Особенности этнокультурного воспитания старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:19, доклад

Описание работы

В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

Файлы: 1 файл

особенности этнокультурного воспитания в доу.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

принцип научности (включает отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники; применение методов изучения учебного материала, адекватных соответствующим наукам; вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности; формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обобщения, использовать индукцию и дедукцию);

личностно ориентированный  принцип предполагает: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опору на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии; индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса; организацию педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников; создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса; взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников; развитие у каждого воспитанника способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром; учить воспитанников оценивать свои действия и предвидеть их последствия; формировать способность отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию; учить противодействовать негативному внешнему влиянию; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей [45; 48].

Из всего  выше сказанного нами определены следующие  приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.

6. Использовать устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

В своем исследовании мы придерживаемся позиции Концепции  дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Психологические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим дошкольный возраст справедливо рассматривается как период складывания личности, "период ее социализации" и приобщения личности к культуре.

Таким образом, анализ специфики воспитания детей старшего дошкольного возраста в контексте освоения родной культуры позволяет сделать следующие выводы.

Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым.

Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.


Информация о работе Особенности этнокультурного воспитания старших дошкольников в ДОУ