Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:12, реферат
Одним из приоритетов государственной политики в республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, со¬хранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концеп¬ции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе посредством приобщения подрастающего поколения к ценностям культуры как совокуп¬ности общественного опыта, что является необходимым усло¬вием становления гражданина, патриота, профессионала-тру¬женика, семьянина.
Особенности формирования
гендерной культуры учащихся.
Каждый человек уникален, неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Различны между собою мужчина и женщина. Они отличаются не только внешне, но и внутренне. Может не зря существует мнение, что женщины – с Венеры, а мужчины – с Марса?
Одним из приоритетов государственной политики в республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концепции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе посредством приобщения подрастающего поколения к ценностям культуры как совокупности общественного опыта, что является необходимым условием становления гражданина, патриота, профессионала-труженика, семьянина.
Феминизация педколлектива школ, непонимание проявлений гендерных стереотипов, невысокая готовность педкадров к работе по формированию гендерной культуры, отождествление, причем не совсем правомерное, гендерного, полового и семейного воспитания создает ряд проблем при организации процесса гендерного воспитания. Очевидно, что все работники учебного заведения должны принимать участие в формировании гендерной культуры, но главным инициатором может выступать социальный педагог. Таким образом, эта проблема нам, социальным педагогам очень актуальна.
Для начала разграничим понятия «пол» и «гендер».
ПОЛ описывает биологическую принадлежность человека к женскому или мужскому полу, его строение половых органов, пропорции тела, совокупность хромосом и гормонов. Обычно пол человека вписывается в медицинскую карту человека при рождении.
ГЕНДЕР – социальные и культурные характеристики мужчин и женщин. Понимается как социальная и культурная конструкция пола, т.е. те характеристики, которые служат для описания различных сторон жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. С этими характеристиками человек не рождается, они приобретаются в течение жизни, в процессах воспитания и образования.
Пол или гендер?
1. | Женщины рожают детей, а мужчины – нет. |
|
2. | Девочки тихие и застенчивые, мальчики упрямые и смелые. |
|
3. | Заработок женщин составляет около 70% от заработка мужчин. |
|
4. | Женщины могут кормить детей грудью, мужчинам для кормления детей необходима бутылочка с молоком. |
|
5. | Женщины занимаются воспитанием детей. |
|
6. | Мужчины отвечают за принятие решений. |
|
7. | В период полового созревания у мальчиков ломается голос, у девочек нет. |
|
8. | Мужчины склонны к большей сексуальной активности, чем женщины. |
|
9. | Проституцией занимаются в основном женщины. |
|
10. | Женщинам запрещено выполнять опасную работу (например добывать уголь), т.к. это риск для ее здоровья. Мужчины рискуют по своему усмотрению. |
|
11. | Женщина всегда должна быть красивой и привлекательной. |
|
12. | В сфере обслуживания в основном работают женщины. |
|
13. | В большинстве случаев ребенок при рождении получает фамилию отца. |
|
14. | 8 марта мужчины дарят женщинам цветы и подарки. |
|
15. | Кенийские мужчины в целях излечения от ВИЧ-инфекции и ИППП практикуют незащищенный половой акт с девственницей. |
|
Гендерные стереотипы – это неизменные общепринятые установки о поведении женщин и мужчин, сложившиеся в культуре, которым следуют без размышления. Эти образы очень упрощены и эмоционально окрашены (т.е. мы сразу характеризуем это как плохо и хорошо и реагируем соответствующим образом).
Для чего нужны стереотипы:
Стереотипы берегут наше время реакции на что-либо.
Стереотипы помогают предвидеть ситуацию, подготовиться к ней.
Стереотипы помогают человеку сохранять внутреннее спокойствие и самоутвердится в своем окружении.
Выделяют следующие группы гендерных стереотипов:
стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин;
стереотипы о содержании труда (для женщин — экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда; инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд)
стереотипы о разделении семейных и профессиональных ролей (для женщин главными социальными ролями являются семейные роли — мать, хозяйка; для мужчин – профессиональные).
Гендерная социализация – процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. В нем находят отражение меняющиеся обстоятельства и приобретаемый опыт личности, но основой и материалом для построения гендера служит система представлений о мужественности и женственности, находящая отражение в культуре и усвоенная личностью в детстве и подростковом возрасте.
Этапы гендерной социализации
Возрастная группа | Базовые характеристики | Ведущие виды деятельности |
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования | Закладываются основы представлений о гендерных различиях, создается гендерно типичная воспитательная среда посредством выбора игрушек, игр, детской литературы, круга общения, одежды, прически | Предметная, игровая |
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования | Происходит осознание базовых признаков и социальных норм мужественности и женственности. Особое внимание уделяется ролевым моделям своего пола, отмечается стремление ребенка быть лучшим мальчиком или девочкой | Учебно-игровая, трудовая, досугово-развивающая |
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования | На подростковый возраст приходится наибольшая интенсивность гендерного познания, освоение и реализация соответствующих ролей и стереотипов | Учебная, трудовая, досугово-развивающая |
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования | Происходит выстраивание собственного гендерного профиля личности, отмечается критическое отношение к гендерным стереотипам и всем проявлениям дискриминации по половому признаку, стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола | Учебно-профессиональная, внеучеб-ная творческая |
Обучающиеся в высших учебных заведениях | Происходит закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формируется ответственное отношение к объекту любви | Учебно-профессиональная, общественная, внеучебная творческая |
Гендерное воспитание как вид воспитания представляет собой целенаправленное формирование личности как представителя определенного пола на основе развития у нее определенных отношений к себе и окружающим с учетом половой принадлежности, мировоззрения, свободного от гендерных стереотипов, форм поведения, не допускающих проявлений дискриминации по половому признаку (предотвращение всех форм насилия и торговли людьми), и коммуникативных умений, позволяющих конструктивно общаться с представителями своего и противоположного пола.
Целью гендерного воспитания является формирование у учащихся гендерной культуры — представления личности о жизненном предназначении мужчин и женщин и присущих им положительных качествах и чертах характера, а критерием ее сформированности является установление правильных взаимоотношений между полами, стремление к взаимопониманию.
Критериями сформированности гендерной культуры личности в данном контексте являются:
• знания о психофизиологических особенностях представителей обоего пола;
• понимание традиционного для национальной культуры
образа мужчины и женщины;
• представления о социально одобряемых качествах мальчиков, юношей, мужчин и девочек, девушек, женщин;
• представления о жизненном предназначении мужчин и
женщин, их месте и роли в историческом процессе и
современном обществе;
• принятие своей гендерной роли и готовность к ее исполнению;
• критическое отношение к гендерным стереотипам, осознание права личности на собственный выбор;
• представление о гендерном равноправии и недопустимости всех проявлений насилия и дискриминации по признаку пола;
• толерантное отношение к представителям обоих полов, стремление к достижению взаимопонимания;
• умение конструктивно общаться с представителями обоего пола.
Можно выделить следующие факторы, значимые для гендерной социализации в системе образования в целом и для гендерного воспитания в частности:
• гендерный профиль учебного заведения (гендерная стратификация профессии педагога, распределение представителей обоего пола в служебной иерархии);
• содержание предметов;
• личность преподавателя (гендерные установки и стиль общения преподавателя);
• гендерный профиль учебной группы (соотношение количества представителей обоего пола, стиль взаимоотношений членов группы);
• система воспитательной работы.
Наиболее оптимальными путями разрешения проблем, выявленных в процессе исследования педагогических условий гендерной социализации учащихся в системе общеобразовательной школы являются:
• привлечение мужчин-педагогов в среднюю школу;
• повышение гендерной культуры педагогов;
• совершенствование системы работы по воспитанию гендерной культуры учащихся;
• сотрудничество со специалистами медицинского и юридического профиля;
• введение в программу общеобразовательной школы специальных гендерно ориентированных курсов и факультативов;
• включение в учебники и учебные пособия научно подтвержденной информации о психофизиологических различиях представителей обоих полов, сообщение сведений о роли мужчин и женщин в историко-культурном процессе;
• психолого-педагогическое сопровождение детей из неполных семей;
• налаживание системы эффективного взаимодействия педагогов с семьей.
Гендерное образование методически строится на принципе: «объясни мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне принять участие – и я пойму».
Условия эффективности формирования гендерной культуры учащихся в школе (формы и методы работы):
1. Проведение факультативных занятий гендерной проблематики («Гендер и гендерология», «Психологические особенности мужчин и женщин», «Мужчины и женщины в истории и современном мире», «Гендерное знание как путь к гармонии во взаимоотношении полов», «Брак и семья в современном мире», «Права человека: гендерный аспект»)
2. Организация исследовательской работы по изучению гендерных проблем современного общества и образования.
3. Культурно-массовая работа (проведение циклов или отдельных мероприятий гендерной тематики, деятельность неформальных клубов, кружков и объединений по интересам гендерного направления: «Я — настоящая женщина», «Хозяюшка», «Я — настоящий мужчина», «Я — глава семьи», «Мастер на все руки», «Искусство понимать друг друга», «Счастливая семья».
4. Использование интерактивных технологий (семинары, тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должен стремится будущие мужчины и женщины, внедрению системы ценностей для мальчиков и девочек. Целесообразно использовать такие современные формы организации учебно-воспитательного процесса, как ролевые игры, часы общения, откровенные разговоры, гостиные, диспуты, просмотр видеофильмов, журналов..)
5. Информационно-пропагандистская работа (оформление
стендов, посвященных гендерным проблемам, выпуск стенгазет, проведение тематических выставок, конкурсов плакатов, коллажей).
6. Индивидуальная работа с учащимися (психологическое
и педагогическое консультирование, сотрудничество с медиками, юристами, работниками правоохранительных органов, налаживание конструктивного взаимодействия с семьей).
7. Повышение гендерной культуры педагогов и родителей,
ориентация на гендерно демократичные и гуманистические методы взаимодействия с воспитанниками.
Количество практических занятий должно преобладать.
Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры личности заключается в проведении мероприятий, способствующих созданию представлений о роли мужчины и женщины в современном обществе; усвоению учащимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные роли»; формированию понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к любви, браку, материнству и отцовству; стремлению к достижению понимания во взаимоотношениях.
Учитель является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек.
Важно проводить занятия, в которых между учащимися будут царить равноправие отношений, например, когда учащиеся сидят по кругу, держаться за руки. В ходе таких занятий они учатся искусству общения, учатся уважать друг друга, выслушивать чужие мнения, а также умению откровенно рассказывать свою историю.
Информация о работе Основы формирование гендерной культуры учащихся