Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:47, контрольная работа
Что же собой представляет физическое развитие человека? Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
1.Основные понятия теории физического воспитания;
2.Система физического воспитания в дошкольных учреждениях;
3.Задачи физического воспитания.
«Педагогический колледж им. Н. К. Калугина» г. Оренбурга
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
По дисциплине Теоретические
и методические основы физического воспитания
и развития детей
Студентки Ехлаковой Ирины
Домашний
адрес: Оренбургская обл., Илекский р-н,
с. Кардаилово, ул. Почтовая, д. 82
Дата отправления______________
Дата получения________________
Оценка________________________
Подпись____________________
Тема: Основные понятия теории физического воспитания.
План:
1.Основные понятия теории физического воспитания;
2.Система физического
3.Задачи физического
1. Основные понятия теории физического воспитания.
Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания, проанализируем и дадим расшифровку некоторым из них.
Что же собой представляет физическое развитие человека? Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.
Таким образом, физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная ёмкость легких и т.д.)
В широком понимании термин «Физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течении года проводится специальное обследование уровня физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие физиологическим показателям.
При отклонениях в физическом развитии с детьми проводятся коррекционные работы.
Физическая подготовленность – уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Так трактуется данное понятие в классическом варианте, но нужно отметить, что в настоящее время нет единого понимания сущности физического воспитания.
Одни авторы анализируют его, преимущественно, на биологическом уровне, другие рассматривают физическое воспитание в самом широком аспекте, отражая в его содержании все основные виды воспитания; третьи понимают его как процесс управления физическим развитием; четвертые - как вид воспитания, спецификой которого является обучение движениям и воспитание физических качеств. В связи с этим, физическое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое воспитание в узком смысле - вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых и определяет его физическую дееспособность .
Физическое воспитание
обеспечивает управляемое воздействие
на физическое развитие человека, в том
числе - на развитие широкого
круга основных физических и специальных
качеств, повышение функциональных возможностей
различных органов и систем. В комплексе
социальных факторов, направляющих в той
или иной мере развитие человека, физическому
воспитанию отведена особая роль, как
виду воспитания, специально ориентированному
на оптимизацию физического развития.
Физическая подготовка – это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.
Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.
Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.
Физическая культура, как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К.Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое начало в развитии человека. Физическая культура, с присущим ей дуализмом, может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Во все времена и при всех политических режимах существовала потребность в сильных, здоровых людях, воинах и тружениках. Процесс общественного производства закономерно изменял место и функции человека в процессе труда, расширяя и качественно изменяя требования к трудовым умениям, навыкам, способностям. Как определили основоположники научного коммунизма, на определенном этапе развития перед обществом встает задача заменить простого рабочего «всесторонне развитым индивидуумом». Это, в главной мере, определяло социальный заказ на физическое воспитание детей.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
Физические упражнения-движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
2. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.
Понимая общую цель физического воспитания как сохранения и укрепления здоровья ребенка, разные авторы формулируют задачи физического воспитания немного по-разному.
3. Задачи физического воспитания
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Анализ представленных ниже задач физического воспитания дает возможность увидеть их сходство по существу, но различие по логике группировки, наиболее четким представляется третий подход, (см. Табл. 1). Он принят в дошкольной педагогике.
Выделение трех групп задач позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.
Таблица 1. Задачи физического воспитания дошкольников
Ю.К. Бабанский |
В.И. Логинова |
Г.В. Хухлаева и др. |
Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Формирование двигательных навыков и умений. Развитие основных двигательных качеств Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене Воспитание воли, смелости, дисциплины Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Привитие организаторских навыков |
Охрана и укрепление здоровья. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости. |
Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. Группа воспитательных задач: формирование нравственно- формирование потребности в физическом совершенстве; воспитание культурно-
Группа образовательных задач: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе |
Список используемой литературы:
1.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001
2.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.
3.Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
4.Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – М.:Лань, 2004. – 160 с.
5.Теория и методика физического воспитания: учеб, для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт; 1976. – Т.1. – 304 с.
6.Теория и методика физического воспитания: учеб, для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т.2. – 256 с.
7.Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб, пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил.
8.Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. - 544с.
9.Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. - 184с.
10.Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1974.
11.Теория физического воспитания: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 458 с.
Информация о работе Основные понятия теории физического воспитания