Основные типы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:38, реферат

Описание работы

В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.(см. например Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»)

Файлы: 1 файл

!!!!!Реферат по ПЕДАГОГИКЕ!!!!!!.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по педагогике

 

На тему: «Основные типы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Выполнила:

 

         Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2009

 

 

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон РФ "Об образовании").

В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.(см. например Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»)

 

Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. К 1914 году в Российской империи насчитывалось около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий и 276 училищ), 9 университетов.

 

Структура учебных заведений при Александре I (1801 — 1825 гг.):

  • одноклассное приходское училище,
  • 3-х классное уездное училище,
  • 7-летняя гимназия в губернском городе,
  • университет.

Типы учебных заведений, существовавших в России  в сер. XIX - нач.XX вв. ( высшие, средние, низшие )

Учебные заведения России XIX в. делились на:

а) общеобразовательные, 

б) медицинские, 

в) юридические,

г) технические,

д) педагогические,

е) сельскохозяйственные и лесные,

ж) коммерческие,

 з) военные,

и) морские, 

к) духовные,

л) межевые и топографические,

м) восточных языков, 

н)  художественные,  музыкальные,  драматического искусства, 

о) женские учебные заведения.

 

Учебные заведения в России до 1917 года:

  • Военно-учебные заведения - военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т.д. Первое военно-учебное заведенеи в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине. 
  • Волостные училища — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений. 
  • Воскресные школы — частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебнеы заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX — начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков. 
  • Высшие начальные училища — начальные школы в России в небольших городах. До середины XIX века назывались уездными училищами, с 1872 года - городскими училищами, с 1912 года переименованы в высшие начальные училища. 
  • Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге). 
  • Гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии. 
  • Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году. 
  • Духовная семинария — православное учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России 
  • Земские школы — начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. 
  • Институты - светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Сущестовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете. 
  • Институты благородных девиц — средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей. 
  • Кадетские корпуса — начальное военно-учебное заведение с полным пансионом. 
  • Коммерческие училища — средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности. 
  • Народные училища — средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных завдений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г. 
  • Курсы — платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту». 
  • Реальные гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ. 
  • Реальное училище — среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла. 
  • Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888). 
  • Учительские семинарии и школы — учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ. 
  • Училища — сословные средние учебные заведения в России, упоминаемые с XVII века. [1]. В 1828 году Комитет устройства учебных заведений принял решение о создании двух типов училищ: уездных училищ (для детей купцов, ремесленников и городских обывателей), а также приходских училищ (для детей крестьян). Существовали также народные училища, готовившие педагогов для начальных учебных заведений. 
  • Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности. 
  • Школы — собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.

 

 

Используемая литература:

  • Васильева З.И. (под редакцией) История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. — М.: «Академия», 2006. — С. 429. — ISBN 5-7695-3204-1
  • А. Новиков Развитие отечественного образования. — М.: «Эгвес», 2005. — ISBN 5-858449-578-2 
  • www.wikipedia.ru

 


Информация о работе Основные типы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России