Особенности овладения трудовой деятельностью детьми дошкольного возраста с церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их в общественно-полезную деятельность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Особенности деятельности детей с ДЦП…………………………….4
Особенности овладения трудовой деятельностью детей с ДЦП…..4
Формирование навыка самообслуживания, как одного
из видов трудовой деятельности……………………………………7
Содержание обучения трудовой деятельности
детей и подростков с ДЦП……………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Контр. раб. Псих. д. с НОДА..doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Важная роль отводится трудовой и допрофессиональной подготовке, в процессе которой решаются лечебные задачи (развитие и коррекция мелкой моторики рук) и задачи социальной адаптации (подготовка к будущей профессиональной деятельности). Курс трудовой подготовки включает 3 этапа:

1-й этап — начальная школа. На этом этапе дается общее представление о трудовой деятельности, осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, развивается интерес к различным видам трудовой деятельности, производится обучение элементарным навыкам работы с материалами и инструментами (пластилин, краски, нитки, ножницы и др.). Уроки способствуют развитию мелкой моторики.

2-й этап — допрофессиональная трудовая подготовка (V—X классы). На данном этапе осуществляется совершенствование ранее полученных навыков, уточнение профессиональной направленности трудовой деятельности, а также коррекция неадекватных профессиональных намерений.

3-й этап — профильное обучение (XI—XII классы). На этом уровне осуществляется первоначальная профессиональная подготовка. Для занятий по труду в V—XII классах учащиеся делятся на две группы, которые комплектуются при участии врачей (ортопеда, психоневролога и врача ЛФК) с учетом двигательных и познавательных возможностей, а также интересов детей.

В мастерских используются оборудование и инструменты  со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм.

Выбор профиля  трудового обучения проводится с  учетом психофизического развития учащихся. Наряду с традиционными профессиями, рекомендованными Министерством социальной защиты, хорошо зарекомендовали себя следующие направления профессиональной ориентации: программирование, делопроизводство, художественный труд и прикладное искусство, фотодело, радиодело, основы бухгалтерского учета, архивное дело, иностранный язык [4].

 

Заключение.

Важность трудового  воспитания дошкольников и школьников с нарушениями опорно-двигательного  аппарата связана и с необходимостью определения наиболее доступного круга  профессий для каждого учащегося, а также с необходимостью создания наиболее благоприятных условий для профессиональной подготовки, что в дальнейшем облегчит социальную адаптацию ребенка. Больные детским церебральным параличом при систематическом проведении восстановительной терапии и направленном воспитании, несмотря на трудности, могут пройти обучение по программе общеобразовательной или вспомогательной школы и трудовую подготовку. Уровень образования и профессиональной подготовки определяется состоянием интеллекта больного, тяжестью двигательных и сопутствующих сенсорных нарушений, возможностью посещения различного вида учебных заведений, условиями жизни семьи, личностными особенностями больного. Важность лечебной, коррекционно-развивающей работы в дошкольный период была показана в исследовании И. И. Мирзоевой, О.П.Зайдель. По их данным, несомненное значение имеет характер полученного больным лечения, его систематичность и комплексность. Так, больные, начавшие лечиться в дошкольном возрасте, в дальнейшем трудоустраиваются значительно лучше, чем не получившие специальной помощи до школы. Таким образом, коррекционно-развивающая работа в дошкольный период оказывает огромное влияние даже на профессиональное определение лиц, страдающих ДЦП, а следовательно, на их социальную адаптацию и реабилитацию [8].

Проблема трудового  обучения и воспитания учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата является чрезвычайно важной. Однако уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным  

     параличом. – М., 1989;

  1. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 1975 г.;
  2. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д. Воспитание детей с церебральным    параличом в семье. – М., 1980 г.;
  3. Левченко И.А., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением ОДА. – Саратов, 2000 г.
  4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997 г.;
  5. Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Стребелевой Е.А. – М., 2001 г.;
  6. Специальная педагогика/Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2006 г.;
  7. Специальная психология/Под ред. Лубовского В.И. – М., 2006 г.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности овладения трудовой деятельностью детьми дошкольного возраста с церебральным параличом