Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:43, контрольная работа
Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности. Целью трудового воспитания и обучения учащихся, как подчеркивается в документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, должно быть, привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.
1. Введение……………………………………………...3
2. Требования к уроку трудового и профессионального обучения………………………………………………4
3. Понятия и термины в трудовом обучении…………7
4. Цели и задачи профессионального трудового
обучения……………………………………………....9
5. Заключение…………………………………………...12
6. Список литературы…………………………………..13
СОДЕРЖАНИЕ
обучения……………………………………………....9
Введение
Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности. Целью трудового воспитания и обучения учащихся, как подчеркивается в документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, должно быть, привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.
Постановка указанной
общей цели трудовой подготовки школьников
обусловлена прежде всего тем, что среди
различных видов деятельности человека
ведущее место занимает труд, а он, согласно
марксистско-ленинскому учению, служит
могущественным средством развития всех
сил и способностей (духовных, нравственных,
физических) человека. В социалистическом
обществе именно труд обусловливает многостороннее
влияние на формирование личности, так
как выступает способом удовлетворения
человеческих потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором общественного
прогресса, средством формирования человека
и развития общества в целом.
Требования к
уроку трудового и
Урок — основная форма организации
учебно-воспитательной работы в школе.
На уроке происходит усвоение учащимися
знаний и овладение умениями и
навыками. Одновременно с этим осуществляется
воспитание школьников прежде всего через
идейную направленность изложения учителем
учебного материала, связь его с жизнью,
практикой коммунистического строительства,
а также через широкое применение на уроке
самостоятельных практических работ учащихся.
На этой основе у учеников формируются
научное мировоззрение, коммунистическая
нравственность, развиваются познавательные
способности, навыки самостоятельного
добывания знаний. В учебной деятельности
складываются такие важнейшие черты человека,
как чувство ответственности за свою работу,
творческое отношение к делу, коллективизм
и дисциплинированность, самокритичность,
умение преодолевать трудности, самостоятельность
и многие другие.
Урок по трудовому и профессиональному
обучению называют еще занятием. Оно представляет
собой сдвоенный урок на одну и ту же тему
продолжительностью 90 мин с перерывом.
В дидактике различают следующие основные
типы уроков:
1) урок по формированию теоретических
знаний (на этих уроках учащиеся овладевают
необходимыми теоретическими знаниями
в процессе выполнения практических работ,
общественно полезного, производительного
труда);
2) урок по формированию практических умений
и навыков (на этих уроках большое место
отводится самостоятельным, практическим
работам школьников);
3) урок производительного труда (эти уроки
проходят в основном в V—XI классах).
Естественно, что эта классификация уроков
условна, так как на каждом уроке обычно
решают несколько дидактических и воспитательных
задач. Однако какая-либо из них может
быть ведущей. Она и определяет тип урока.
Так, на уроке первого типа учащиеся не
только овладевают теоретическими знаниями,
но у них формируются и некоторые практические
умения.
Отдельно всегда можно выделить преобладающую, главную для данного урока задачу, определяющую тип урока.
Организация и структура
урока зависят от его типа и
содержания изучаемого на нем материала.
На уроке по изучению теоретического
материала, например при научном
обосновании технологических
Уроки по формированию практических
умений и навыков обычно имеют
такую структуру: вводный инструктаж,
выполнение учебно-производственных работ
или тренировочных упражнений учащимися,
сопровождаемое текущим инструктажем
и воспитательными
Чаще всего урок бывает комбинированного типа. Задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы определить рациональное сочетание различных видов деятельности учащихся и применить в комплексе способы оптимального руководства этой деятельностью. Учитель сообщает знания школьникам путем инструктажа, создает у них ориентировочную основу деятельности, проверяет их знания, а учащиеся усваивают знания, самостоятельно выполняют задания и овладевают соответствующими умениями и навыками, развивают свои познавательные способности и качества.
Систему уроков по темам программы, посвященным преимущественно практическим работам, строят, как правило, по принципу усложнения заданий учащимся.
Понятия и термины в трудовом обучении
Термины и понятия составляют собственно сам язык, с помощью которого усваивают и другие знания. Пользуясь учебной программой и учебным пособием, можно четко установить перечень и объем терминов и понятий, подлежащих усвоению школьниками в данном классе при изучении данного вида труда. Зная об этом, можно спланировать успешнее учебный процесс, рассчитать количество упражнений и других самостоятельных работ учащихся, необходимых для прочного усвоения терминов и понятий.
Без знания фактов невозможно усвоить никакие другие знания. В трудовом и профессиональном обучении в качестве изучаемых фактов чаще всего выступают конкретные примеры, отражающие изучаемую действительность — объекты техники, технологические процессы, технико-технологическую документацию и т. д. В некоторой мере перечень и объем фактов установлен учебной программой. Однако в конечном итоге только учитель, исходя из конкретных условий проведения занятий с учащимися, может определить необходимое и достаточное количество фактов. К сожалению, бывает так, что учителю хочется побольше рассказать ученикам, и он приводит на уроке излишние факты, что, естественно, перегружает школьников и приводит к неоправданной затрате учебного времени.
Законы и теории занимают незначительное место в программах трудового и профессионального обучения, так как их изучают школьники в основах наук. Поэтому учитель трудового обучения организует работу главным образом по повторению и применению известных учащимся законов и теорий.
В процессе трудового и профессионального обучения, особенно в старших классах, учащиеся приобретают и некоторые методологические знания: на примерах изучения различных способов трудовой деятельности и ознакомления с методами той науки, на которой преимущественно базируется производство, определяющее профиль трудовой подготовки, ученики уясняют ряд общих методов познания, осуществления производственных процессов, трудовой деятельности людей.
Большое внимание в процессе трудового и профессионального обучения уделяют формированию у школьников оценочных знаний, позволяющих выработать определенное отношение к изучаемой технике, технологии, трудовым процессам, к людям труда. Данный вид знаний имеет важное значение для органического соединения процессов обучения и воспитания.
Другие важные направления
совершенствования урока
Цели и задачи профессионального трудового обучения
Общая цель трудовой подготовки
школьников конкретизируется применительно
к ее составным частям постановкой
соответствующих задач. Задачи (как
и цели) трудовой подготовки учащихся
широкие: они указывают на единство
воспитывающей, развивающей, политехнической,
практической (созидательной), профориентационной
и профессиональной ее направленностей:
- формирование трудовых навыков и умений,
технических, технологических, конструкторских
и первоначальных экономических знаний,
необходимых для участия в общественно
полезном, производительном труде; применение
знаний по основам наук в трудовой деятельности;
- расширение и углубление политехнического
кругозора учащихся, ознакомление их с
общими научными основами и едиными организационно-экономическими
принципами современного производства;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями,
формирование устойчивых интересов к
определенным видам труда, побуждение
к сознательному выбору профессии и получение
первоначальной профессиональной подготовки;
- подготовка учащихся к выполнению необходимых
и доступных видов труда дома, в семье
и по месту жительства.
Широта и многоплановость целей и задач
трудовой подготовки учащихся обусловливают
необходимость использования разнообразных
путей ее осуществления. Они представляют
собой определенную систему.
К основным трудовым умениям относятся
прежде всего такие, которые необходимы
для работы в различных отраслях промышленного
и сельскохозяйственного производства,
т. е. политехнического умения, а также
специальные умения и навыки, необходимые
для работы по конкретной профессии, осваиваемой
учащимися.
Перечни знаний, практических умений и
навыков, которые должны быть сформированы
у учащихся, приведены в программах трудового
и профессионального обучения. В обобщенном
виде система таких знаний, умений и навыков
выглядит следующим образом:
проводить наблюдения и опыты в лабораторных
и производственных условиях;
управлять орудиями труда — инструментами,
механизмами, станками, машинами, применяемыми
в изучаемой отрасли производства; подготавливать
их к работе и выполнять с их помощью соответствующие
работы, принимая правильную рабочую позу,
правильно держа инструмент, орудие, руль
управления машиной и т. п., делая рациональные
движения при выполнении каждой операции,
избегая лишних, ненужных движений и соблюдая
требуемый ритм;
применять рациональные трудовые приемы
и соблюдать технологическую последовательность
операций изготовления деталей, сборки
и отделки изделия или операций правильного
выращивания сельскохозяйственных культур
и животных;
строго выполнять правила безопасности
труда, производственной санитарии и противопожарных
мероприятий;
пользоваться технической документацией
и производить необходимые расчеты, вычисления;
выполнять требования культуры труда
— уметь планировать работу, соблюдать
чистоту и порядок на рабочем месте, рационально
размещать инструменты, приборы и пр.,
бережно обращаться с орудиями труда и
экономно расходовать материалы, соблюдать
технологическую дисциплину и правила
производственной эстетики, добиваясь
хорошего качества и красивого вида изготовляемых
изделий, опытных делянок и т. п.;
контролировать выполнение технологических
операций, выявлять и устранять ошибки
в работе и добиваться высокого качества
изготовления изделий, высокой продуктивности
выращиваемого растения или животного.
К основным критериям оценки трудовых
знаний, умений и навыков относятся:
- уровень и качество предусмотренных
программой теоретических знаний;
- качество выполнения лабораторных и
производственных работ (их соответствие
техническим и технологическим требованиям);
правильные приемы выполнения работ; умение
пользоваться инструментом и другими
средствами труда; правильная организация
рабочего места; соблюдение правил безопасности
труда, санитарии; уровень культуры и эстетики
труда;
- степень самостоятельности и творчества
в работе;
- время, затраченное на выполнение лабораторно-практической
или учебно-производственной работы, общественно
полезного, производительного труда.
Заключение
Общественно полезный труд школьников — важная часть системы трудовой подготовки — при правильной постановке способствует формированию научного мировоззрения у учащихся, так как, непосредственно участвуя в общественном труде, они обогащают свои знания о роли советского человека в создании материальных и духовных ценностей.
Общественно полезный труд нацелен на воспитание общественного долга, т. е. готовности к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу, служит хорошим средством экономического, эстетического воспитания, физического развития школьников.
Он способствует расширению и активизации познавательной деятельности, повышению результативности профессиональной ориентации учащихся.
Основные виды общественно
полезного труда: производительный
труд школьников; поддержание санитарно-
К общественно полезному
труду нередко относят также
и другие виды общественно полезной
деятельности учащихся, в том числе
общественно-организационный
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Основные понятия трудового обучения школьников