Основы этнопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части раскрывается основное понятие этнопедагогики, для его она вообще предназначена и какую роль играет в нашей жизни. Так же представлены ее влияние на воспитание ребенка в семье и в чем ее эффективность

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
1. Понятие этнопедагогики и ее функции……………………………
2. Идеи этнопедагогики в семейном воспитании……………………
3. Эффективность народного воспитания……………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

этнопедагогика.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Очень важна роль этнопедагогики в  формировании национального самосознания, преодоления отчуждения к другим этносам. Этнопедагогика способствует всестороннему развитию личности, включая  умственное, трудовое и физическое воспитание.

Однако, располагая широким спектром задач, народная традиция воспитания была в первую очередь ориентирована  на нравственное воспитание. Ярким  примером, отражающим такое воспитание, является этнопедагогика русского народа. Важная особенность этнопедагогики – её природосообразность, существующая благодаря естественности народных традиций воспитания, гармонической включенности в процессы окружающей среды. Воспитывая своих детей, наши предки стремились сформировать у них представление о красоте природы, о месте человека в ней, о необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Народные игры, способствуя  интеллектуальному и физическому  развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. Отметим, что  в играх в значительной степени  нашли отражение национальные особенности  русского народа. Игры, хозяйственно-бытовой  уклад, мировоззрение народа всегда были тесно связаны с исторической судьбой этноса. Народные игры прививали ребенку уважение к национальным обычаям, формировали качества личности, ценные для этноса, осуществлялось приучение подрастающего поколения к правилам и нормам поведения.4

Роль слова как педагогического  фактора играет в этнопедагогике определяющую роль, особенно в деле морально-нравственного воспитания. Великий чешский педагог Я.А. Коменский  утверждал, что в духовной культуре народа родной язык – одно из самых ценных сокровищ. Нежную любовь к своей Родине, к своему народу Коменский выражает, проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей были подлинно народными. Первое и главное требование к ним – изучать, любить родной язык, устное творчество народа. Патриарх педагогики с прискорбием пишет: "…народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу всё передаётся на родном языке…" Народный педагог, по мнению Я.А. Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

Для А.С. Макаренко, как  для Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского, народ представляется величайшим педагогом. Необходимо отметить, что одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Для А.С. Макаренко родной язык – проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая. Великий советский педагог отмечает, что родной язык – естественная потребность любого человека, что у народа нет ничего дороже родного языка и выше любви к Родине.

Факторами народного  воспитания выступают словесные  средства: пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, былины, басни, притчи, прибаутки, скороговорки, назидания, вразумления. Количество словесных форм воздействия на чувства, на сознание и поведение в народной педагогике велико: поучение, наставление, увещевание, упрёк, осуждение, завет и многое другое.

В трудах великого советского педагога В.А. Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классиков педагогики о родном языке. Он постоянно внушал учителям и родителям: "Словом своим деды и прадеды наши передали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего – любовь к родному языку". По мнению великого педагога, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: "Важнейшим средством воздействия на ребёнка, облагораживающим его чувства, душу и мысли, переживания, являются красота и величие, сила и выразительность родного слова".

В этнопедагогике русских  по традиции одно из важнейших мест занимают сказки. Простота, искренность, непосредственность сказки воспринимается психикой, позволяет достичь гармонического сочетания умственного и нравственного развития.

Русский народ, создавая сказки, стремился отразить в них  свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и стремится передать подрастающему  поколению то, что воспевается  в сказках: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие, противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.

Этнокультура русского народа сохраняет уникальное песенное творчество, а оно, как и сказки, способствует нравственному воспитанию и укреплению морали, поскольку в  нём отражается всё мировоззрение народа. Песни, складываясь на протяжении многих тысячелетий, постоянно испытывали естественный отбор. Следует отметить, что в самом их смысловом содержании заложены и хранятся воспитательные функции. Музыкально-поэтическое творчество играет огромную роль в формировании личности человека (колыбельные, пестушки, хороводы, трудовые, обрядовые, исторические, лирические, семейно-бытовые, частушки), все они способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию.

Этнокультура – это  ценностная сфера сознания каждого, даже маленького народа, со своей выстроенной  в историческом пространстве системой жизнеобеспечения, способствующей взаимодействовать  с другими этнокультурами в общей  системе мировой культуры.

Следует выделить особую роль пословиц в деле воспитания. Поговорки и пословицы, являясь концентрированным выражением народной мудрости, всегда отвечали различным духовным потребностям людей: познавательным, этическим, эстетическим. Пословицы русского народа являются четко выстроенной системой позитивных идеалов, которые направлены на нравственное воспитание. Смысловая нагрузка пословиц и поговорок несёт в себе воспитательные функции, которая указывает, что человек должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим свою Родину. Необходимо привести слова Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), написанные в предисловии сборника, собранного и составленного Владимиром Ивановичем Далем "Пословицы русского народа": "Труд великого собирателя этого несметного богатства послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего".

Исключительное место  в жизни русских людей занимало религиозное воспитание. Идеи Православия  как воспитательный потенциал эффективно использовались в народной педагогике. Воспитание в Православии основано на десяти заповедях. Первой заповедью Бог повелевает познавать и почитать Его, как единого Бога, и никого и ничего другого за Бога не признавать и не почитать. Вторая заповедь гласит – не сотвори себе кумира, и всякого подобия его. Третья заповедь. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе (напрасно). Четвёртая заповедь учит – помни день субботний (день отдыха). Пятой заповедью Бог повелевает оказывать почтение к родителям. "Чти отца твоего и матерь твою". Шестая заповедь "Не убий" Бог запрещает убивать, а также изувечивать как себя самого, так и другого человека. Седьмой заповедью Бог запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Восьмой заповедью "Не укради" Бог запрещает отнимать или захватывать чужое имущество. Девятой заповедью "Не послушествуй (свидетельствуй)" Бог запрещает ложно свидетельствовать на кого-либо в суде; клеветать на другого человека. Заповедь эта повелевает: беречься всякой лжи. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего. Десятой заповедью Бог запрещает завидовать чужому добру и желать зла ближнему и повелевает, чтобы каждый человек был доволен своим достоянием. В Православной вере с раннего возраста дети приучались к молитве и исповеди, к терпению, выносливости, послушанию. В Православном храме во время многочасовой службы необходимо стоя слушать проповеди священника и по памяти вторить молитвы. Все эти факторы формировали нравственную культуру подрастающего поколения.

В семейной жизни русским народом ясно осознавалось значение личного примера в воспитании. В связи с чем в народной педагогике был выработан целый кодекс поведения родителей с детьми.

Другие факторы народной педагогики – труд, искусство народного  творчества, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию. Принимая участие в трудовой коллективной деятельности (толоки и помочи), эстетической деятельности (уличные дневные хороводы, вечерние хороводы, посиделки), подрастающее поколение перенимало и закрепляло нравственные принципы, выработанные этнокультурой русского народа.

Нравственные нормы  и ценности в этнической культуре приобретают и несут своё особое национальное звучание. Механизмом сохранения этих национальных ценностей, способствующих их развитию, является этнопедагогика.

 

3. Эффективность народного  воспитания

Многогранная жизнь  народа, его борьба и победы - основной и главный объект исторической и  других гуманитарных наук. К их числу  относится и этнопедагогика, предмет  которой - народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.

В чем эффективность  народной педагогики и сильные стороны  деятельности народных педагогов? В  каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение.

Этнопедагогика исследует  педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

До сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: "Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам". Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия  и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к  постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

 

Заключение

Воспитание и образование  в демократическом обществе не могут  эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как  систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Незабываема трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в местах высылки. Народная педагогика в таких невыносимо тяжелых условиях почти нелегально действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.

Список литературы

    1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М., 1985.
    2. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
    3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
    4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
    5. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. – 208 с.
    6. Историческая этнография. Вып. 1. Вопросы этнической истории народов России: межвузовский сборник / Отв. ред. проф. А.В. Гадло. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. - 202 с
    7. Кукушин, В. С. Этнопедагогика: учебное пособие / В. С. Кукушин. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 304 с.
    8. Педагогика //Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 

 

1 Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. – 208 с.

2 Кукушин, В. С. Этнопедагогика: учебное пособие / В. С. Кукушин. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. - 304 с.

3 Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.

4 Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.


Информация о работе Основы этнопедагогики