Особенности образовательного процесса в Яснополянской школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе". Именно это желание и побудило Льва Николаевича посвятить себя педагогической деятельности.

Файлы: 1 файл

особенности образоваьтельного процесса в Яснополянской школе.docx

— 23.39 Кб (Скачать файл)

Педагогическая  деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе

Создание  Яснополянской школы

Л.Н. Толстой  писал: "Когда я вхожу в школу  и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами  и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде  того, который испытывал бы при  виде тонущих людей... И тонет тут  самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается  в глаза в детях. Я хочу образования  для народа только для того, чтобы  спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе". Именно это желание и побудило Льва Николаевича посвятить себя педагогической деятельности.

Толстой вернулся в Россию вскоре после освобождения крестьян и стал мировым посредником. В отличие от тех, кто смотрел  на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством  школ в своей Ясной Поляне и  во всём Крапивенском уезде.

Л. Н. Толстой  подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и  дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородных идей и переживаний. Обращаясь к образованным людям, Л.Н. Толстой писал: "Федька не тяготится  своим оборванным кафтанишком, но нравственные вопросы и сомнения мучат Федьку…".

"Ему  [Л.Н. Толстому], отрешившемуся от  всяких теорий и начал, нечего  отстаивать, не за что бояться; за основную мысль его - о праве народа требовать и ждать образования, ему потребного, и не принимать ненужного и навязываемого, - за эту мысль бояться невозможно; невозможно также бояться и за единственную характеристическую черту его отношений к детям, потому что черта эта - полнейшая свобода и отсутствие всякого нравственного посягательства на чужую, хотя бы и маленькую личность". О принципе свободы в обучении я уже говорила в первой главе.

Принцип организации  Яснополянской школы

Яснополянская школа принадлежит к числу  оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения  перед новейшей немецкою педагогией. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вел сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Значительная  часть взглядов Толстого на образование  и воспитание ребенка оформилась именно в период существования Яснополянской  школы, хотя и позже он обращался  к этим проблемам неоднократно. Они  нашли выражение в статьях  разных лет: «Воспитание и образование», «О народном образовании», «Прогресс и образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в Дневнике Яснополянской школы (50-е – 60-е г.г.), в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней (70 –е г.), в статье «О воспитании» (1909), книгах афоризмов мудрецов мира.

Поначалу  намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ.

Дети  крепостных крестьян в то время учились  в основном у дьячков и отставных  солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. "Образование, - утверждал он, - есть потребность  всякого человека. Поэтому образование  может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак  действительности и верности пути образования  есть удовольствие, с которым оно  воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно  и должно доставлять наслаждение учащимся".

Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем  снова занятие еще 3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали.

"Мало  того, что в руках ничего не  несут, им нечего и в голове  нести. Никакого урока, ничего  сделанного вчера он не обязан  помнить нынче. Его не мучает  мысль о предстоящем уроке.  Он несет только себя, свою  восприимчивую натуру и уверенность  в том, что в школе нынче  будет весело также, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздыванье и никогда не опаздывают: нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какою-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу". [1] Вот, что способно натолкнуть на мысль, что свободная воля учеников и отсутствие наказаний способствует гораздо большему желанию приходить в школу, чем боязнь быть порицаемым за что-то.

Преобладающей формой занятий был не урок в обычном  смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону Божию, усваивали  грамматические правила, доступные  для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали  также рисованию, пению.

Содержание  обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями  школы и учителей, желанием родителей. Сам Лев Николаевич преподавал в  старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке  он излагал в форме рассказа. Ни за поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицали.

Оценку  подобной свободы обучения, на мой  взгляд, дает все тот же журнал "Ясная  Поляна" за 1862 год:

"Описанный  … внешний беспорядок школы  граф Толстой находит полезным  и незаменимым. Полезность и  незаменимость его, конечно, прямо  вытекает из самого воззрения  его на школу; о мнимом же  неудобстве этого беспорядка  или "свободного порядка"  он говорит, что в подобных  случаях употребляют люди насилие  только вследствие поспешности  и недостатка уважения к человеческой  природе; что им кажется, беспорядок  растет, растет и нет ему пределов; кажется, нет другого средства прекратить его, как употребить силу, а между тем стоило бы только немного подождать, и беспорядок улегся бы сам собой в порядок гораздо лучший и прочнейший. Школьники - люди, хоть маленькие, но люди, имеющие те же потребности (естественные) какие и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, затем только ходят в школу, и потому им весьма легко дойти до заключения, что нужно подчиняться известным условиям, для того чтобы учиться. Мало того: они - общество людей, соединенное одной мыслью. А где трое соберутся во имя Мое, и Я между ними".

Принципиальным  отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне  школы. Образовательное значение их не только не отрицалось, как это  делалось в большинстве других школ, напротив - рассматривалось как необходимая  предпосылка успеха школьной деятельности.

Яснополянская школа для крестьянских детей  помещалась рядом с домом писателя - во флигеле, который сохранился до наших дней. Один из ее учеников, Василий  Морозов, рассказывал, что в школе  было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой занимался  с детьми сам Лев Николаевич. Так  усердно занимался, что нередко  оставался без завтрака. В школе  вид он принимал серьезный. Требовал чистоты, бережливости к учебным  вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости... Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки... Порядок был образцовый за все три года.

В Яснополянской  школе изучались двенадцать предметов: чтение, письмо, грамматика, русская  история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение  и другие. Как я говорила во второй главе, для Толстого был очень важен ручной труд и труд вообще. Он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Ребята посеяли и вырастили лен, горох, морковь, репу и сами убрали урожай. По словам очевидцев, они работали здесь с радостью, ибо "не видели барщины", которая была отменена Толстым в Ясной Поляне до реформы 1861 года.

Яснополянская школа была полной противоположностью казенным школам - русским и зарубежным. В ней царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся  и развивался самими учениками, очень  любившими свою школу и своего учителя - Толстого.

Быть  учителем в Ясной Поляне оказалось  гораздо сложнее, чем в школе  с жестким расписанием уроков, принудительной дисциплиной, набором  известных средств поощрения  и наказания. Здесь от учителя  требовалось постоянное нравственное и интеллектуальное напряжение, умение в данный момент учитывать состояние  и способности каждого из своих  воспитанников. То есть, по сути, требовалось  педагогическое творчество. Очень скоро  школа в Ясной Поляне, благодаря  необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию  у окрестных крестьян, так что  к Толстому порой возили учеников за 50 верст.

Лев Толстой  издавал специальный педагогический журнал "Ясная Поляна", на который  я ссылалась ранее. Программа  его включала описание новых приемов  обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих  школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, смотрящих  на свое занятие не только как на средство существования, не только как  на обязанность обучения детей, но как  на область испытания для науки  педагогики. Толстой опубликовал  в журнале многие свои статьи.

Несомненно, большая часть педагогической деятельности Льва Николаевича приходилась на Яснополянскую школу, но справедливости ради следует заметить, что педагогический труд Толстого не ограничивался Ясной  Поляной. По его инициативе в Крапивенском уезде Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Его опыты, для того времени столь необычные, привлекали к себе внимание общественности, русской и зарубежной. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих стран. Их притягивали гуманистические идеи Яснополянской школы.

Известно, что Яснополянская школа оказала  определённое влияние на других отечественных  педагогов. К примеру, именно её в  качестве образца при создании собственной  школы «Бодрая жизнь» в 1911 г. первоначально  взял за основу С. Т. Шацкий.

Педагогическая  деятельность Л. Н. Толстого высоко оценивалась  теми, кто посещал Яснополянскую  школу и наблюдал за занятиями  учеников. Так, один из знакомых Л. Н. Толстого — учитель Тульской гимназии Е. Марков писал: "Мы следили за изумительными  успехами его школьников, среди которых  иные бойкие мальчуганы, оторванные прямо  от бороны или от стада овец, всего  через несколько месяцев учения уже могли свободно писать довольно грамотные сочинения... Этими почти  невероятными результатами Яснополянская  школа была обязана... исключительно  обаятельному таланту преподавания и внутреннему жизненному огню Льва Николаевича, который непобедимо захватывал и поднимал с собой в высоту и ширь самый вялый ум, самое  невпечатлительное сердце". [8]

Вот именно в связи с вышеприведенными словами, можно с уверенностью сказать, что  процесс обучения по педагогической концепции Л.Н. Толстого был эффективным и может быть применен и в наши дни.

Выводы

1. Педагогическая  концепция Льва Николаевича Толстого  возникла в ответ на историческую  необходимость (отмена крепостничества,  потребность народа в образовании,  несостоятельность принятой системы  обучения), она сформировалась в  ходе его путешествий по европейским  школам, его рассуждений и размышлений,  в ходе самой его жизни. Однако  же, я уверена, что даже тогда  она не смогла бы быть им  развита и реализована с такой  полнотой, если бы не сила его  личности, его характера, его нравственных  убеждений.

2. Лев  Николаевич ратовал за свободу  в образовании, нравственность  в воспитании, непрерывное развитие  не только самого учащегося,  но и учащего, поскольку, по  его мнению, самую большую роль  в воспитании играет личность  воспитывающего, его личный пример, образ жизни. Его педагогическая  деятельность в Ясной Поляне  полностью подтверждала выработанные  им принципы: он учил детей  свободно, с удовольствием как для них, так и для себя самого, пребывал в непрерывном развитии и как учитель, и как личность.

3. Отзывы  современников Льва Николаевича,  а также воспоминания его учеников  свидетельствуют о том, что  введенная им система обучения, отстаиваемые им принципы образования и воспитания приносили свои плоды и способствовали эффективному обучению детей, быстрому усвоению предложенного материала и накладывали светлый отпечаток на всю их дальнейшую жизнь.

 

Список  литературы

1. "Ясная-Поляна", журналъ педагогическiй, издаваемый гр. Л. Н. Толстымъ. Январь 1862. Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1530oldorfo.shtml

Информация о работе Особенности образовательного процесса в Яснополянской школе