.Я. Пилиповский, представители данной парадигмы обучения основывают свои идеи на экзистенциализме, гуманистической психологии, интеракционизме, а также неопрагматизме, то есть установке на обучение посредством деятельности, но с большей эмоциональной вовлеченностью учащихся, которые сами выбирают свои цели, формируют собственные проблемы, принимают решения относительно своего образа действий, погружаются в субъективный опыт и ощущают его последствия.  Этот подход называют «новой педагогикой», новым обучением, по сравнению с обучением, основанным на идеях бихевиоризма (поведенческой психологии), которые предполагают создание в школе условий для формирования поведенческого репертуара через систему различных внешних стимулов-раздражителей.Представители данного направления пропагандируют много очень интересных идей, например:

-главное предназначение человека - то открытие своего подлинного  «я»;  -главное предназначение школы - то обучение учащегося в пользу его свободы и без страха потерпеть неудачу-«свобода учения», учитель помогает учащемуся познать себя, получить те знания, которые ему жизненно важны, соотнести учебный предмет со своими собственными интересами и целями;

- ценность инициативы, свободного  поиска учителей и учащихся, нестандартного  подхода к стимулированию творческих  сил учащихся;

- «приглашающий» стиль преподавания  в противовес стимулирующему  и подавляющему преподаванию, который  характеризуется особой позицией  учителя по отношению к учащимся: проявление чувства симпатии  и уважения к учащимся, передача  ответственности учащимся за  качество учения, признание способностей  и достоинства учащихся;

- в обучении должно присутствовать  сочетание гуманистического и  рационального подхода, то есть  общих гуманистических установок  на школу и социальной полезности  обучения (этот момент получил  наибольшее признание у педагогической  общественности Запада);

- открытое обучение, например, открыты  двери, классные комнаты, ученики  могут менять виды деятельности, программа открыта для свободного  выбора учениками и учителями  в соответствии с интересами  ученика .

В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям. К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством нормы в морали, ответственности в поведении. Несмотря на притягательность данного подхода, поскольку в нем делается попытка осуществить на практике все лучшее, что мы знаем о природе и сущности человека, дидактическая концепция гуманистов является очень уязвимой и нередко ставится под сомнение, поскольку открытое обучение неизбежно влечет за собой обстановку хаоса и беспорядка в классных комнатах, отсутствие систематических требований к уровню знаний и самоконтролю учащихся.Тем не менее это направление очень популярно в мировой практике, оно в той или иной мере проникает в школьные системы всех ведущих стран мира. Проявления данного подхода можно наблюдать в содержании учебных планов (например, система дифференцированного и индивидуально ориентированного обучения в Голландии), в оборудовании и внешнем виде школ (так, в школах Голландии преобладают стеклянные стены между классными комнатами и коридорами), в стиле отношений между учителями и учащимися и социальной структуре управления школой (система самоуправления школы и работа студенческих парламентов).Идеи создания эмоционально стимулирующей учебной среды, развития инициативности и творчества учащихся, создания позитивной теплой обстановки в школе, изменения роли и позиции учителя в школе и превращение его из контролера в консультанта для ученика, возможности у учащихся выбора «познавательных альтернатив» и максимального использования собственного потенциала все больше и больше привлекают педагогов всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Изучение  гуманистической направленности деятельности педагога 

Современные гуманистические  воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выходят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное значение. Это деятельность служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. В том смысле, в котором дальше будет рассматриваться этот термин, — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. 
Автор этой концепции О.С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогики свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности. 
Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс — как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, где доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания - развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как свобода, реализуемая через ответственное служение другим, обнаруживаемая в связях с другими людьми. 
Факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога: 
1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством.

2.  Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который: 
— ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента), создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии, актуализирует мотивационные ресурсы человека; 
 
— владеет технологией индивидуальной и групповой работы, активно участвует в групповом взаимодействии, выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; 
 
— умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора; 
 
— обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса, использует договор как способ взаимодействия с другими людьми, умеет «работать с целями» разных участников взаимодействия, создает доверительную атмосферу во взаимодействии; 
 
— хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности, способен ее перестраивать, учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы; 
 
— способен брать на себя ответственность. 
 
3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой, т. е.: 
— наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе, совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками; 
— атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством, организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности, «проживание в гуманистической парадигме» (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров); 
— объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов, наличие информации о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса, психологизация всего образовательного процесса; 
— управление по «горизонтальному принципу», личностно ориентированный подход в организации методической службы, открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.

Информация о работе Основные направления развития гуманистической педагогики в современной России