Особенности формирования личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

В последнее десятилетие криминогенная обстановка в обществе резко ухудшилась. Преступность, являясь дестабилизирующим фактором общественного развития, обнаружила тенденцию к интенсивному росту. Ее масштабы стали представлять реальную угрозу национальной безопасности. Причиной тому послужил всесторонний (политический, социально-экономический, идеологический, социокультурный, экологи-ческий) кризис, который неизбежно инициировал рост преступного поведения всех возрастных категорий, не оставив в стороне и наименее защищенных - детей и подростков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Глава I. Психологические особенности формирования личности несовер-шеннолетнего преступника…………………………………………………..3
1.1 Проблема несовершеннолетних в юридической психологии…………3
1.2 Социопсихологические особенности подросткового возраста как при-чины нарушений поведения………………………………………………….5
Глава II. Причины и профилактика преступности среди несовер-шеннолетних……………………………………………………………………7
2.1 Социальные факторы, влияющие на рост преступности среди несовер-шеннолетних……………………………………………………………………7
2.2 Профилактика преступности несовершеннолетних……………………11
Заключение……………………………………………………………………14
Литература……………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Несов. правон..docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

 

Особенности формирования личности несовершеннолетних правонарушителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

Глава I. Психологические  особенности формирования личности несовер-шеннолетнего преступника…………………………………………………..3

1.1 Проблема несовершеннолетних  в юридической психологии…………3

1.2 Социопсихологические  особенности подросткового возраста  как при-чины нарушений поведения………………………………………………….5

Глава II. Причины и профилактика преступности среди несовер-шеннолетних……………………………………………………………………7

2.1 Социальные факторы,  влияющие на рост преступности  среди несовер-шеннолетних……………………………………………………………………7

2.2 Профилактика преступности  несовершеннолетних……………………11

Заключение……………………………………………………………………14

Литература……………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее десятилетие  криминогенная обстановка в обществе резко ухудшилась. Преступность, являясь  дестабилизирующим фактором общественного  развития, обнаружила тенденцию к  интенсивному росту. Ее масштабы стали  представлять реальную угрозу национальной безопасности. Причиной тому послужил всесторонний (политический, социально-экономический, идеологический, социокультурный, экологи-ческий) кризис, который неизбежно инициировал рост преступного поведения всех возрастных категорий, не оставив в стороне и наименее защищенных - детей и подростков.

В условиях российской действительности преступность несовер-шеннолетних стала представлять, пожалуй, самую серьезную проблему. Известно, что ее состояние и тенденции - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Однако число несовершеннолетних, совершающих преступления, год от года растет. По сравнению с предшествующими десятилетиями неуклонно растет и доля совершаемых преступлений, относящихся к категории тяжких. Этот рост, за некоторым исключением, зафиксирован во всех регионах России. По данным уголовной статистики, каждый десятый преступник по стране - это подросток.

Претерпела кардинальные изменения и мотивация преступного  поведения: возрастает число преступлений, носящих не ситуативный, а предумышленный характер, имеющих не детскую, а взрослую мотивацию - корысть, жестокость, садизм, озлобленную агрессивность. Возрос удельный вес преступных посягательств, сопровождающихся элементами цинизма, дерзости, глумления над людьми, жестокостью Саблина Л.С., Гомонов Н.Д., Баженов А.В. Криминогенное поведение несовершеннолетних./ Под общ.ред. В.П.Сальникова. - Спб.: Фонд «Университет», 2003. - с.3..

 

 

 

 

 

 

I. Психологические  особенности формирования личности  несовершеннолетнего преступника

1.1 Проблема  несовершеннолетних в юридической  психологии

За совершением каждого  преступления стоит личность конкретного  подростка, формирование которой является результирующей действия целого комплекса  криминогенных факторов, имеющих  социально-психологическую природу. Саблина Л.С., Гомонов Н.Д., Баженов  А.В. Криминогенное поведение несовершеннолетних / Под общ.ред. В.П.Сальникова. - Спб.: Фонд «Университет», 2003. - с.3-4 Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней  среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают  так называемые «трудные», педагогически  «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка  чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие  опыт антисоциального поведения. У  большинства таких подростков в  структуре личности доминируют отрицательные  качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность  и т. п. Васильев В.Л. Юридическая  психология. - Спб.: Питер, 2005 г. - 655 с. Для  всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь преступлений, выбор  такого варианта поведения непосредственно  или в конечном счете связан с  личностными деформациями, часто  выражающимися в узости и неразвитости позитивных общественных связей, бедности форм деятельности, бессодержательного досуга. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. - с.33 Также у этих подростков отмечается общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к общественным нормам поведения, культивирование вражды с определенными группами подростков и т.д. Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в 3-4 раза реже, чем у подростков с позитивным поведением.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих  преступления, относятся и достаточно глубокие деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Характеризуя особенности ценностных ориентации, приходится иметь в виду, что так как исследования всегда проводятся после совершения преступлений (чаще всего в процессе исполнения наказания), многие из выявленных дефектов приобретены ими на этом, не самом  лучшем для них, этапе формирования личности. В этих условиях очень сложно выделить черты личности, сохранившиеся в неизменном виде с момента предшествовавшего преступлению и черты, ослабленные или усиленные после этого, а также вновь приобретенные.

Эти деформации проявляются  как в выборе перспективных и  текущих целей, так и в выборе средств достижения целей. Здесь, как  правило, имеют место «ножницы», разрыв между известными, одобряемыми  в принципе ценностями нашего общества и фактически используемыми ими  в повседневном поведении в качестве «руководства к действию» ценностями, ориентированными в основном на требования референтной для них, чаще всего  нездоровой в социальном отношении  микросреды. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются  этими подростками, исходя из групповых  ценностей. Жизненные цели смещаются  у них в сторону психологического комфорта в группе, сиюминутных удовольствий, потребительства. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся  всячески облагораживать их мотивы, искажать оценку поведения потерпевших. У  них четко фиксируется позиция  одобрения или «понимания» большинства  преступлений, отрицания или предельного  смягчения собственной ответственности. В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового  или любого другого правового  запрета, если «очень нужно», в том  числе, если это требуют интересы группы. Закон рассматривается как  совокупность неприемлемых ими запретов, а не как правила одобряемого  государством и обществом поведения. Необходимость соблюдения его требований соотносится прежде всего со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность  также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим  чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях  в морально-эмоциональной сфере, характерных лицам, совершающим  преступления Там же, с.36-38.

 

 

 

 

1.2 Социопсихологические  особенности подросткового возраста  как причины нарушений поведения

Психологические особенности  подросткового возраста, когда они  резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные  ими нарушения поведения -- «пубертатного  криза» (Homburger F., 1926) Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у  подростков. Ленинград: «Медицина», 1983 г.

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно  без достаточных причин, а также  ряд других полярных качеств, выступающих  попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность  порою уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость -- с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими -- с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными  идеалами -- с обожествлением случайных  кумиров, а чувственное фантазирование -- с сухим мудрствованием.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или  в конечном счете связан с личностными  деформациями, часто выражающимися  в узости и неразвитости позитивных общественных связей, бедности форм деятельности, бессодержательности досуга. Имея в  виду особую воспитательно-профилактическую значимость формирования у граждан  позитивного отношения к общественно  полезной деятельности, криминологи  часто и тщательно в последние  годы анализировали потребности  и интересы несовершеннолетних, проявляющиеся  в их отношении к учебе и  работе. То, что удалось выявить, свидетельствует о существенных отличиях правонарушителей по этим параметрам от тех, кто преступлений не совершает.

Особенности потребностей, интересов, отношений в сфере  ведущей деятельности характерные  для несовершеннолетних, совершающих  преступления, включают, прежде всего, стойкую утрату связей с учебным  либо трудовым коллективами, полное игнорирование  ими правовых требований и нравственных оценок. Несмотря на то, что в настоящее  время по уровню образования (определяемому  по формальным показателям прохождения  школьного обучения) отстают от сверстников  лишь 5-9% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз  больше лиц, систематически пропускающих занятия без уважительных причин, в шесть-семь раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих  ценностных ориентации подростка, такое отношение к учебе существенно затрудняет его социализацию, как и ресоциализацию в процессе исправления и перевоспитания.

В производственной сфере  их характеризует отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (т.е. как к возможности извлечь  из нее только материальную и иную потребительскую выгоду), отсутствие связанных с ней длительных планов, отчужденность от задач производственного  коллектива, его нужд.

Как отмечал в своих  исследованиях К.Е. Игошев, изученного им контингента преступников не проявляли  интерес к общению с членами  трудового коллектива, предпочитая  контакт со «своей» группой по месту жительства и проведения досуга, а 8% - с соучастниками по преступной деятельности и ранее судимыми лицами. Сходные данные об отношении несовершеннолетних преступников к учебному коллективу приводит В.Ф. Трегубов Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. - М.: Изательство «Юрлитинформ», 2003. - с.33-34. По его сведениям, семь из каждых десяти таких лиц утратили интерес к нуждам коллектива и  чувство стыда за поступки, осуждаемые общественным мнением. По данным Г.М. Миньковского и д.П. Тузова, из числа работающих на момент совершения преступления шесть-семь из каждых десяти подростков характеризовались  отчуждением от коллектива, малочувствительностью  к осуждению их плохой работы, недисциплинированностью, ориентацией на «свою» группу по месту  проведения досуга.

В последние годы стремление к достижению успехов в учебной  и производственной деятельности у  правонарушителей все больше замещается досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких лиц ориентируется  на эту сферу. Именно здесь фиксируются  и гипертрофируются потребности  и интересы, связанные с погоней  за материальными благами, информацией, значимой для данной микросреды, и  т.д.

В отличие от личности с  позитивными, одобряемыми обществом  интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение  формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально-негативной потребности. Соответственно искаженному  развитию потребностей развиваются  и привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения. Наличие явно выраженных, негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в  подъездах и т.п., зафиксировано  не менее чем у 2/3 лиц, совершавших  преступления и иные правонарушения. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков  В.Д. Дети, лишенные свободы. - М.: Изательство  «Юрлитинформ», 2003. - с.35.

Глава II. Причины  и профилактика преступности среди  несовер-шеннолетних

2.1 Социальные  факторы, влияющие на рост подростковой  преступности

Кризисные явления в экономике, политике, социальной и духовной сферах общества устранили традиционные формы  социального контроля, системы воспитания и профилактики девиантного поведения. Из-за отсутствия материальных средств  общеобразовательные, культурно-просветительные  и правоохранительные органы, а во многих случаях просто отказались от воспитательной и профилактической работы.

Существенно сократилась  численность реабилитационных учреждений, баз отдыха и досуга населения. Все  сильнее сказываются такие факторы  как: семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия  на телевидении, свободная продажа  спиртных напитков.

Но одна из основных причин возникновения преступности заключается  в резком ухудшении социально-экономической  ситуации, снижении жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих подростков (заработать) законным путем  удовлетворить свои потребности.

Также следует сказать  и о нравственной стороне жизни. За последние годы широкое распространение  получила проституция и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания. Регулярный просмотр таких фильмов  провоцирует подростков на противоправные действия, в том числе совершения преступлений на сексуальной почве.

Информация о работе Особенности формирования личности несовершеннолетних правонарушителей