Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:57, реферат
Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты современной концепции образования…….…5
2. Гуманистическое и неогуманистическое направление…………………9
3. Изучение гуманистической направленности деятельности педагога……………………………………………………………….…..14
4. Требования к гуманистической направленности деятельности педагога…………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………22
Министерство образования Ставропольского края
Государственное
бюджетное образовательное
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Психолого-педагогический факультет
Реферат
Тема: «Основные направления развития гуманистической педагогики в современной России»
Выполнила:
студентка 3 курса
группы ПН3А
Умарова М.Я.
научный руководитель:
Кульчицкий В.Е.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………22
Введение
В основе современной концепции
воспитания детей заложен принцип гуманизации,
гуманитаризации и демократизации процессов
обучения и воспитания. В современных
условиях социальных, экономических преобразований
в стране проблемы воспитания детей и
молодежи с использованием системы гуманистического
воспитания приобретают первостепенное
значение. В этом русле особо актуальным
представляется развитие и внедрение
в теорию и практику современного воспитания
и образования основных идей и положений
гуманистической педагогики. Гуманистическое
направление в педагогике возникло во
второй половине XX века, как отражение идей
гуманистической психологии. По своим
идеям она была близка педагогике педоцентризма,
педагогике нового воспитания и прогрессивизма.
В центре внимания гуманистической парадигмы
воспитания всего стояла целостная личность,
которая стремиться к максимальной реализации
своих возможностей.
В общем смысле гуманизм понимается как
исторически изменяющаяся система воззрений,
признающая ценность человека как личности,
его право на свободе, счастье, развитие
и проявление своих способностей, считающая
благо человека критерием оценки социальных
институтов, а принципы равенства, справедливости,
человечности желаемой нормой отношений
между людьми. Гуманизм обычно выступает
как мировоззрение, основными принципами
которого являются любовь к людям, уважение
человеческого достоинства, забота о благе
людей. В самом общем смысле слова гуманизм
означает ориентацию на самого человека,
на его нужды и его потребности. В гуманизме
воплощается стремление личности, коллектива
и социума к счастью и совершенству. Как
теоретическая концепция гуманизм признаёт
право человека на свободу, счастье, беспрепятственное
развитие и проявление своих способностей,
творческого потенциала. Эти черты выступают
в гуманистической концепции в качестве
основных критериев оценки в деятельности
основных социальных институтов, целевых
общественных установок и направленности
общественного развития. В отношениях
между членами общества, гуманизм признаёт
в качестве нормы принципы равных возможностей,
социальной справедливости, проявления
высокой культуры общения и человечности.
Сегодня идеалы содержания гуманизма
наполняются новым смыслом, обогатившим
их содержание. Гуманизм предполагает
отказ от идеи насилия, подавления, господства,
причём не только над человеком, но и человека
над природой. Гуманизм рассматривает
свободу как такое отношение, когда партнёры
принимают друг друга и признают ценности
взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром
гуманистического мировоззрения и его
системообразующим фактором выступает
человек. Это проявляется в многообразии
отношений к человеку, обществу, его духовным
ценностям, к деятельности и соответственно
к миру в целом. Во всём этом и проявляется
гуманность личности.
Понятие гуманности определяется как
в философии как человечность, человеколюбие,
уважение к людям и к человеческому достоинству.
Гуманность является личностным качеством,
содержание которого обусловлено следованием
принципам гуманизма; гуманность представляет
собой совокупность нравственно-психологических
свойств личности, выражающих осознанное
и сопереживаемое отношение к человеку,
как к высшей ценности.
Идеи гуманистического воспитания были
предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили,
Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса,
В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского,
Е.В. Петрушковой и др.
Известная нам традиционная
модель образования практически
всегда представляет собой простую
трансляцию культуры, притом, как правило
- некоторой монокультуры, господствующей
в данном обществе и государстве в определенное
время. Основным смыслом такого образования
обычно является обучение, понимаемое
как простое усвоение учащимися некоторой
суммы накопленных человечеством в различных
областях, и, в значительной степени - разрозненных
знаний, с целью подготовки специалиста,
готового включиться в существующие социально-экономические
институты и комплексы.
При этом полагается возможным и достаточным
простое перенесение в сознание «образующихся»
специально выделенного и соответствующим
образом обработанного культурного материала,
причем все это разнообразие и обширность,
в лучшем случае, являются лишь малозначительным
фоном в подготовке «профессионала». Конечно,
в таком образовании- обучению человек
не только не является субъектом образовательного
процесса, но и вообще отсутствует как
персона, личность; он здесь всего лишь
объект обучения. Необходимо говорить
о смене парадигмы «образование=обучение»
парадигмой «образование=становление»,
имея ввиду становление человека, его
духовности, самостности, его самосозидание,
самоформирование, самооформление в личность,
персону. Образование должно служить прогрессивному
развитию человека, общества и цивилизации
в целом, - во всех смыслах. поскольку мы
говорим о том, что образование должно
перестать быть трансляцией культуры
и призвано скорее научить человека найти
свое место, свою нишу в культуре, оформить
свое суб-культурное пространство, в новом
образовании совершенно иной статус и
значение должна обрести философия. Именно
философия как то, что работает не с, а
над культурными смыслами и является мета-культурным
феноменом, может стать главным рефлексивным
инструментом в этой образовательной
деятельности субъекта. служение Духу
и подлинной духовности не как религии
и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание
Духа - вот задачи, действительно достойные
образования! Именно образованный человек
может стать любым специалистом высокого
уровня, и поэтому обновленное образование
необходимо рассматривать как самую эффективную
в стратегическом плане инвестиционную
сферу и для отдельной личности, и для
любого государства. Конечно, подобное
изменение самой сущности образования
неминуемо влечет за собой и адекватное
изменение применяемых форм образовательной
деятельности и типов образовательных
пространств. Когда образование перестает
быть простой трансляцией культуры и определенного
набора профессиональных знаний, умений
и навыков, тогда любой учебный предмет
или дисциплина в рамках образовательного
процесса уже не могут являться его целью,
равно как и какая-либо форма образовательной
деятельности. Они, в этих условиях, безусловно,
должны обрести для субъекта образовательного
процесса статус инструмента смыслопорождения
и самооформления - как человека и личности,
специалиста и профессионала. Все это
выдвигает на первый план вопрос о необходимости
существенного пересмотра, переоценки
некоторых привычных для традиционного
образования идеалов и норм, в том числе
и из ряда так называемых общечеловеческих
ценностей. Во всяком случае, многие из
них должны быть заново интерпретированы
и адаптированы к изменившимся параметрам
реальности. И в первую очередь речь здесь
идет о некоторых стереотипах - как старого,
так и нового образования. Так, широко
известен, а в ряде стран (в том числе и
в России) возведен в ранг Закона тезис
о гуманистическом характере образования
- как по содержанию, так и по способам
реализации образовательных практик.
«Человек и его интересы превыше всего,
он всегда есть цель и никогда не должен
являться средством в любой деятельности,
любое насилие над человеческой личностью
недопустимо». Этот стандартный для действующих
ныне реформаторов образования набор
красивых установок стал у нас правилом
хорошего педагогического тона и мерилом
степени выраженности прогрессивности
и инновационности. Но новое образование
предполагает значительную меру индивидуализма
и персонализма в каждом «образующемся»
субъекте, чего совершенно невозможно
добиться без предварительного отчуждения,
выделения Себя из среды, массы, толпы.
А сознание людей осталось прежним - соборным,
коллективным, причем вовсе не из-за коллективистского
коммунистического прошлого, а по причинам,
имеющим гораздо более глубокие и значительные
исторические корни. Новое образование
должно стать экзистенциальным по форме
и содержанию, что неминуемо предполагает
изрядную долю душевной боли и духовных
терзаний, а традиционный гуманизм требует:
«не навреди!=не задень!» А можно ли не
задеть, когда ставится задача создать
такое пространство, в котором «образующийся»
экзистенциально обнажится для себя, когда
для сознания обнажается Мир, когда и с
Себя и с Мира срываются фальшивые покровы
и маски? Конечно, это и больно, и неприятно,
но эта боль - мощнейший ресурс для роста
и развития. Кроме того, ведь еще есть и
существенная разница между насилием
и усилием, без которого вообще невозможны
какие-либо душевные и духовные движения,
и, соответственно - новое образование,
ориентированное на развитие.
Следует обратить внимание и на ряд других
традиционных ценностей образования,
также нуждающихся в рефлексивной проблематизации
и критическом переосмыслении. Сегодня
все чаще к уже известным обозначенным
здесь установкам добавляются требования
о необходимости в планировании и организации
образования исходить из запроса-заказа
самих участников образовательного процесса.
Требование, конечно, благое, но вряд ли
разумное, ибо человек, только приступающий
к самообразованию, самостроительству,
самооформлению - в прямом смысле этих
слов, вряд ли способен четко сформулировать
и спроектировать траекторию своего образовательного
движения: ему еще и цели-то этого движения
не ясны, куда уж говорить о средствах
их достижения. Еще одна проблема традиционного
образования, требующая безусловного
разрешения в образовании новом, это его
массовость, при которой весь образовательный
процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика
и студента. Если планка образовательных
стандартов поднимается, этот средний
выпадает из процесса, но, в то же время,
на этом среднем уровне не может учиться
сильный и талантливый. Так мы снова делаем
образование регрессивным, поскольку
человечество, как известно, всегда развивалось
не в целом, а посредством лучших своих
представителей. В этой связи, в новой
образовательной парадигме должно измениться
и содержание понятия гуманизм. Под подлинным
гуманизмом теперь следует понимать лишь
то, что в действительности служит развитию
человека и целям прогресса, все же, что
связано лишь с заботой о том, чтобы «не
задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за
которым прячется избегание экзистенциальной
ответственности образующим педагогом.
Гуманистическое направление в
педагогике (Р.Миллер, Ч.Паттерсон, Т.Киршенбаум,
С.Б.Саймон, К.Роджерс) характеризуется
призывом перенести акцент с техники на
человека и создать «гуманное», а не «индустриальное»
общество, осознанием необходимости учить
школьников искать «новую гуманистическую
значимость знаний», «познавать их личностную
значимость», которая позволит человеку
раскрыть свои возможности и изменить
себя. Определение целей общего среднего
образования представителями концепции
«гуманистического» образования основывается
на экзистенциалистском принципе самоактуализации
личности. Согласно гуманистической педагогике,
каждая личность уникальна. Эта уникальность
проявляется и укрепляется в ситуациях
жизненного выбора: выбора поступка, поведения,
карьеры, жизненного пути, судьбы. Ученые
считают, что учитель может приспосабливать
свое поведение и упрощать различия в
подходах, что дает ему возможность делать
то, что не может делать теоретик: быть
восприимчивым, рациональным, гибким в
конкретных образовательных ситуациях.На
протяжении нескольких десятков лет западные
реформаторы школы большое внимание уделяют
проблеме создания в школе условий для
личностного самовыражения, личностно
значимого учения, имеющего большой смысл
для каждого ребенка.В первой половине
20 века эта концепция, обоснованная Дж.Дьюи
(1859-1952), получила название педоцентризма,
а также прагматизма в педагогике. Она
представлена также в «свободном воспитании»
периода педагогических поисков начала
20 века, в педагогике М.Монтессори и Вальдорфской
школе Р.Штайнера. Во второй половине 20
века концепция получила развитие в работах
А.Маслоу, К.Роджерса и др. Они создали
направление в психологии - гуманистическая
психология, принципы которой были распространены
на образование. В педагогических работах
это получило название гуманистическая
педагогика, неопедоцентризм.Дж. Дьюи
в создании своей теории воспитания основывался
на философии прагматизма, главное понятие
которой - опыт, дело. Это значит, что человек
в своей деятельности опирается на собственный
опыт. Объективное научное знание, нравственные
нормы не имеют всеобщего значения законов
и правил. Они только инструменты для анализа
человеком ситуации и принятия решений,
ведущих к успеху. Личный успех - вот критерий
науки, роли знаний и нравственности. Истинно
и нравственно то, что ведет к успеху. Понятия:
опыт, природные «инстинкты» и интересы
ребенка, развитие способностей в деятельности,
обучение через деятельность - это главные
категории педагогики Дж.Дьюи. Он критиковал
традиционную школу за догматическую,
авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные,
словесные методы обучения, рассчитанные
на память и воспроизведение, невнимание
к личности ученика. Д.Дьюи положил начало
педоцентризму: педагогика все свои категории
(цели, содержание, методы обучения) должна
определять, исходя из интересов, потребностей
ребенка. Ребенок - центр учебного процесса,
а не учитель и школьный предмет. Это было
действительно новым шагом в педагогике,
суть которой в том, что взрослые помогают
детям в их спонтанной деятельности получать
знания и развиваться.В середине 20 века,
правда, обнаружилось, что академический
уровень знаний школьников, а также их
нравственное развитие невысоки, что считали
следствием прагматизма. Научно-техническая
революция требовала повысить уровень
знаний, интеллектуального и нравственного
развития.Сегодня в литературе можно встретить
различные термины, характеризующие такой
подход, например, педоцентристское и
неопедоцентристское образование, гуманистическое
образование, открытое обучение. Как отмечает
В.Я. Пилиповский, представители данной
парадигмы обучения основывают свои идеи
на экзистенциализме, гуманистической
психологии, интеракционизме, а также
неопрагматизме, то есть установке на
обучение посредством деятельности, но
с большей эмоциональной вовлеченностью
учащихся, которые сами выбирают свои
цели, формируют собственные проблемы,
принимают решения относительно своего
образа действий, погружаются в субъективный
опыт и ощущают его последствия. Этот
подход называют «новой педагогикой»,
новым обучением, по сравнению с обучением,
основанным на идеях бихевиоризма (поведенческой
психологии), которые предполагают создание
в школе условий для формирования поведенческого
репертуара через систему различных внешних
стимулов-раздражителей.
-главное предназначение
- ценность инициативы, свободного
поиска учителей и учащихся, нестандартного
подхода к стимулированию
- «приглашающий» стиль
- в обучении должно
- открытое обучение, например, открыты
двери, классные комнаты,
В рамках такого подхода на Западе,
особенно в США, создано огромное
количество пособий для родителей,
учителей, руководств по самопознанию
и самовоспитанию. Гуманистическому
подходу обучают студентов
Современные гуманистические
воспитательные системы при разных
концепциях, положенных в их основу,
так или иначе выходят на идею педагогической
поддержки, которая получает все более
широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая
поддержка» имеет различное значение.
Это деятельность служб общества, занимающихся
охраной и защитой социальных прав детей.
В том смысле, в котором дальше будет рассматриваться
этот термин, — это система педагогической
деятельности, раскрывающая личностный
потенциал человека, включающая помощь
ученикам, учителям, родителям в преодолении
социальных, психологических, личностных
трудностей. Процесс совместного с ребенком
определения его собственных интересов,
целей, возможностей и путей преодоления
препятствий (проблем), мешающих ему сохранить
свое человеческое достоинство и самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении,
самовоспитании, общении, образе жизни.
Автор этой концепции О.С. Газман определил
данное направление в педагогике как педагогики
свободы, цель которой разработать средства
для формирования свободоспособной личности.
Проблема образования личности в педагогике
свободы выступает как проблема индивидуального
саморазвития, а педагогический процесс
— как субъект-субъектные отношения, сотрудничество,
сотворчество взрослого и ребенка, где
доминирует равный, взаимовыгодный обмен
личностными смыслами и опытом. Достойная
человека цель воспитания - развитие его
как свободной индивидуальности, понятой
не как самодостаточность, независимость
каждого от всех, а как свобода, реализуемая
через ответственное служение другим,
обнаруживаемая в связях с другими людьми.
Факторы, обусловливающие развитие гуманистической
позиции педагога:
1. Субъективные, или личностные, внутренние,
связанные с самоосознанием педагога,
его самоактуализацией, принятием им основных
гуманистических ценностей, развитием
рефлексивных и проективных способностей;
направленностью, компетентностью, умелостью,
удовлетворенностью, творчеством.
2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной
деятельности, осуществляемой в гуманистической
парадигме. Они выступают регулирующей
основой профессионального и личностного
самоопределения и развития педагога,
который:
— ориентирован на развитие ребенка (ученика,
воспитанника, студента), создает условия
для самоопределения, самореализации;
помогает в личностном развитии, актуализирует
мотивационные ресурсы человека;
— владеет технологией индивидуальной
и групповой работы, активно участвует
в групповом взаимодействии, выступает
как источник разнообразного опыта, к
которому всегда можно обратиться за помощью;
— умеет работать в диалогических формах
и в ситуации выбора;
— обеспечивает сотрудничество в принятии
решения между всеми участниками образовательного
процесса, использует договор как способ
взаимодействия с другими людьми, умеет
«работать с целями» разных участников
взаимодействия, создает доверительную
атмосферу во взаимодействии;
— хорошо знает самого себя, анализирует
результаты собственной деятельности,
способен ее перестраивать, учит учиться,
самостоятельно решать свои проблемы;
— способен брать на себя ответственность.
3. Объективно-субъективные, связа
— наличие рефлексивно-инновационной
среды в образовательной системе, совместное
проектирование образовательного процесса
всеми его участниками;
— атмосфера образовательного учреждения,
характеризующаяся доверительностью,
открытостью, совместной деятельностью
детей и взрослых, совместным творчеством,
организация личного опыта жизни и работы
самих взрослых в условиях свободы и ответственности,
«проживание в гуманистической парадигме»
(сборы, клубы, организация отдыха, проведение
обучающих семинаров);
— объективизация в педагогическом сообществе
личностных ценностей и смыслов, наличие
информации о состоянии, развитии, трудностях
и проблемах всех членов образовательного
процесса, психологизация всего образовательного
процесса;
— управление по «горизонтальному принципу»,
личностно ориентированный подход в организации
методической службы, открытость образовательной
системы, включение в анализ деятельности
общественной экспертизы как средства
гуманитарной поддержки.
Информация о работе Основные направления развития гуманистической педагогики в современной России