Факультет Управления (психолого-педагогическое
обучение)
итоговый контроль
по дисциплине |
Самоопределение и профессиональная
ориентация учащихся
|
(название дисциплины)
Тема: |
№6 и №9 |
|
(тема работы) |
|
|
Выполнил студент |
3 курса, дистанционного обучения,
Гамм Т.Н. |
|
(курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
Преподаватель |
|
|
(ученая степень, звание, фамилия
и инициалы) |
Работа защищена с оценкой _______________________________________________
(оценка, подпись преподавателя)
Москва 2015г.
Тема № 6 Основные стратегии профконсультационной
помощи.
Основные стратегии профконсультационной
помощи: приемлемые
и неприемлемые стратегии.
Традиционно выделяют
две основные стратегии (подходы) в профессиональном
самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную)
и развивающую. Но можно представить и
несколько дифференцированные направления
работы, разбив их условно на две группы:
допустимые подходы и недопустимые, нежелательные
подходы (которые мало представлены в
профориентационной литературе).
1. Допустимые стратегии:
- Тестологическая (в основе – стандартизированные испытания профпригодности).
- Информационно-просветительская (главная идея – вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он «сам разберется»);
- Рационалистическая. Предполагается, что
профессиональный выбор и вообще самоопределение
можно «рационально просчитать». Наиболее
популярно сейчас разработка и использование
компьютерный методов при принятии решения,
что вполне обосновано, но при условии
рассмотрения компьютера только как вспомогательного
средства.
- “Глубинная”,
психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.).; На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдо-элиту, на внешние признаки жизненного «успеха», с другой стороны)…
- “Гуманистическая-психотерапевтическая”, основанная на уважительном
отношении к уникальности и целостности
самоопределяющегося человека. При всей
привлекательности и эффективности многих
психотерапевтических процедур следует
признать, что гуманистические психологи
«недооценивают роль социума в формировании
личности» (по Б.В.Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых «осуществился личностный рост» на психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать
с «конгруэнтными улыбочками») часто неспособны
понять, что происходит в окружающем мире.
- Организационно-управленческая. В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общнественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях «рыночно-демократической» РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что «система» предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов… При этом постепенно стремится повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов…
- Частичные
услуги”, предполагающие ограниченную
помощь, например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения… Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», т.к. не всегда возможно оказать полноценную помощь…
- Идеологическая
(воспитательная, мировоззренческая...). В основе – предположение
о том, что на жизненные выборы оказывают
сильное влияние господствующие в обществе
идеи. Например, идея «служения царю и
отечеству» в дореволюционной России,
или идеи «индустриализации», «освоения
целины» и т.п. в советские периоды истории
страны. Очень интересно понять, какие
идеи господствуют в обществе сейчас (возможно,
для каких-то масс людей это идея «накопительства
любыми путями» или даже идея «поскорее
и подальше уехать из этой страны», а для
каких-то людей – это стремление не потерять
совесть в такой сложной для ситуации…).
К сожалению, все это мало исследовано,
но может быть это самое главное в профессиональном
и личностном самоопределении…
- “Принудительная”. Подобная стратегия
- для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных… В ряде случаев – это выбор профессии и места работы. которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства… На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных и даже унизительных выборах.
- Активизирующая
стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образует единую систему, и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы…
2. Нежелательные стратегии:
- Стратегия
«обмана» В консультационной
практике нередко возникает проблема:
кого «обманывать», клиента или начальника-заказчика
(которые «обязывают» психолога работать
определенным образом и строго наказывают
за иные варианты работы)?... – Если не удается «переубедить» (или «просветить») такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах «рапортовать», что работа выполнена «как положено»… Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, т.к. он соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно…
- Стратегии
«самообмана». Здесь психолог оказывает
неполноценную помощь или просто «манипулирует»
клиентом (и иногда даже понимает это),
но находит оправдание такой работе. Часто
основой такого оправдания является «полное
удовлетворение» клиентов, которые несут
психологу-манипулятору цветы. Восторженно
рассказывают о нем своим знакомым и т.п.
Можно выделить некоторые варианты «самообмана»:
-Директивное консультирование, особенно наиболее коварная
его форма, когда психолог ласково улыбается
клиенту, но сам про себя думает: «Все равно,
ты ничего не понимаешь и сделаешь так,
как я тебе скажу»… Такой психолог обычно
легко очаровывает клиента, создает атмосферу
безоговорочного доверия и буквально
«вьет из него веревки»… при этом сам
клиент бывает очень, что работает с таким
«знающим» и «приятным» специалистом…
-Игра в «терапию». Пример: подростка в центре
профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую
группу, после группы подросток заявляет:
«Вообще-то было интересно, но я как пришел
со своей профориентационной проблемой,
так и ушел с ней…». Но в целом подросток
доволен и консультанта сложно упрекнуть
в непрофессионализме (его позиция: «Спросите
у детей, они вам скажут, понравилось им
моя помощь или нет…»).
-«Деструктивно-рекомендательная», выражается в стремлении
«круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться,
таким образом, самому (типично для начинающих
профконсультантов);
-«Адаптивно-манипулятивная». Главная проблема здесь: как
профконсультанту не позволять манипулировать
самим собой. Например, в случая, когда
клиент или мама клиента уже решили для
себя сделать какой-то явно неудачный
выбор и буквально навязывают его психологу
(сам приход к психологу – это скорее подтверждение
своей правоты и, одновременно, перенесение
ответственности на самого психолога-консультанта,
если он «согласится» с клиентом).
Тема № 9 Типы профконсультаций
Профконсультация стала актуальной в
начале двадцатого столетия, ее возникновение
было связано с проблемами выбора профессии.
Выбор профессии долгое время рассматривался
как поиск профессии, соответствующей
психологическим характеристикам человека.
Этот подход получил название диагностического. Профконсультация данного типа состоит
из трех фаз:
1) изучения психических и личностных
особенностей претендента на
профессию (психодиагностическая фаза);
2) характеристики содержания труда,
требований профессии и их
описания в психологических терминах
(профессиографическая фаза);
3) сопоставления индивидуальных
особенностей человека с требованиями
профессии и принятия решения
о пригодности человека (фаза
принятия решения).
Основные недостатки диагностирующей
профконсультации:
• игнорируется изменчивость, динамичность
мира профессий, вследствие чего человеку
в течение профессиональной жизни, возможно,
не раз придется менять профессию;
• наличие огромного числа профессий
и специальностей негативно сказывается
на профессиографической компетентности
психолога-консультанта;
• не принимается во внимание профессиональное
развитие личности, изменение ее направленности,
компетентности и профессионально важных
качеств;
• консультируемый исключается из процесса
принятия жизненно важного для него решения.
Решающее значение в процессе принятия
решения о выборе профессии имеют результаты
диагностики. Консультируемому отводится
пассивная роль. Диагноз однозначно определяет
и прогноз будущей профессии.
Другой подход раскрывается в воспитательной
концепции профконсультации. Сторонники
этой концепции считают, что человека
можно подготовить к выполнению любой
профессии. Главное — правильно подобрать
эффективные методы профессионального
обучения. Отсюда и содержание этого типа
профконсультации — изучение индивидуально-психологических
особенностей человека и организация
оптимального профессионального обучения.
Основной недостаток этого типа профконсультации
— игнорирование психофизиологических
различий людей. Успешность освоения ряда
профессий, а также продуктивность выполнения
деятельности определяются свойствами
нервной системы, типологическими особенностями,
и, конечно, такая оптимистическая трактовка
профпригодность человека несостоятельна.
Многие недостатки рассмотренных двух
типов профконсультации исключает развивающая
(активизирующая) консультация. Основное
се содержание — активизация процесса
формирования психологической готовности
личности к профессиональному самоопределению.
Главный момент в этой профконсультации
— перенесение акцента с акта выбора профессии
или рекомендации по решению профессионально
обусловленной проблемы на психологическую
подготовку личности к определению своей
позиции и самостоятельному принятию
решения.
Важным принципом этого типа консультирования
является сотрудничество психолога с
клиентом. Неприемлемы навязывание собственного
мнения, директивные рекомендации, давление.
Акцент делается на осознании консультируемым
своей проблемы, его самоопределении и
выработке решения.
Для компетентного проведения консультации
психолог должен разбираться в современном
мире профессий, обладать фундаментальными
знаниями в области общей и дифференциальной
психологии, владеть методами психодиагностики
и психотехнологиями профконсультирования.