Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:00, реферат
Вопрос о природе агрессивности всегда интересовал представителей всех психологических школ. Наиболее остро эта проблема встала в современном обществе, где люди все чаще и чаще руководствуются принципом конкуренции. Психологи-практики подчеркивают, что жалобы на проявления детской агрессии одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.
Исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение многих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.
Вторая форма, врожденная деструктивность, проявляется в злобном и враждебном поведении, связанным с переживанием интенсивного дистресса и боли, но может вызываться так же особым удовольствием причинять боль и явным желанием делать это. Причем агрессивные черты в поведении детей наблюдались с первых дней жизни. Даже у новорожденных детей наблюдались реакции ярости. Но младенец в первые месяцы жизни не осознает своих желаний что-нибудь разрушить или навредить кому-либо. Способность иметь такое желание не возникает ранее первого года жизни. К концу первого года, наблюдается реакция ярости у детей, без труда можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности и нередко оно сопровождается желанием причинить вред. Примером этого может служить тот случай, когда ребенок гневно швыряет игрушки, если его против воли усаживают в коляску.
Наблюдения
за детьми (даже в тех случаях, когда
их поведение исключает
Подобная форма агрессивности, носящая характер амбивалентности, хорошо известна специалистам, работающим в области психического здоровья. Именно она может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, острого чувства вины, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств.
И. А. Фурманов предлагает
следующую классификацию
По направленности на объект агрессию разделяют на:
1) внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Пример: ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и т.д.;
2) внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием, а иногда и самоистязанием.
По способу выражения существует:
1) произвольная, возникающая из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-нибудь несправедливо, кого-нибудь оскорбить;
2)непроизвольная,
представляющая собой
По конечной цели выделяют:
1) инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства. Пример: врач, который делает операцию больному с целью спасти его жизнь, причиняет ему совершенно определенную физическую боль и душевные страдания;
2)враждебную (деструктивную),
когда в действиях
По форме выражения различают:
1)физическую агрессию – предпочтительное использование физической силы против другого лица;
2)вербальную
агрессию – выражение
3) косвенную агрессию – действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком. Пример: несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика;
4)негативизм
– оппозиционная форма
Таким образом, аутоагрессия является одним из видов, а также одним из способов проявления агрессии. Особенности данного вида агрессии будут рассмотрены в следующем параграфе.
Аутодеструктивные
действия можно классифицировать следующим
образом:
1. По влиянию на область человеческого
бытия: физические, психические, социальные, духовные.
2.Структурные
характеристики: а) уровневые проявления:
идеаторный, аффективный,
3.Динамические
характеристики: а) по темпу формирования:
острые, подострые, хронические б)
по временным показателям:
4.По связи с заболеванием или его обострением:
а) морбидные б) внеморбидные (пре- и постморбидные);
5.По влиянию
на течение болезни: а)
А.А.Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по мнению исследователя, представляет собой не просто изолированную личностную черту, конкретную особенность, но является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности, как показывают результаты исследования, могут быть выделены 4 субблока:
1) характерологический
субблок аутоагрессивного
2) самоооценочный субблок (связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности);
3) интерактивный
субблок (выявляет связь
4) социально-перцептивный
субблок аутоагрессивного
Случаи аутоагрессии не так уж редки в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чаще всего наказание себя, причинение себе боли – это реакция на собственные неудачные действия и поступки, которые могут вызвать недовольство окружающих. Аутоагрессия не возникает самопроизвольно, а является проявлением усвоенных форм агрессивного поведения.
Скорее всего, малышей, практикующих аутоагрессию, достаточно серьезно наказывали в раннем детстве. Но не сама жестокость наказаний – причина подобного поведения. Оно возникает под влиянием психотравмирующих воздействий: разгневонности взрослых, их яростного недовольства своими детьми. Крики, искаженные ненавистью лица родных более всего пугают детей. Панические настроения, страхи малыша могут стать настолько сильными, непереносимыми, что он начинает наказывать себя сам, как бы опережая реакцию взрослых и в определенной мере предупреждая ее.
Другой причиной аутоагрессии является сверхвысокая эмоциональная чувствительность детей. Вид чужого страдания и слез (мамы, бабушки) для них практически невыносим. Часто взрослые могут пользоваться этой особенностью детей, как действенным средством манипулирования ими. Эмоционально чувствительные дети боятся стать причиной чужого страдания. Если же по неосторожности или в сильной запальчивости они наносят физический ущерб кому-то из близких или знакомых людей, то сами переживают в несколько раз сильнее пострадавшего. Здесь-то и появляются случаи самонаказания.
Терпимость и сдержанность со стороны взрослых скорее помогут ребенку успокоиться, чем крики, вопросы, вид испуга и растерянности. Следует также обратить внимание родителей на то, что аутоагрессивные действия бывают одним из проявлений невроза. В этом случае стремление нанести себе ущерб постоянно реализуется в форме навязчивого выдергивания волос на голове, бровей и ресниц (трихотилломания), покусывания губ, слизистой щек, кожи пальцев и др. Такие действия являются следствием психической травмы (чувства досады и вины) или реакцией на психотравмирующую ситуацию (отрыв от матери, например, при госпитализации, при направлении в круглосуточную группу детского сада, к родственникам). Часто при “ликвидации” психотравмирующей ситуации и при “залечивании” психической травмы подобные невротические реакции прекращаются.
В рамках данной работы были рассмотрены особенности проявления
агрессии и аутоагрессии в дошкольном
возрасте. По результатам данной работы
можно сделать следующие выводы:
1.Понятия агрессия
и агрессивность не
2. Агрессия как
форма поведения встречается
у значительного числа детей до
3. Л.С.Выготский
стоял на позиции системного подхода к
изучению феномена детской агрессии. Он
полагал, что в основе агрессии лежит врожденный оборонительный
рефлекс, однако его реализация подвергается
значительной трансформации в процессе
социализации ребенка в зависимости от
складывающихся отношений с окружающей
средой.
4. Существует несколько оснований для
классификации агрессии. По направленности
на объект агрессию разделяют на:
1) внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Пример: ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и т.д.;
2) внутреннюю (ауто),
характеризующуюся выражением обвинений
или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями
совести», занимается самонаказанием,
а иногда и самоистязанием.
5. Аутоагрессия – агрессия, направленная
на себя. Аутоагрессия не коррелирует
ни с какими другими шкалами агрессии.
Это подчеркивает особенность феномена
аутоагрессии внутри общей проблематики
психологии агрессии.
6. Случаи аутоагрессии не так уж редки
в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Чаще всего наказание себя, причинение
себе боли – это реакция на собственные
неудачные действия и поступки, которые
могут вызвать недовольство окружающих.
Аутоагрессия не возникает самопроизвольно,
а является проявлением усвоенных форм
агрессивного поведения.
1.Выготский Л.С.
2.Жмуров Д.В. Насилие (агрессия) и литература. – СПб: Речь, 2011.
3.Завражин С.А.
Агрессивные фантазии в
4.Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5.Колосова С.Л.
Детская агрессия. – СПб: Питер,
2011.
6.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство
по детской терапии. – М.: Эксмо, 2011.
7. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – Спб.: прайм-Еврознак, 2010.
8. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М.: Просвещение, 2009.
Информация о работе Особенности агрессивности и проявления агрессии в дошкольном возрасте