Основы формирование гендерной культуры учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:12, реферат

Описание работы

Одним из приоритетов государственной политики в республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, со¬хранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концеп¬ции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе посредством приобщения подрастающего поколения к ценностям культуры как совокуп¬ности общественного опыта, что является необходимым усло¬вием становления гражданина, патриота, профессионала-тру¬женика, семьянина.

Файлы: 1 файл

Доклад Шевчик.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)


Особенности формирования

гендерной культуры учащихся.

 

Каждый человек уникален, неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Различны между собою мужчина и женщина. Они отличаются не только внешне, но и внутренне. Может не зря существует мнение, что женщины – с Венеры, а мужчины – с Марса?

 

Одним из приоритетов государственной политики в республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, со­хранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концеп­ции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе посредством приобщения подрастающего поколения к ценностям культуры как совокуп­ности общественного опыта, что является необходимым усло­вием становления гражданина, патриота, профессионала-тру­женика, семьянина.

Феминизация педколлектива школ, непонимание проявлений гендерных стереотипов, невысокая готовность педкадров к работе по формированию гендерной культуры, отождествление, причем не совсем правомерное, гендерного,  полового и семейного воспитания создает ряд проблем при организации процесса гендерного воспитания. Очевидно, что все работники учебного заведения должны принимать участие в формировании гендерной культуры, но главным инициатором может выступать социальный педагог. Таким образом, эта проблема нам, социальным педагогам очень актуальна.

Для начала разграничим понятия «пол» и «гендер».

ПОЛ описывает биологическую принадлежность человека к женскому или мужскому полу, его строение половых органов, пропорции тела, совокупность хромосом и гормонов. Обычно пол человека вписывается в медицинскую карту человека при рождении.

ГЕНДЕР – социальные и культурные характеристики мужчин и женщин. Понимается как социальная и культурная конструкция пола, т.е. те характеристики, которые служат для описания различных сторон жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. С этими характеристиками человек не рождается, они приобретаются в течение жизни, в процессах воспитания и образования.

 

Пол или гендер?

1.

Женщины рожают детей, а мужчины – нет.

 

2.

Девочки тихие и застенчивые, мальчики упрямые и смелые.

 

3.

Заработок женщин составляет около 70% от заработка мужчин.

 

4.

Женщины могут кормить детей грудью, мужчинам для кормления детей необходима бутылочка с молоком.

 

5.

Женщины занимаются воспитанием детей.

 

6.

Мужчины отвечают за принятие решений.

 

7.

В период полового созревания у мальчиков ломается голос, у девочек нет.

 

8.

Мужчины склонны к большей сексуальной активности, чем женщины.

 

9.

Проституцией занимаются в основном женщины.

 

10.

Женщинам запрещено выполнять опасную работу (например добывать уголь), т.к. это риск для ее здоровья. Мужчины рискуют по своему усмотрению.

 

11.

Женщина всегда должна быть красивой и привлекательной.

 

12.

В сфере обслуживания в основном работают женщины.

 

13.

В большинстве случаев ребенок при рождении получает фамилию отца.

 

14.

8 марта мужчины дарят женщинам цветы и подарки.

 

15.

Кенийские мужчины в целях излечения от ВИЧ-инфекции и ИППП практикуют незащищенный половой акт с девственницей.

 

 

 

Гендерные стереотипы – это неизменные общепринятые установки о поведении женщин и мужчин, сложившиеся в культуре, которым следуют без размышления. Эти образы очень упрощены и эмоционально окрашены (т.е. мы сразу характеризуем это как плохо и хорошо и реагируем соответствующим образом).

Для чего нужны стереотипы:

       Стереотипы берегут наше время реакции на что-либо.

       Стереотипы помогают предвидеть ситуацию, подготовиться к ней.

       Стереотипы помогают человеку сохранять внутреннее спокойствие и самоутвердится   в своем окружении.

 

Выделяют следующие группы  гендерных стереотипов:

стереотипы маскулинности-фемининности — норматив­ные представления о соматических, психических, поведен­ческих свойствах, характерных для мужчин и женщин;

стереотипы о содержании труда (для женщин — экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда; ин­струментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидатель­ный, руководящий труд)

стереотипы о разделении семейных и профессиональных ролей (для женщин главными социальными ролями являются семейные роли — мать, хозяйка; для мужчин – профессиональные).

 

Гендерная социализация – процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. В нем находят отражение меняющиеся обстоятельства и приобретаемый опыт личности, но основой и материалом для построения гендера служит система пред­ставлений о мужественности и женственности, находящая отра­жение в культуре и усвоенная личностью в детстве и подрост­ковом возрасте.

Этапы гендерной социализации

Возрастная группа

Базовые характеристики

Ведущие виды деятельности

Воспитанники учрежде­ний, обеспечивающих по­лучение дошкольного об­разования

Закладываются основы представлений о гендерных различиях, создается гендерно типичная воспита­тельная среда посредством выбора игрушек, игр, дет­ской литературы, круга общения, одежды, прически

Предметная, игро­вая

Обучающиеся на I ступе­ни общего среднего обра­зования

Происходит осознание базовых признаков и со­циальных норм мужественности и женственности. Особое внимание уделяется ролевым моделям своего пола, отмечается стремление ребенка быть лучшим мальчиком или девочкой

Учебно-игровая, трудовая, досугово-развивающая

Обучающиеся на II сту­пени общего среднего об­разования

На подростковый возраст приходится наибольшая интенсивность гендерного познания, освоение и реализация соответствующих ролей и стереотипов

Учебная, трудовая, досугово-развивающая

Обучающиеся на III сту­пени общего среднего об­разования, в учреждениях, обеспечивающих получе­ние профессионально-тех­нического и среднего спе­циального образования

Происходит выстраивание собственного гендерного профиля личности, отмечается критическое отноше­ние к гендерным стереотипам и всем проявлениям дискриминации по половому признаку, стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола

Учебно-профессио­нальная, внеучеб-ная творческая

Обучающиеся в высших учебных заведениях

Происходит закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, фор­мируется ответственное отношение к объекту любви

Учебно-профессио­нальная, общест­венная, внеучебная творческая

 

Гендерное воспитание как вид воспитания представляет собой целенаправленное формирование личности как предста­вителя определенного пола на основе развития у нее опреде­ленных отношений к себе и окружающим с учетом половой принадлежности, мировоззрения, свободного от гендерных сте­реотипов, форм поведения, не допускающих проявлений дискри­минации по половому признаку (предотвращение всех форм насилия и торговли людьми), и коммуникативных умений, позволяющих конструктивно общаться с представителями своего и противоположного пола.

Целью гендерного воспитания является формирование у учащихся гендерной культуры — представления личности о жизненном предна­значении мужчин и женщин и присущих им положительных качествах и чертах характера, а критерием ее сформированности является установление правильных взаимоотношений меж­ду полами, стремление к взаимопониманию.

 

Критериями сформированности гендерной культуры лич­ности в данном контексте являются:

•     знания о психофизиологических особенностях представителей обоего пола;

•     понимание традиционного для национальной культуры
образа мужчины и женщины;

•     представления о социально одобряемых качествах мальчиков, юношей, мужчин и девочек, девушек, женщин;

•     представления о жизненном предназначении мужчин и
женщин, их месте и роли в историческом процессе и
современном обществе;

•     принятие своей гендерной роли и готовность к ее исполнению;

•     критическое отношение к гендерным стереотипам, осозна­ние права личности на собственный выбор;

•     представление о гендерном равноправии и недопустимости всех прояв­лений насилия и дискриминации по признаку пола;

•     толерантное отношение к представителям обоих полов, стремление к достижению взаимопонимания;

•     умение конструктивно общаться с представителями обо­его пола.

Можно выделить следующие факторы, значимые для гендерной социализации в системе образования в целом и для гендерного воспитания в частности:

•     гендерный профиль учебного заведения (гендерная стратификация профессии педагога, распределение предста­вителей обоего пола в служебной иерархии);

•     содержание предметов;

•     личность преподавателя (гендерные установки и стиль общения преподавателя);

•     гендерный профиль учебной группы (соотношение коли­чества представителей обоего пола, стиль взаимоотношений членов группы);

•     система воспитательной работы.

 

Наиболее оптимальными путями разрешения проблем, вы­явленных в процессе исследования педагогических условий гендерной социализации учащихся в системе общеобразова­тельной школы являются:

•     привлечение мужчин-педагогов в среднюю школу;

•     повышение гендерной культуры педагогов;

•     совершенствование системы работы по воспитанию гендерной культуры учащихся;

•     сотрудничество со специалистами медицинского и юридического профиля;

•     введение в программу общеобразовательной школы специальных гендерно ориентированных курсов и факуль­тативов;

•     включение в учебники и учебные пособия научно подтвержденной информации о психофизиологических различиях представителей обоих полов, сообщение сведений о роли мужчин и женщин в историко-культурном процессе;

•     психолого-педагогическое сопровождение детей из неполных семей;

•     налаживание системы эффективного взаимодействия педагогов с семьей.

 

Гендерное образование методически строится на принципе: «объясни мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне принять участие – и я пойму».

              Условия эффективности формирования гендерной культуры учащихся в школе (формы и методы работы):

1.       Проведение факультативных занятий гендерной проблематики («Гендер и гендерология», «Психологические особен­ности мужчин и женщин», «Мужчины и женщины в истории и современном мире», «Гендерное знание как путь к гармонии во взаимоотношении полов», «Брак и семья в современном мире», «Права человека: гендерный аспект»)

2.       Организация исследовательской работы по изучению гендерных проблем современного общества и образования.

3.       Культурно-массовая работа (проведение циклов или отдельных мероприятий гендерной тематики, деятельность неформальных клубов, кружков и объединений по интересам гендерного направления: «Я — настоящая женщина», «Хозяюш­ка», «Я — настоящий мужчина», «Я — глава семьи», «Мастер на все руки», «Искусство понимать друг друга», «Счастливая семья».

4.       Использование интерактивных технологий (семинары, тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должен стремится будущие мужчины и женщины, внедрению системы ценностей для мальчиков и девочек. Целесообразно использовать такие современные формы организации учебно-воспитательного процесса, как ролевые игры, часы общения, откровенные разговоры, гостиные, диспуты, просмотр видеофильмов, журналов..)

5.  Информационно-пропагандистская работа (оформление
стендов, посвященных гендерным проблемам, выпуск стенгазет, проведение тематических выставок, конкурсов плакатов, коллажей).

6.    Индивидуальная работа с учащимися (психологическое
и педагогическое консультирование, сотрудничество с медиками, юристами, работниками правоохранительных органов, нала­живание конструктивного взаимодействия с семьей).

7.    Повышение гендерной культуры педагогов и родителей,
ориентация на гендерно демократичные и  гуманистические методы взаимодействия с воспитанниками.

 

Количество практических занятий должно преобладать.

 

              Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры личности заключается в проведении мероприятий, способствующих созданию представлений о роли мужчины и женщины в современном обществе; усвоению учащимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные роли»; формированию понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к любви, браку, материнству и отцовству; стремлению к достижению понимания во взаимоотношениях.

              Учитель является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек.

              Важно проводить занятия, в которых между учащимися будут царить равноправие отношений, например, когда учащиеся сидят по кругу, держаться за руки. В ходе таких занятий они учатся искусству общения, учатся уважать друг друга, выслушивать чужие мнения, а также умению откровенно рассказывать свою историю.



Информация о работе Основы формирование гендерной культуры учащихся