Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:44, доклад
Для достижения единства дидактики и методики Л.В. Занков открыл для педагогической науки понятия «единая методическая система» и «ее типические свойства»: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. Методическая система, охватывая все учебные предметы, является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация самостоятельной поисковой деятельности, развитие коммуникативных способностей, навыков самообразования, формирование общеучебных умений и пр.
Раскроем общие для всех комплектов подходы к решению проблем, наиболее актуальных для современной педагогики.
Тема
3. Особенности методики системы
развивающего обучения
Л.В. Занкова и возможности
ее использования
в практике начального
обучения
Для достижения единства дидактики и методики
Л.В. Занков открыл для педагогической
науки понятия «единая методическая
система» и «ее типические свойства»:
многогранность, процессуальность, коллизии,
вариантность. Методическая система, охватывая
все учебные предметы, является реальным
механизмом для достижения таких приоритетов
современного начального общего образования,
как системная организация самостоятельной
поисковой деятельности, развитие коммуникативных
способностей, навыков самообразования,
формирование общеучебных умений и пр.
Раскроем общие для всех комплектов подходы
к решению проблем, наиболее актуальных
для современной педагогики.
3.1. Построение содержания
обучения
Содержание обучения строится с учетом
трех факторов: цель - оптимальное
общее развитие каждого школьника; возрастные
и индивидуальные особенности обучаемых;
образовательные государственные нормы.
Последний фактор гарантирует ученикам
занковских классов безболезненный переход
в любой другой класс или школу на любом
этапе обучения.
Материальной основой общего развития
является богатое содержание, представляющее
не отдельные факты и явления, а их существенные,
взаимообусловленные связи. Поэтому содержание
учебных курсов разработано на основе
межпредметной и (или) широкой внутрипредметной
интеграции, что соответствует такой возрастной
особенности младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления.
На основе широкой внутри-предметной интеграции
построен курс математики, в котором органично
сочетается содержание арифметики, геометрии,
начал алгебры, истории математики.
Именно интегрированный курс, у которого
есть возможность представить детям разные
стороны действительности, создает условия
для включения в активную учебную деятельность
учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным,
наглядно-образным, словесно-образным
и словесно-логическим. Залогом этого
служит разноуровневое содержание, позволяющее
подходить к его анализу многоаспектно.
Постепенно будет складываться опыт рассмотрения
одного и того же объекта с разных точек
зрения, опыт установления всех возможных
связей, которые и создают данный объект
или явление. Это значит, что каждый элемент
знаний будет усваиваться только в связи
с другими и обязательно внутри определенного
целого.
«Повторение пройденного» в таком случае
органично включается в изучение нового
материала, обеспечивая постоянность
этого повторения и быстрый темп прохождения
учебного материала. Непрерывное обогащение
ума школьника разносторонним содержанием
создает благоприятные условия для постепенно
более глубокого его осмысления, поскольку
оно включается в широко развернутую систему.
По этой же причине во многих программах
в рубрике «Требования к уровню подготовки
обучающихся» выделено содержание, которое
усваивается ими на уровне ознакомления.
Такое содержание необходимо как фон,
позволяющий глубже и ярче представить
основное программное содержание. В следующем
учебном году это уже знакомое содержание
становится основным, оно также осмысливается
на фоне содержания, необязательного для
данного года обучения, но необходимого
в будущем. Так создаются условия для многократного
оперирования одним и тем же содержанием
в течение длительного времени в разнообразных
связях и функциях, что в результате приводит к прочности усвоения
материала.
^ 3.2. Организация самостоятельной
поисковой деятельности
Организация самостоятельной поисковой
деятельности обеспечивается
заложенными в содержание и в методический
аппарат коллизиями (противоречиями,
проблемами).
Содержание структурируется таким образом,
чтобы при работе с ним учащиеся испытывали
максимальное умственное напряжение (дидактический принцип высокого
уровня трудности с соблюдением меры трудности).
«Трудность» рассчитана на ее преодоление
или самим учеником, или усилиями всего
класса, или совместно с учителем. Именно
в таком порядке. Мера трудности может
снижаться в зависимости от возможностей
каждого школьника: от намекающей помощи
до прямой помощи. Но сначала ученик должен
столкнуться с познавательной трудностью,
которая и вызывает эмоции, стимулирующие
поисковую деятельность школьника, класса.
При отборе содержания книг, при составлении
текстов и заданий авторы исходили из
того, что импульсом к началу познания
служит удивление. Такую эмоцию вызывают
коллизии. Они возникают, когда:
• ребенок сталкивается с тем, что ему
не хватает информации (ее избыток) или
недостаточно способов деятельности для
решения поставленной проблемы;
• он оказывается в ситуации выбора мнения,
подхода, варианта решения и т.п.;
• он сталкивается с новыми условиями
использования уже имеющихся знаний.
В учебниках эти ситуации реализованы
в конкретных учебных заданиях и ситуациях.
На фрагменте урока по математике (автор
учебника И.И. Аргинская и др.) покажем,
как проходила работа в конце 1 класса.
Обращаем особое внимание на атмосферу
урока, на настроение ребят.
Учитель: Найдите
«лишний» рисунок.
(Даны пять рисунков. На каждом рисунке
есть здание и дети. О различиях на рисунках
можно судить по ответам детей.)
Ученик 1: «Лишний»
пятый рисунок: на нем зима, а на остальных
весна.
Ученик 2: А еще
«лишний» первый рисунок: на нем дом, в
котором живут, а на остальных школа.
Ученик 3: «Лишним»
можно считать второй рисунок: везде дети
идут, а на нем стоят.
Ученик 4: «Лишний»
четвертый рисунок: на нем дети идут к
дому, а на остальных от дома.
Дальше наступила достаточно длительная
пауза. Возгласы детей: «Все, больше нет
ничего», «Неужели еще есть «лишнее»?»
Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще
вариант.
Ученик 5: Третий
рисунок «лишний»: на нем мальчиков меньше,
чем девочек, а на остальных поровну.
Аплодисменты, выкрики: «Молодец», «Ура!»,
«Вот это да!»
Дети: А может
быть, еще есть «лишнее»?
Еще рассматривают, других вариантов не
находят.
Легко заметить, что вначале первоклассники
выделили внешние, наиболее очевидные
признаки. Но постепенно перешли к более
скрытым признакам и, наконец, вышли на
чисто математический признак.
Содержание всех учебных предметов строится
таким образом, чтобы ученики постепенно
научились различать существенные
и несущественные признаки объектов и
явлений, научились рассматривать одно
и то же явление с разных точек зрения,
устанавливать всевозможные связи, видеть
новое в уже известном материале. Отметим,
что, когда ребенок длительное время фиксирует
свое внимание на одном содержании, воспитываются
воля к достижению цели, умение довести
дело до конца. В процессе такого сотрудничества
воспитывается личность ребенка в целом,
в том числе и коммуникативные качества.
Обучение не обещает ученикам легкой,
беззаботной жизни, так как невозможно
воспитать думающего, самостоятельного
человека без преодоления трудностей.
Заметим, что правильно построенные уроки
не вызывают у детей нервных перегрузок.
Наоборот, положительный настрой, интерес
к познанию, к мыслям друг друга, отсутствие
ненужных «карательных» мер - все это сводит
до минимума неизбежную усталость от работы
и не вызывает негативного отношения к
учебе. Спокойное и уверенное самочувствие
ребенка в классе является основным показателем
здоровьесберегающего характера обучения.
^ Гибкость, подвижность
методики - неотъемлемая черта развивающего
обучения. Сейчас, когда провозглашена
модернизация школы в направлении развития
индивидуальных возможностей каждого
ребенка, следует отойти от стандартизированных
способов обучения, которые могут выражаться
в алгоритмичной жесткости методики и,
на первый взгляд, безобидных памятках.
Союз автора учебного курса, учителей
и родителей занковцы видят в изучении
особенностей обучающихся и в создании
условий для их развития, что связано с
предоставлением максимального разнообразия
в содержании образования и методических
условиях работы с ним.
^ 3.3. Развитие коммуникативных
способностей
младших школьников
Развитие коммуникативных способностей осуществляется
в ходе реализации единой системы развития
устной и письменной речи. Об определяющем
жизненном значении этой стороны развития
детей разработчики системы говорили
уже в 50-е годы.
Общее развитие ребенка осуществляется
в процессе его поисковой деятельности
при взаимодействии с учителем, классом,
в целом с его окружением, поэтому в системе
особое внимание уделяется развитию коммуникативных
умений, способности работать в коллективе.
Этому служит, прежде всего, организация
учителем заинтересованного, содержательного
общения детей в процессе поиска решения
проблем на разных учебных предметах,
а также при непосредственном, во время
экскурсий, ознакомлении школьников с
окружающим миром. Обсуждения, дискуссии,
в целом разнообразие отношений и ситуаций
на уроках и вне уроков способствуют возникновению
у школьников опыта монологической
и диалогической речи, речи разговорной
и научной, воспитывают ответственность
за сказанное слово, умение доказать свою
точку зрения, выразить согласие и несогласие.
Примером интеллигентного общения является
учитель.
Единая система работы с
текстом распространяется не только на
русский язык и литературное чтение, но
и на курсы: окружающий мир, технология,
музыка, математика. Она реализована в
программах и в системе заданий к текстам.
^ 3.4. Формирование
общеучебных умений.
В данной системе обучения номенклатура
общеучебных умений определена в соответствии
с их необходимостью для осуществления
учебной деятельности: наблюдение, слушание,
чтение - информационно-ориентировочные
умения; классификация и обобщение
- операционально-исполнительские
умения; самопроверка и самоконтроль
- контрольно-коррекционные
умения. Этот подход позволил выделить
действительно необходимые и достаточные
для выполнения учебной деятельности
общеучебные умения и не просто их назвать,
а точно определить место и объем их функционирования
при выполнении любой учебной задачи.
Общеучебные умения и навыки являются
в начальной школе основой для формирования
такой универсальной способности человека,
как умение учиться.
Эта способность закладывается на
начальном этапе образования вместе с потребностью и желанием
учиться. В Концепции структуры и содержания
общего среднего образования особо выделена
задача развития навыков самообразования,
тесно связанная с формированием потребности
учиться, умением работать с информацией
и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль.
В рабочих тетрадях комплекта заложена
оригинальная и очень простая для ученика
и учителя система развития у детей адекватной
самооценки.
^ 3.5. Безотметочное
обучение
Безотметочное обучение является обязательным
условием развивающего обучения. При организации
процесса обучения как развивающего отметка
становится его тормозом: она разрушает
творческую атмосферу, мешает взаимопониманию,
взаимоподдержке. Еще в 50-е годы занковцы
отказались от поурочного балла, от текущих
отметок. Теперь всеми признано, что необходим
многомерный учет качественного результата
процесса обучения. Методика изучения
результативности образовательного процесса,
сложившаяся в системе общего развития,
охватывает всех его участников (школьника,
учителя, родителей), все этапы обучения
(особое внимание уделяется адаптационным
периодам в первом и пятом классах), раскрывает
разные стороны жизнедеятельности школьника
(учебную сторону и внеучебную).
Авторами комплектов разработаны формы
учета текущей и итоговой успешности продвижения
ребенка в развитии и усвоении программного
материала. В них фиксируется в качественных
(а не количественных) показателях достижения
каждого ученика. Изучение результативности
обучения обнаруживает зоны нашего (взрослых)
незнания ребенка. Сотрудники Федерального
научно-методического центра им. Л.В. Занкова
ищут эти знания, совершенствуя пути реализации
педагогических основ системы. Ради того,
чтобы каждый ребенок прожил в школе успешную
содержательную жизнь.
Цель обучения - достижение оптимального
общего развития каждого школьника - объективно
не может себя исчерпать, как не может
быть исчерпывающим любое знание о человеке,
о его индивидуальных особенностях.
Внедрение педагогической системы Л.В.
Занкова в практику обеспечивает качественное
изменение образовательного пространства,
перестройку педагогического мышления
и создает благоприятную среду для решения
задач модернизации российского образования.
В настоящее время для российских школьников-занковцев
изданы учебники нового (четвертого) поколения
по всем предметам для четырехлетней начальной
школы и комплекты для 5-6 классов (адаптационный
период). Новизна четвертого поколения
учебно-методического комплекта, разработанного
в системе Л.В. Занкова, определяется продвижением
авторов в разрешении основного решаемого
ими психолого-педагогического противоречия:
согласования ведущей роли обучения с
бережным отношением к внутреннему миру
ученика, т.е. в согласовании внешних и
внутренних факторов развития. Учебники
для основного звена школы являются победителями
конкурса по созданию учебников нового
поколения для средней школы. Конкурс
был проведен Национальным фондом подготовки
кадров и Министерством образования Российской
Федерации.
Учебники и учебно-методические пособия
полностью соответствуют современным
образовательным стандартам, санитарным
нормативам и правилам издания. Весь учебно-методический
комплект для начальных классов имеет
грифы Министерства образования, РФ «Рекомендовано»
и «Допущено».
^ 3.6. Курс математики
в системе Л.В. Занкова
Курс развивающего обучения в системе
Л.В. Занкова:
• создает благоприятные условия для
продвижения в развитии мышления, эмоционально-волевой
и нравственной сторон личности ученика;
• формирует устойчивый интерес к математике
как области общечеловеческой культуры;
• формирует умение самостоятельно добывать
знания, а также работать в коллективе;
• дает представление о математике как
о науке, обобщающей и моделирующей реальные
явления действительности и способствующей
познанию окружающего мира;
• формирует знания, умения и навыки, а
также некоторые представления, необходимые
ученику в его практической деятельности
и для продолжения образования в основной
школе;
• содержит воспитательную составляющую
образовательного процесса.
Общий принцип отбора содержания в системе
Л.В. Занкова (формирование у школьников
широкой картины мира, отражение дидактических
принципов системы) определяет и подход к программе
по математике, которая в силу
этого отличается от традиционной
программы.
Курс математики включает материал трех
разных уровней.
^ К первому уровню относится материал, определенный
общими базовыми требованиями к начальной
школе. Этот материал подлежит усвоению
не ниже удовлетворительного в сроки,
отведенные на начальное обучение. Его
содержание и объем отражены в основных
требованиях к математической подготовке
учащихся. В конце каждого года обучения
в разделах программы по математике «Знать»
и «Уметь».
^ Ко второму уровню относится материал, по содержанию
близко примыкающий к основному. Этот
материал расширяет и углубляет его понимание
и одновременно закладывает основы для
овладения важнейшими вопросами дальнейшего
курса математики. Но он не включен в базовые
требования. Сюда входит знакомство с
буквенными выражениями, неравенствами
и уравнениями, а также наблюдения за изменением
результата изученных арифметических
действий при изменении одного или обоих
компонентов этих действий. Эти знания
в дальнейшем
становятся фундаментом для изучения
алгебры, а также способствуют более глубокому
и осознанному овладению арифметическими
действиями, осознанию связей между ними,
помогают формированию вычислительных
навыков.
^ К третьему уровню относится материал, направленный
на расширение математического кругозора
учеников. Он помогает школьникам более
глубоко и осознанно воспринимать материал
первого уровня и закладывает фундамент
успешного изучения математики в дальнейшем.
К этому уровню относятся, прежде всего,
элементы истории возникновения и развития
математики, знакомство с другими способами
записи натуральных чисел, с целыми и дробными
числами, с геометрической интерпретацией
изученных действий, с числами выше класса
миллионов, а также многие вопросы геометрического
характера.
Глубина и объем знакомства с материалом
второго и третьего уровней сугубо индивидуальны
для каждого класса и каждого ученика.
Ориентировочный уровень владения им
отражен в требованиях к математической
подготовке учащихся в разделе программы
«Иметь представление».
Приведем примеры, связанные со структурированием
учебного материала.
1. В течение 1-3 классов последовательно
изучаются однозначные, двузначные, трехзначные,
четырехзначные, пятизначные и шестизначные
числа - их образование, устная и письменная
нумерация. В четвертом классе дети овладевают
общими принципами построения позиционной
десятичной системы, осознают ее происхождение,
выявляют ее преимущество в сравнении
с другими существовавшими ранее системами
счисления. Такое обобщение подкрепляется
расширением множества изученных натуральных
чисел (достаточно подробно рассматриваются
числа в пределах класса миллионов, но
могут быть рассмотрены и последующие
классы).
2. В течение всей начальной школы ученики
изучают четыре арифметических действия
с натуральными числами, осваивают алгоритмы
их выполнения, устанавливают связь между
действиями одной ступени. В четвертом
классе обобщается процесс выполнения
всех четырех действий при установлении
сходства их алгоритмов:
- определения количества разрядов в результате
действия и
- определения числа единиц каждого разряда
этого результата.
Такое обобщение поможет ученикам хорошо
понять алгоритм умножения и, особенно,
деления многозначных чисел, которые изучаются
в четвертом классе.
3. Первые три года обучения ученики регулярно
наблюдают за изменением результатов
выполнения действий при трансформиронии
их компонентов. Все эти наблюдения строятся
на основе анализа конкретных числовых
выражений. В четвертом классе происходит
обобщение этих наблюдений в двух направлениях:
- увеличения количества компонентов (например,
слагаемых становится не 2, а 3 или 4) и
- рассмотрение изменения результата заданного
действия без опоры на конкретные выражения
(например. Значение суммы двух слагаемых
увеличилось на 25, а первое слагаемое уменьшили
на 8. Как изменили второе слагаемое?).
4. Изучение таких величин, как длина, масса,
время, площадь, и действий с ними, также
проходит через всю начальную школу и
завершается в четвертом классе анализом
соотношений между разными единицами
измерения одной и той же величины.
Например,
1мм
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см = 100 мм
1 м = 10 дм = 100 см = 1000 мм
1 км = 1000 м = 10000 дм = 100000 см = 1000000 мм.
Анализ этой и аналогичных ей таблиц, соотношения
единиц измерения величин, помогает ученикам
осознать их связь с десятичной системой
счисления (или отсутствие такой связи,
как, например, таблицы соотношения единиц
измерения времени). Помимо этого возможно
и осознание причин большего или меньшего
сходства конкретной таблицы и десятичной
системы счисления.
- определить, является ли предложенный
текст задачей, для чего
- выбирать действия и их порядок, обосновав
свой выбор.
Именно эти вопросы образуют одну из основных
линий работы с задачами в данной системе.
Вторая линия посвящена различным преобразованиям
текста задачи и наблюдениям за теми изменениями
в ее решении, которые возникают в результате
этих преобразований. Сюда входят:
- дополнение текстов, не являющихся задачами,
до задачи;
- изменение любого из элементов задачи,
представление одной и той же задачи в
разных формулировках;
- упрощение и усложнение исходной задачи;
- поиск особых случаев изменения исходных
данных, приводящих к упрощению решения;
- установление задач, которые можно решить
при помощи уже решенной задачи, что в
дальнейшем становится основой классификации
задач по сходству математических отношений,
заложенных в них (особенно ценными в этой
ситуации являются те случаи, когда найденные
задачи не идентичны по фабуле).
Грамотной организации самостоятельной
учебной деятельности школьников в ходе
работы по данному курсу математики будет
способствовать методический аппарат
учебника и рабочих тетрадей, методическая
литература и дополнительные пособия
для учеников.
^ 3.7. Практика развивающего
обучения системы Л.В. Занкова
и перестройка работы
учителя
Если учитель заимствует, например, только
технологические приемы (не вникая в психолого-дидактические
особенности системы), то на продвижении
всех школьников в общем развитии это
существенным образом не скажется.
Математика традиционно связывается в
сознании учителя с развитием ума (мышления)
и волевых качеств личности. Учителю, работающему
в системе Л.В. Занкова, важно иметь в виду,
что обучение математике должно способствовать
развитию чувств ученика, его эмоций, моральных
позиций. Это возможно тогда, когда задание
будет вызывать у детей эмоциональный
отклик, возбуждать их интерес. Причем
в начале обучения такой отклик должен
быть всегда положительным. Достичь этого
можно, связав задание с каким-либо любимым
для детей видом деятельности. Таким является
большинство заданий в учебнике для 1-го
класса, например, задания 1, 2, 3, 5, 13, 16, 21,
25 и т.д. Впоследствии эмоциональный отклик
может быть и нейтральным, и даже отрицательным.
Например, такая эмоция может возникнуть,
если задание показалось ученику трудным.
3.8. Изучение результативности
обучения