Особенности педагогической профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:18, реферат

Описание работы

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу.

Файлы: 1 файл

Особенности педогогического и научного творчества.docx

— 23.66 Кб (Скачать файл)

Особенности педагогической профессии

 

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к  той или иной профессии проявляется  в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию  из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

 

 

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения  с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с  людьми, но здесь это связано с  тем, чтобы наилучшим образом  понять и удовлетворить запросы  человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей  на их достижение.

 

 

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному  управлению состоит в том, что  она имеет как бы двойной предмет  труда. С одной стороны, главное  ее содержание составляют взаимоотношения  с людьми: если у руководителя (а  учитель таковым и является) не складываются должные отношения  с теми людьми, которыми он руководит  или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого  типа всегда требуют от человека специальных  знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем  или чем он руководит). Педагог, как  любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых  он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

 

 

Так, в профессии учителя  умение общаться становится профессионально  необходимым качеством. Изучение опыта  начинающих учителей позволило исследователям, в частности В. А. Кан-Калику, выявить  и описать наиболее часто встречающиеся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические "барьеры" по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

 

 

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет  гуманистический, коллективный и творческий характер.

 

Гуманистическая функция  педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились  две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с  приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной  социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

 

 

С одной стороны, учитель  подготавливает своих воспитанников  к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет  в себе вневременной фактор. Имея в  качестве цели развитие личности как  синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

 

 

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить  будущему характеризовали прогрессивных  педагогов всех времен. Так, известный  педагог и деятель в области  образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям" [1]. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

 

 

1 Дистервег А. Избранные  педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 237.

 

 

 

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой  видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель" [2].

 

 

2 Толстой Л.Н. Педагогические  сочинения. - М., 1956. - С. 362.

 

 

 

Л.Н.Толстой считал свободу  ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа  может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут  рассматривать ее как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует  один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу отношений между  учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической  педагогике.

 

 

В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский - директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. "Век математики - хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека" [1].

 

 

1 Сухомлинский В.А. Избранные  педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 123-124.

 

 

 

Воспитание во имя счастья  ребенка - таков гуманистический  смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что  без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

 

 

Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

 

 

Первоочередная задача школы, отмечал В. А. Сухомлинский, состоит  в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально  полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать  в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого  достоинства" [2].

 

 

2 Сухомлинский В.А. Избранные  произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. - С. 102.

 

 

 

История педагогической профессии  показывает, что борьба передовых  учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального  уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все  напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

 

 

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического направления в  западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня  заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью.

 

 

Путь, представленный нами, - это вызов. Он предполагает не простое  принятие на себя обстоятельств демократического идеала" [1].

 

 

1 Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. - Toronto; London; Sydney, 1983. - P. 307.

 

 

 

Сказанное не означает, что  учитель не должен готовить своих  учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем  необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности  в его жизни. Воспитывая слишком  адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности  целенаправленного изменения как самого себя, так и общества.

 

 

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно  сказывается и на нем самом, так  как он постепенно теряет самостоятельность  мышления, подчиняет свои способности  официальным и неофициальным  предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И. Г. Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям" [2].

 

 

2 Песталоцци И.Г. Избранные  педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981. - Т. 2. - С. 68.

 

 

 

Речь, собственно, идет о том, что учитель-гуманист не только верит  в демократические идеалы и высокое  предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для  этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая  его активность. Так, нередко встречаются  учителя сверхактивные в своем  стремлении "воспитывать". Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право  быть субъектами и за учащимися. Это  значит, что он должен быть способным  довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения  и сотрудничества.

 

 

Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы "человек-человек" результат, как правило, является продуктом  деятельности одного человека - представителя  профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить  вклад каждого педагога, семьи  и других источников воздействий 

 

в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.

 

 

С осознанием закономерного  усиления коллективистических начал  в педагогической профессии все  шире входит в обиход понятие совокупного  субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком  плане понимается педагогический коллектив  школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют  непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

 

 

Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А. С. Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где  воспитатели не соединены в коллектив  и коллектив не имеет единого  плана работы, единого тона, единого  точного подхода к ребенку, там  не может быть никакого воспитательного  процесса" [1].

 

 

1 Макаренко А. С. Сочинения:  В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.

 

 

 

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива.

 

 

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем  сформированности педагогического  коллектива. "Единство педагогического  коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный  педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее  индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее" [2]. А. С. Макаренко  утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого  учителя, хорошим мастером можно  стать только в педагогическом коллективе.

 

 

2 Там же. - С. 292.

 

 

 

Неоценимый вклад в  развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В.А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые  стоят перед школой. Исследуя влияние  педагогического коллектива на коллектив  воспитанников, В.А. Сухомлинский установил  следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и  заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив  воспитанников выступает как  активная, действенная сила, как  участник воспитательного процесса, как воспитатель. В. А. Сухомлинскому  принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще  не до конца осознана руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. На вопрос, как же и благодаря  чему создается педагогический коллектив, В. А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.

Информация о работе Особенности педагогической профессии