Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 19:16, контрольная работа
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией, выработку единой отрасли взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность и разнообразие детских взаимоотношений и их значение для развития личности ребенка дошкольного возраста
1.1. Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений со сверстниками для развития личностных качеств
1.2. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений в ДОУ
Глава 2. Общение детей дошкольного возраста
2.1. Социальное взаимодействие детей дошкольного возраста
2.2. Средства и формы общения.Характеристика общения детей раннего возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС
-23-
Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.
Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении, как с взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.
-24-
Возраст от 3 до 6-7 лет становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или блогоприопределённых средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
Выводы :
-В дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.
-Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
-На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
-25-
2.2. Средства и формы общения .Характеристика общения детей раннего возраста
Изучение общения детей со взрослыми привело к выделению трех основных категорий средств общения:
Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребенок стремиться передать взрослому и получить от него. Таким образом, развитие общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет происходит как смена нескольких целостных форм общения
Выделяют четыре основные формы общения, которые сменяют друг друга по мере взросления ребенка:
В раннем возрасте, ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции.
Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому». Таким образом, рамки общения становятся тесными и разламываются, а дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности
Анализ происхождения потребности в общении со сверстниками показал основу, на которой она формируется. Первоначально ровесник удовлетворяет потребность ребенка в новых впечатлениях, чуть позднее — в активности.
-26-
Постепенно для него открывается также и субъектность другого ребенка; она-то в конце концов и определяет специфику взаимодействия детей между собой.
Потребность ребенка в общении со сверстником, возникнув на основе сложившихся потребностей, не сводится к ним, а составляет действительно новый вид активности. Его специфика связана, с тем, что между детьми разворачивается особого рода эмоционально окрашенная игра, не наблюдающаяся у; детей ни наедине, ни в обществе взрослого. Роль сверстника в том, что он выражает поддержку и готовность к участию в игре с партнером, это приводит детей в радостное возбуждение, а огромное удовольствие от самого процесса игры помогает малышам реализовать имеющиеся у них потенции.
В совместных играх дети сравнивают свои качества и умения с аналогичными качествами сверстника. Об этом свидетельствуют факты подражания действиям, вокализациям друг друга, демонстрация своих находок и совместное выполнение действий. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей бурную радость и стремление вновь пережить состояние общности с другим человеком[6].
Потребность детей в общении друг с другом складывается постепенно на протяжении раннего возраста. Ее окончательное оформление происходит на 3-м году жизни. Первоначальные формы интереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматривать как общение. Они являются лишь предпосылками, на основе которых в дальнейшем строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействие детей. Лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентов потребности в общении может служить основанием для утверждения о сформированности общения.
Вместе с тем уже самые маленькие дети эпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике их общения со взрослыми и которые можно охарактеризовать как субъектные.
Таким образом, на первоначальном этапе становления общения между детьми их отношение к сверстнику является противоречивым: в нем сосуществует отношение к нему и как к объекту, и как к субъекту, с преобладанием объектного отношения. Инициативные действия и чувствительность к отношению ровесника,
-27
характеризующие субъектное взаимодействие детей, возникают последними среди компонентов коммуникативной потребности, и именно они становятся основными и ведущими в общении сверстников [7].
В ходе эпизодических взаимодействий с ровесником ребенок открывает в нем новые, неожиданные качества, позволяющие осуществлять с ним принципиально иную деятельность, не сводимую к другим формам активности. Субъектные качества сверстника становятся наиболее привлекательными и значимыми для ребенка, чем те объектные характеристики, которые побуждают его к первоначальным контактам с ним.
Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычную схему общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Они, бесспорно, представляют собой практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве. Но эти действия лишены деловой цели, как это имеет место в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым. Это ярко эмоционально окрашенное общение, но квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети взаимодействуют друг с другом как с субъектами, но слабо, поверхностно фиксируют индивидуальную специфику субъекта-партнера, а больше всего заняты тем, чтобы проявить себя.
В содержании контактов детей этого возраста отражается переживание ими своего сходства со сверстником, близость эмоциональных состояний. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярко высвечивается прежде всего его собственная индивидуальность
Общение со сверстниками
у ребенка начинается с игр и занятий рядом,
друг с другом; постепенно оно перерастает
в совместную деятельность. Педагог стремиться
заинтересовать ею своих воспитанников,
вызвать интерес к сверстнику, желание
общаться с ним по поводу общего дела.
Постепенно воспитатель начинает объединять
двух детей совместными движениями. Например,
предлагает детям пройти, взявшись за
руки, по дорожке; прокатить мяч друг другу,
сидя на полу; построить из кубиков дорожки
и т.п.
Педагог способствует постепенному увеличению количества детей, играющих вместе. Для развития коммуникативных умений детей используются подвижные игры.
Воспитатель использует все режимные и бытовые ситуации для налаживания с детьми эмоционального речевого общения, обогащения словаря каждого ребенка.
На втором году жизни с целью развития понимания речи взрослого, расширения запаса понимаемых слов, обозначающих близких людей, предметы, а со второго полугодия – их качества, размер, цвет, животных и их действия, растения и т.д., воспитатель сопровождает свои действия и действия ребенка речевым описанием. Педагог организует игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок, наблюдения за животными и движущимся транспортом, побуждает ребенка внимательно слушать и выполнять несложные поручения.
Для развития активной речи ребенка воспитатель использует или создает ситуации, побуждающие его пользоваться словами для выражения желаний, налаживания взаимоотношений. В повседневной жизни, в процессе наблюдений, игр-занятий воспитатель обращается к детям с вопросами, просит повторить.
На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие коммуникативных функций речи, получает развитие её функция познания мира.
Основной формой речевого общения является ситуативный диалог, содержанием которого может быть только то, что непосредственно связано с определенной ситуацией, а его участниками – те, кто включен в ту же ситуацию .
ВЫВОДЫ:
-Для периода Раннего детства характерна интенсивность физического и психического развития. Из-за недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем быстрый темп развития осуществляется на недостаточно благоприятном фоне, а это повышает его ранимость. Малыши в большей степени, подвержены заболеваниям, они быстро утомляются. В раннем детстве происходит становление всех функций организма.
-29-
-При развитии общения в раннем детстве, ведущая роль отводится взрослому, в контакте с которым возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
-Общение важно для психического здоровья ребенка, формирования речевых навыков, предметной и игровой деятельности, для формирования активного поведения.
-30-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь педагогам при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.
Таким образом, из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Особенности общения в дошкольном возрасте