Особенности общения и организации учебно – тренировочного процесса в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, доклад

Описание работы

Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу — довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 21.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Особенности общения и организации учебно – тренировочного процесса в подростковом возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Судариков Алексей                    гр. 16-31

 

 

 

 

 

 

Общение со сверстниками достигает  максимума в 11–13 лет. При этом желание  помочь товарищу — довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве  случаев хотели бы дружить с популярными  учащимися; в 8х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения  проявился только у 20% школьников.

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе  мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности  у школьников — до 7го класса.

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийногрупповому общению заявляли только 15% подростков, хотя реальное наличие такой формы  общения зафиксировано у 56% детей 11–15 лет. Происходит это потому, что  часто не удовлетворяется потребность  в социально ориентированной  форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому  они вынуждены удовлетворять  потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в неформальные уличные  группы общения. Это прежде всего  недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных группах  привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и  выпить вина.

В подростковом возрасте часто  затрудняется общение взрослых и  детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения  взрослого с детьми необходима некоторая  трансформация позиции взрослого  в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном  поведении в детстве в аналогичных  ситуациях, дав оценку своим поступкам  с позиции ребенка и с позиции  взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную  позицию, тот должен проявить большой  такт, терпение, внимание к интересам  и склонностям ребенка. У некоторых  подростков стремление к общению  со взрослыми не исчезает, причем в 7–8м классе этот мотив приобретает  новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми.

Подростковый возраст  характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6м и 8м  классах (хотя бывают сдвиги во времени  наступления этого периода), а  «открытость» — в 7м и 9м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о  себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у семиклассника удовлетворить  эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро  нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед  ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего  образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может  оказать им немалую помощь.

Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования  физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и  иными средствами восстановления организма, которые обеспечивают планомерный  рост тренированности - с другой. Тренированность - это мера приспособления организма  к конкретной работе, достигнутая  путем тренировки. Она выражается в росте работоспособности, а  в конечном итоге - в росте спортивных достижений.

Прирост спортивных достижений у детей, подростков и юношей зависит  от их естественного роста и тренировки. Поэтому спортивная тренировка в  детском возрасте влияет не только на результат, но и на ход естественного  роста организма юного спортсмена. Это воздействие может быть положительным, отрицательным и нейтральным.

Спортивная тренировка подростков и юношей может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические  изменения в организме, оказывает  оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов  в избранном виде спорта. Этого  можно достигнуть, только если величина тренировочных нагрузок будет соответствовать  возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности.

Тренировка является одной  из форм подготовки спортсмена. Подготовка - понятие более широкое, чем тренировка. Подготовку юных спортсменов следует  рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование  всей совокупности тренировочных и  внетренировочных средств, методов, форм, условий (соревнования, режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления, лекции и  беседы на этические и другие темы, самостоятельная работа с литературой, демонстрация видео и кинофильмов  и т.д.), с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие личности юных спортсменов и необходимая степень  готовности к спортивным достижениям. Готовность спортсменов к достижению характеризуется соответствующим  уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических  и личностных свойств (психологическая  подготовленность), соответствующим  уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Структура подготовки юных спортсменов (по В.П. Филину), включает: предварительную подготовку (от 7 - 8 до 9 - 10 лет); начальную спортивную специализацию (от 10 - 11 до 12 - 13 лет); углубленную тренировку в избранном виде спорта (от 13 - 14 до 16 - 18 лет); спортивное совершенствование (от 18 - 19 лет и старше).

Основные направления  многолетнего тренировочного процесса определяются целевыми установками  и задачами. В процессе спортивной тренировки решаются разнообразные  общие и частные задачи, основанные на цели - достигнуть возможно большего успеха в спорте. Постановка цели, задач и принципов тренировки является необходимой в реализации тренировочных планов. Цель является требованием, которое исходит из потребностей и функций нашего государства. Технический прогресс в сфере производства не снимает, а повышает требования к физическому развитию и физической подготовленности учащихся.

Содержание цели раскрывается в задачах физического воспитания. Выделяют три группы основных задач.

Первая состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие физических качеств, совершенствования  телосложения, укрепления здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой  общей работоспособности.

тренировка спортивная двигательный навык

Вторая группа предусматривает  системное формирование жизненно важных умений и навыков (прикладных и спортивных), а так же приобретение специальных  знаний.

В третьей группе ставят задачи воспитания нравственных качеств, сознания поведения.

Для подготовки спортсменов  высокого класса поставлена цель - достижение возможно большего успеха в спорте. Для осуществления этой цели ставятся три основные задачи:

обучение двигательным действиям;

воспитание физических качеств;

совершенствование в избранном  виде спорта.

Первая связана с необходимостью формирования у юных спортсменов  двигательных умений и навыков в  общеразвивающих, специальных упражнениях  и технике избранного вида спорта. Многолетний процесс становления  двигательных навыков у детей, так  же, как и взрослых, имеет три  этапа:

начального разучивания;

углубленного детализированного  разучивания;

закрепления и дальнейшего  совершенствования.

Чтобы достичь целостности  тренировочного процесса, необходимо придерживаться его определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения  его компонентов (частей, сторон и  звеньев), их закономерное соотношение  друг с другом и общую последовательность. В многолетнем планировании как в целостной системе происходит непрерывное изменение всех структурных элементов.

Л.П. Матвеев разделил общую  структуру многолетнего тренировочного процесса на микро - (малые), мезо - (средние) и макро - (большие) циклы (части) тренировки.

Микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся  фрагмент общей конструкции тренировочного процесса (обычно недельный).

Мезоциклы относительно законченный  ряд микроциклов (этап, месяц).

Макроциклы совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырех лет (олимпийский период подготовки).

В последнее время структура  спортивной тренировки расширилась  наличием обособленных звеньев тренировочного процесса: тренировочные занятия; тренировочные  занятия и их части; микроциклы; мезоциклы; макроциклы (периоды и этапы многолетней  тренировки); стадии и этапы многолетней  тренировки (продолжительностью от 2 до 6 лет). Все эти звенья связаны  друг с другом в единое целое.

Структура спортивной тренировки спортсмена характеризуется определенным соотношением различных сторон подготовки (например, физической и технической); необходимым соотношением тренировочной  нагрузки (например, объема и интенсивности); целесообразной последовательностью  различных звеньев тренировочного процесса (например, этапов, циклов и  т.д.).

В теории и методике физического  воспитания под нагрузкой понимается количественная мера воздействия физических упражнений. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера  определяется чаще всего по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т.д.), в упражнениях с  отягощениями - по суммарному весу или  числу подъемов (штанги и т.д.). В  последние годы для суммарной  оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т.е. внутренней физиологической  стороны нагрузки, используют непрерывную  и достаточно частую регистрацию  сердечных сокращений (с помощью  телеметрической системы) и расчет суммарных энергозатрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной в единицу  времени. Таким показателем может  быть частота сердечных сокращений.

По мнению В.В. Попова (1982), сами по себе абстрактные понятии  работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и  отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованные определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретное педагогическое значение и смысл. И основное заключается в том, что тренировочное задание всегда позволяет решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как бы определенная последовательность тренировочных заданий.

Основные компоненты структуры  многолетнего тренировочного процесса.

Факторы, определяющие результат: общие факторы - интегральные - дифференциальные - основные условия тренировочного процесса.

Цель: достижение возможно большего успеха в спорте.

Задачи: обучение двигательным действиям - воспитание физических качеств - совершенствование в избранном  виде спорта.

Тренировочное задание: направленность заданий - нагрузка - средства - методы выполнения упражнений.

Тренировочное занятие: подготовительная часть - основная часть (блоки тренировочных  заданий) - заключительная часть.

Микроструктура: собственно тренировочные - подводящие - соревновательные - восстановительные.

Мезоструктура: втягивание - развивающие, базовые, стабилизирующие - контрольно-подготовительные - предсоревновательные - соревновательные - восстановительно-подготовительные - восстановительно-поддерживающие.

Макроструктура: полугодичные - годичные (периоды).

Многолетняя подготовка: предварительной  подготовки - начальной спортивной специализации - углубленной тренировки - спортивного совершенствования - олимпийской  подготовки.

Таким образом, тренировочное  задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящего из одного физического  упражнения или комплекса упражнений, выполняемых с определенными  педагогическими задачами тренировочного процесса (В.Г. Алабин, А.В. Алабин). Тренировочные  задания условно классифицируются на четыре типа:

обучающие;

комплексы, развивающие физические качества;

игры, развивающие физические качества;

специальные.

Тренировочное задание рассматривается  как первичное звено в реализации целенаправленного и более четкого  управления тренировкой. В тренировочном  задании есть важное условие - педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена в процессе выполнения этого  задания.

Таким образом, тренировочный  процесс направлен на развитие общих  и специальных умений и навыков  спортсменов. Основным структурным  элементом тренировочного процесса является тренировочное задание, преследующее определенные цели. Необходимым условием для достижения положительного результата тренировочного процесса является его  систематичность.


Информация о работе Особенности общения и организации учебно – тренировочного процесса в подростковом возрасте