Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В последние годы обсуждения проблем общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы приобрело достаточно широкий характер. Основное внимание в психолого-педагогических и философско-социальных работах привлечено к проблемам обучающихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении традиционных школьных программ и в адаптации к социальному окружению в образовательном учреждении и вне его.
Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению (т.е. не готовых усваивать определенный объем знаний, умений и навыков в определенные сроки) на последовательно меняющихся этапах образования: от школьного — к младшему школьному и от него — к младшему подростковому, а затем и к подростковому.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В последние годы обсуждения проблем общеобразовательной и  специальной (коррекционной) школы приобрело достаточно широкий характер. Основное внимание в психолого-педагогических и философско-социальных работах привлечено к проблемам обучающихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении традиционных школьных программ и в адаптации к социальному окружению в образовательном учреждении и вне его.

Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к  обучению (т.е. не готовых усваивать  определенный объем знаний, умений и навыков в определенные сроки) на последовательно меняющихся этапах образования: от школьного — к младшему школьному и от него — к младшему подростковому, а затем и к подростковому.

На протяжении десяти последних  лет в общеобразовательных школах повсеместно открываются специальные коррекционные классы с различными наименованиями: классы адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания, интенсивного развития, компенсирующего обучения и многие другие. Не определив основного назначения таких классов, контингента обучающихся, содержания и технологий обучения, общеобразовательные школы увеличивают их количество независимо от эффективности обучения в них.

В своей работе я бы хотела уделить внимание именно классам  компенсирующего обучения, выявить особенности организации коррекционной работы с детьми в таких классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «компенсирующее обучение» и классы компенсирующего обучения

 

Компенсирующее обучение – это  модель социальной среды общества, целью которой является создание целостной, общедоступной, адаптивной системы обучения, обеспечивающей детям  с трудностями в обучении, проблемами в воспитании оптимальных педагогических условий. Основным подходом, используемым в рамках компенсирующего обучения является антропологический подход, который реализуется через личностно-ориентированную педагогику и требует иной ценностной парадигмы задач, в которой на первое место выходят социальные, воспитательные задачи, а уже потом обучающие.

К категории трудных детей могут относиться самые разные учащиеся, имеющие:

1) задержки в развитии отдельных личностных качеств и способностей;

2) серьезные проблемы в знаниях, умениях и навыках по отдельным предметам;

3) низкий уровень развития памяти:

4) слабое здоровье, быструю утомляемость, низкую работоспособность;

5) низкий уровень мотивации к обучению:

6) повышенную конфликтность.

Для работы с трудными детьми необходимо знание специальных методов, приемов, значительных усилий и работы учителя. Для творчески одаренных учащихся необходимы специальные учебные программы, а также специфическое содержание образования с большим числом предметов для максимального вовлечения ребенка в интеллектуальную деятельность. Кроме того, для этих детей требуются и более разнообразные формы проведения занятий: соревнования, конкурсы, диспуты, способствующие приобщению ребенка к различным сферам общественной жизни. Учитель в работе с одаренным ребенком должен использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании. При проявлении у ребенка специальных способностей он должен получить возможность развивать их под руководством высококвалифицированного специалиста. 

Класс (классы) компенсирующего  обучения создаются в общеобразовательных  учреждениях в соответствии с  Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.           

Цель организации компенсирующих классов — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.          

В компенсирующие классы принимаются  дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков  физического развития, в том числе  выраженных речевых нарушений и  др.).          

 Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированное психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.).          

 Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.         

 Отбор детей в указанные классы осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией города, либо района. Зачисление осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии направления Комитета по образованию либо направления в РОУО.

  1. Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения

 

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной  школе для детей с трудностями  в обучении создаются два основных вида классов - классы компенсирующего  обучения и классы выравнивания. В  школьной практике имеют место и  другие формы дифференцированного  обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в среднем  звене школы), классы адаптации, здоровья и др.

Коррекционно-развивающее  обучение в классах выравнивания и компенсирующих классах определяется нормативно-правовыми положениями  Министерства образования РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений Концепции коррекционно-развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики, а также психолого-педагогических принципов развивающего обучения. В соответствии с положениями Министерства образования классы выравнивания создаются для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего  обучения создаются в общеобразовательных  школах для детей, испытывающих затруднения  в освоении общеобразовательных  программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразовательного учреждения.

В классы компенсирующего  обучения принимаются дети группы риска. К этой группе специалисты относят  детей, которые по совокупности причин генетического, биологического и социального  характера приходят в школу психически и физически ослабленными, социально  запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям на перегрузки, социально-психологическим срывам.

Дети группы риска не имеют  выраженных отклонений в развитии, т. е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического  генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.

Создание специальных  классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные  педагогические условия для детей  с трудностями в обучении и  проблемами в физическом и нервно-психическом  здоровье. Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится  особая роль, в связи с чем проводится специальная работа. Необходимым моментом организации коррекционно-развивающего обучения в данных классах является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Наблюдение проводится специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Результаты наблюдений обсуждаются не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах.

При изучении школьников принимаются  во внимание следующие показатели:

1. Физическое состояние  и развитие ребенка: динамика  физического развития, особенности  слуха и зрения; особенности развития  двигательной сферы, координация  движений; особенности работоспособности  (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).

2. Особенности и уровень  познавательных процессов: особенности  восприятия пространства и времени;  особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной  деятельности, особенности мотивации,  уровень освоения учебной деятельности.

4. Особенности эмоционально-личностной  сферы: эмоционально-волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение; особенности  самооценки, отношения со сверстниками  и взрослыми; поведение в школе  и дома, нарушения поведения, вредные  привычки.

5. Особенности усвоения  знаний, умений и навыков, предусмотренных  программой: общая осведомленность  об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета; характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Научные основания коррекционно-развивающей  деятельности в процессе образования  и воспитания раскрываются к контексте складывающейся в настоящее время культурно-исторической, гуманистической педагогики. Основная ценность образования - человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ему стать человеком, стать самим собой. Еще Л.Н.Толстой писал, что воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам «не плодотворно, не законно и не возможно».

Теоретические предпосылки  для образовательной коррекционно-развивающей  практики созданы научной школой Л.С.Выготского.

 

 

 

  1. Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения

 

Обучение в компенсирующих классах строится с опорой на действующие  учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала  в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих  принципов:

• усиления практической направленности изучаемого материала;

• выделения сущностных признаков  изучаемых явлений;

• опоры на жизненный опыт ребенка;

• ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала  как в рамках одного предмета, так  и между предметами;

• необходимости и достаточности  в определении объема изучаемого материла;

• введения в содержание учебных программ коррекционных  разделов, предусматривающих активизацию  познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач (С. Г. Шевченко).

Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков  развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение  общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач  предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной  программы, ликвидация пробелов предшествующего  обучения и др.

Коррекционно-развивающее  обучение осуществляется на всех уроках. Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения на основе всех вышеизложенных общепедагогических, частно-дидактических и психологических принципов для начинающего учителя - сложная проблема.

Информация о работе Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения