Основные понятия трудового обучения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности. Целью трудового воспитания и обучения учащихся, как подчеркивается в документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, должно быть, привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………...3
2. Требования к уроку трудового и профессионального обучения………………………………………………4
3. Понятия и термины в трудовом обучении…………7
4. Цели и задачи профессионального трудового
обучения……………………………………………....9
5. Заключение…………………………………………...12
6. Список литературы…………………………………..13

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 26.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение……………………………………………...3
    2. Требования к уроку трудового и профессионального обучения………………………………………………4
    3. Понятия и термины в трудовом обучении…………7
    4. Цели и задачи профессионального трудового

обучения……………………………………………....9

    1. Заключение…………………………………………...12
    2. Список литературы…………………………………..13

 

Введение 

Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере  деятельности. Целью трудового воспитания и обучения учащихся, как подчеркивается в документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, должно быть, привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Постановка указанной  общей цели трудовой подготовки школьников обусловлена прежде всего тем, что среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд, а он, согласно марксистско-ленинскому учению, служит могущественным средством развития всех сил и способностей (духовных, нравственных, физических) человека. В социалистическом обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, так как выступает способом удовлетворения человеческих потребностей, созидателем общественного богатства, фактором общественного прогресса, средством формирования человека и развития общества в целом. 

 

Требования к  уроку трудового и профессионального  обучения

 
Урок — основная форма организации  учебно-воспитательной работы в школе. На уроке происходит усвоение учащимися  знаний и овладение умениями и  навыками. Одновременно с этим осуществляется воспитание школьников прежде всего через идейную направленность изложения учителем учебного материала, связь его с жизнью, практикой коммунистического строительства, а также через широкое применение на уроке самостоятельных практических работ учащихся. На этой основе у учеников формируются научное мировоззрение, коммунистическая нравственность, развиваются познавательные способности, навыки самостоятельного добывания знаний. В учебной деятельности складываются такие важнейшие черты человека, как чувство ответственности за свою работу, творческое отношение к делу, коллективизм и дисциплинированность, самокритичность, умение преодолевать трудности, самостоятельность и многие другие. 
 
Урок по трудовому и профессиональному обучению называют еще занятием. Оно представляет собой сдвоенный урок на одну и ту же тему продолжительностью 90 мин с перерывом.  
В дидактике различают следующие основные типы уроков: 
 
1) урок по формированию теоретических знаний (на этих уроках учащиеся овладевают необходимыми теоретическими знаниями в процессе выполнения практических работ, общественно полезного, производительного труда); 
 
2) урок по формированию практических умений и навыков (на этих уроках большое место отводится самостоятельным, практическим работам школьников); 
 
3) урок производительного труда (эти уроки проходят в основном в V—XI классах). 
 
Естественно, что эта классификация уроков условна, так как на каждом уроке обычно решают несколько дидактических и воспитательных задач. Однако какая-либо из них может быть ведущей. Она и определяет тип урока. 
 
Так, на уроке первого типа учащиеся не только овладевают теоретическими знаниями, но у них формируются и некоторые практические умения.

Отдельно всегда можно  выделить преобладающую, главную для  данного урока задачу, определяющую тип урока.

Организация и структура  урока зависят от его типа и  содержания изучаемого на нем материала. На уроке по изучению теоретического материала, например при научном  обосновании технологических процессов, ведущее место занимает объяснение учителя, сопровождаемое демонстрацией  наглядных пособий, натуральных  объектов, кинофрагментов, диафильмов. Объяснение учебного материала может  сопровождаться и непродолжительными самостоятельными работами учащихся, помогающими им осмыслить, применить  и закрепить полученные знания.

Уроки по формированию практических умений и навыков обычно имеют  такую структуру: вводный инструктаж, выполнение учебно-производственных работ  или тренировочных упражнений учащимися, сопровождаемое текущим инструктажем и воспитательными воздействиями  со стороны учителя; подведение итогов и оценка работы школьников.

Чаще всего урок бывает комбинированного типа. Задача учителя  на таком уроке состоит в том, чтобы определить рациональное сочетание различных видов деятельности учащихся и применить в комплексе способы оптимального руководства этой деятельностью. Учитель сообщает знания школьникам путем инструктажа, создает у них ориентировочную основу деятельности, проверяет их знания, а учащиеся усваивают знания, самостоятельно выполняют задания и овладевают соответствующими умениями и навыками, развивают свои познавательные способности и качества.

Систему уроков по темам  программы, посвященным преимущественно  практическим работам, строят, как правило, по принципу усложнения заданий учащимся.

 

Понятия и термины  в трудовом обучении

 

Термины и понятия составляют собственно сам язык, с помощью  которого усваивают и другие знания. Пользуясь учебной программой и  учебным пособием, можно четко  установить перечень и объем терминов и понятий, подлежащих усвоению школьниками  в данном классе при изучении данного  вида труда. Зная об этом, можно спланировать успешнее учебный процесс, рассчитать количество упражнений и других самостоятельных  работ учащихся, необходимых для  прочного усвоения терминов и понятий.

Без знания фактов невозможно усвоить никакие другие знания. В  трудовом и профессиональном обучении в качестве изучаемых фактов чаще всего выступают конкретные примеры, отражающие изучаемую действительность — объекты техники, технологические  процессы, технико-технологическую  документацию и т. д. В некоторой  мере перечень и объем фактов установлен учебной программой. Однако в конечном итоге только учитель, исходя из конкретных условий проведения занятий с  учащимися, может определить необходимое  и достаточное количество фактов. К сожалению, бывает так, что учителю  хочется побольше рассказать ученикам, и он приводит на уроке излишние факты, что, естественно, перегружает школьников и приводит к неоправданной затрате учебного времени.

Законы и теории занимают незначительное место в программах трудового и профессионального  обучения, так как их изучают школьники  в основах наук. Поэтому учитель  трудового обучения организует работу главным образом по повторению и  применению известных учащимся законов и теорий.

В процессе трудового и  профессионального обучения, особенно в старших классах, учащиеся приобретают  и некоторые методологические знания: на примерах изучения различных способов трудовой деятельности и ознакомления с методами той науки, на которой  преимущественно базируется производство, определяющее профиль трудовой подготовки, ученики уясняют ряд общих методов познания, осуществления производственных процессов, трудовой деятельности людей.

Большое внимание в процессе трудового и профессионального  обучения уделяют формированию у  школьников оценочных знаний, позволяющих  выработать определенное отношение  к изучаемой технике, технологии, трудовым процессам, к людям труда. Данный вид знаний имеет важное значение для органического соединения процессов обучения и воспитания.

Другие важные направления  совершенствования урока трудового  и профессионального обучения выражаются в следующем: активизации на уроке  деятельности учащихся и повышении  их самостоятельности в приобретении знаний, умений и навыков, в выполнении учебно-производственных заданий, а  также общественно полезного, производительного  труда; развитии у школьников на уроке  творческого мышления; осуществлении  проблемного подхода в изложении  учебного материала и в постановке заданий перед учащимися на уроке; достижении единства в процессе получения, усвоения и закрепления знаний, умений и навыков непосредственно на уроке, с тем чтобы исключить домашние задания. 

 

Цели и задачи профессионального трудового обучения

 
Общая цель трудовой подготовки школьников конкретизируется применительно  к ее составным частям постановкой  соответствующих задач. Задачи (как  и цели) трудовой подготовки учащихся широкие: они указывают на единство воспитывающей, развивающей, политехнической, практической (созидательной), профориентационной и профессиональной ее направленностей:

 
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; применение знаний по основам наук в трудовой деятельности; 
 
- расширение и углубление политехнического кругозора учащихся, ознакомление их с общими научными основами и едиными организационно-экономическими принципами современного производства; 
 
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки; 
 
- подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства. 
 
Широта и многоплановость целей и задач трудовой подготовки учащихся обусловливают необходимость использования разнообразных путей ее осуществления. Они представляют собой определенную систему. 
 
К основным трудовым умениям относятся прежде всего такие, которые необходимы для работы в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, т. е. политехнического умения, а также специальные умения и навыки, необходимые для работы по конкретной профессии, осваиваемой учащимися. 
 
Перечни знаний, практических умений и навыков, которые должны быть сформированы у учащихся, приведены в программах трудового и профессионального обучения. В обобщенном виде система таких знаний, умений и навыков выглядит следующим образом: 
 
проводить наблюдения и опыты в лабораторных и производственных условиях; 
 
управлять орудиями труда — инструментами, механизмами, станками, машинами, применяемыми в изучаемой отрасли производства; подготавливать их к работе и выполнять с их помощью соответствующие работы, принимая правильную рабочую позу, правильно держа инструмент, орудие, руль управления машиной и т. п., делая рациональные движения при выполнении каждой операции, избегая лишних, ненужных движений и соблюдая требуемый ритм; 
 
применять рациональные трудовые приемы и соблюдать технологическую последовательность операций изготовления деталей, сборки и отделки изделия или операций правильного выращивания сельскохозяйственных культур и животных; 
 
строго выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и противопожарных мероприятий; 
 
пользоваться технической документацией и производить необходимые расчеты, вычисления; 
 
выполнять требования культуры труда — уметь планировать работу, соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, рационально размещать инструменты, приборы и пр., бережно обращаться с орудиями труда и экономно расходовать материалы, соблюдать технологическую дисциплину и правила производственной эстетики, добиваясь хорошего качества и красивого вида изготовляемых изделий, опытных делянок и т. п.; 
 
контролировать выполнение технологических операций, выявлять и устранять ошибки в работе и добиваться высокого качества изготовления изделий, высокой продуктивности выращиваемого растения или животного. 
 
К основным критериям оценки трудовых знаний, умений и навыков относятся: 
- уровень и качество предусмотренных программой теоретических знаний; 
- качество выполнения лабораторных и производственных работ (их соответствие техническим и технологическим требованиям); правильные приемы выполнения работ; умение пользоваться инструментом и другими средствами труда; правильная организация рабочего места; соблюдение правил безопасности труда, санитарии; уровень культуры и эстетики труда; 
- степень самостоятельности и творчества в работе; 
- время, затраченное на выполнение лабораторно-практической или учебно-производственной работы, общественно полезного, производительного труда. 

 

Заключение

Общественно полезный труд школьников — важная часть системы  трудовой подготовки — при правильной постановке способствует формированию научного мировоззрения у учащихся, так как, непосредственно участвуя в общественном труде, они обогащают  свои знания о роли советского человека в создании материальных и духовных ценностей.

Общественно полезный труд нацелен на воспитание общественного  долга, т. е. готовности к труду в  тех сферах, которые особенно нужны  обществу, служит хорошим средством  экономического, эстетического воспитания, физического развития школьников.

Он способствует расширению и активизации познавательной деятельности, повышению результативности профессиональной ориентации учащихся.

Основные виды общественно  полезного труда: производительный труд школьников; поддержание санитарно-гигиенического порядка, оздоровительного режима, дисциплины в школе и другие работы, включаемые в самообслуживание; работы для нужд школы (ремонт мебели, некоторых помещений, учебных пособий и т. д.) и дошкольных детских учреждений; благоустройство  и озеленение территорий; охрана природы  и окружающей среды; сбор сырья.

К общественно полезному  труду нередко относят также  и другие виды общественно полезной деятельности учащихся, в том числе  общественно-организационный труд, политико-просветительную, культурно-массовую работу. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гончарова М.М. Методика профессионального обучения. М.: Просвещение, 2001.
  2. Захарова С.С. Уроки трудового обучения. М.: Знание, 2000.
  3. Трудовое и профессиональное обучение в средней школе / Под ред. И.И. Пирогова. М.: Приор, 2005. 
  4. Трудовое обучения в школе / Под ред. М.А. Мамонтова. М.: Юнити, 2005.
  5. Уроки труда в школе / Под ред К.Л. Савицой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. Яновая М.И. Труды в школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

 


Информация о работе Основные понятия трудового обучения школьников