Основы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Итак, семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это составляет экономическую функцию семьи. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей.

Содержание работы

Сущность семейного воспитания………………………………………
Нравственное воспитание ребенка…………………………………….
Умственное развитие ребенка………………………………………….
Ошибки семейного воспитания………………………………………..
Родительский авторитет…………………………………………………
Игра как одно из важнейших условий воспитания ребенка…………
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная по ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 52.96 Кб (Скачать файл)

 

                             Содержание.

  1. Сущность семейного воспитания………………………………………
  2. Нравственное воспитание ребенка…………………………………….
  3. Умственное развитие ребенка………………………………………….
  4. Ошибки семейного воспитания………………………………………..
  5. Родительский авторитет…………………………………………………
  6. Игра как одно из важнейших условий воспитания ребенка…………
  7. Заключение………………………………………………………………
  8. Список использованной литературы………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где  он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. В семье могут формироваться  все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание —  сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая  обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их.

 В семье, которая имеет несколько детей, появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива, что обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется, так как, в семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре. 

 Итак, семья — единственный  и незаменимый производитель  самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет она  эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только  от нее, но и от общества. Семья восстанавливает истраченные  на производстве силы своих  взрослых членов, ведет свое хозяйство,  имеет свой бюджет, организует  потребительскую деятельность. Все это составляет экономическую функцию семьи. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.

С экономической функцией тесно связан вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей. Такое положение тоже нельзя считать нормальным, детям она не может заменить отца. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домом.

 Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

  1. Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного опыта; высоконравственного отношения к труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
  2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
  3. Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения  в семье и ее общение с окружающими. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково.   

 Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Выходит, воспитательная функция  органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Семейный досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение театров, кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, прогулки на природу и т.п. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе. Родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной семьи.

Семейное воспитание также  имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Положительное воздействие  семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья является главным институтом воспитания. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи обусловлена  тем, что в ней ребёнок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются  основы личности ребёнка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформирован как личность.

 

                 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание.

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.

Нравственные ценности, ориентиры  и убеждения личности заключаются  в семье. Семья – это особого  рода коллектив, который формирует  нравственный мир ребенка.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

  1. мотивационно-побудительный;
  2. эмоционально-чувственный;
  3. рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней  состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок хочет быть хорошим. Именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

 Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности  начинаются с отзывчивости. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. Другой элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которая звучит так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм. И последним элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра формируется у детей на примере жизни взрослого.

        Одним из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств. Особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей.

 

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все чаще, родители в процессе умственного воспитания ребенка  действуют следующими методами: либо все ему скажут, все объяснят и все покажут, либо не позволяют ему вовсе рассуждать и постоянно твердят только о послушании, или же они без толку восхищаются сомнительными проявлениями его самодеятельности и стараются поощрениями возбудить его к продолжению. Если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности, между тем как самостоятельным наблюдением над явлениями он составлял бы себе ясное представление о получаемых впечатлениях, он привыкал бы логически мыслить. Развитие ребенка и состоит в уменье сосредоточивать внимание над получаемым впечатлением и умственным трудом преодолевать препятствия к пониманию его. В том случае, когда суждение дается уже готовым и сообщаются одни выводы, последние будут усваиваться только памятью, вместо того чтобы подготовлять и развивать у ребенка умственную работу, с помощью которой добыты переданные ему выводы и заключения. Вообще ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-либо явление и если его рассуждение оказывается верным; точно так же доставляет ему удовольствие то, что он сам сделал и чего достиг без указания других. Требования же взрослых, могут часто превышать уровень его уменья и подготовки, что для ребенка будет сопровождаться страданием, отталкивающим его от такой работы. Достигнутый результат уже возбуждает ребенка к продолжению работы, и нет никакой нужды еще усиливать эти естественные стимулы похвалою или наградой, – это может только повредить ребенку.

Информация о работе Основы семейного воспитания