Особенности проявления оформительского творчества детей 4-5лет в театрализованных играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, статья

Описание работы

Традиционно творчество рассматривается как деятельность, в результате которой создается новый оригинальный продукт, имеющий общественное значение. В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творчества детей дошкольного возраста в детском саду, отводиться особая роль именно театрализованным играм. Театрализованные игры – это игры, где дети разыгрывают в лицах литературное произведения, герои которых становятся действующими персонажами, а их приключения и события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры [2, с.28].

Файлы: 1 файл

4-5 лет.docx

— 18.68 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОФОРМИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ

 

Развитие  творчества детей и их творческих способностей в различных видах  деятельности, в первую очередь игровой  и художественной, является одной  из актуальных проблем современного дошкольного образования и социальным заказом общества, что нашло отражение в «Концепции дошкольного воспитания» и в целях основных комплексных программ воспитания и обучения детей до школы.

Традиционно творчество рассматривается как  деятельность, в результате которой  создается новый оригинальный продукт, имеющий общественное значение. В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творчества детей дошкольного возраста в детском саду, отводиться особая роль именно театрализованным играм. Театрализованные игры – это игры, где дети разыгрывают в лицах литературное произведения, герои которых становятся действующими персонажами, а их приключения и события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры [2, с.28].

По исследованиям  ученых (Л.В.Артемовой, Л.С.Выготского, Р.И.Жуковской, В.Г.Давыдов, Б.М.Теплова и др.), театрализованная игра предоставляет возможности для проявления творчества детей в трех направлениях: в создании драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение собственного сюжета); в исполнении собственного замысла (умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств - интонации, мимики, пантомимики); в оформлении спектакля (создание элиментов декораций, костюмов, в изготовлении афиш, пригласительных билетов, програмок) [2, 3, 4, 5].

Синзитивным периодом для развития театрализованной деятельности является старший дошкольный возраст. Дети 4-5 лет, в силу своих возрастных возможностей, психологически готовы к участию в театрализованных играх и к проявлению творчества в них. Дошкольники отличаются самостоятельностью, наглядно-образным мышлением, любознательностью, развитой речью, у них активно развивается продуктивное воображение. Дети 4-5 лет могут выразить свое понимание содержания и смысла литературного произведения. Они знакомы с разнообразными изобразительными материалами и инструментами, с правилами и способами их применения [1, 6].

Большие возможности для проявления творчества в театрализованной деятельности создаются  именно в процессе подготовки спектакля, его оформления. На сегодняшний день, в теории и практике дошкольного образования вопрос о развитии оформительского творчества в процессе организации театрализованной деятельности является практически не изученным. Проблемой формирования декоративно-оформительской деятельности детей занимались только Г.Н. и Л.В. Пантелеевы. Они показали специфику участия старших дошкольников в оформлении праздников в детском саду. При этом, говоря о гипотетической возможности развития оформительского творчества дошкольников, никто из авторов не дает определение этому понятию. На основе анализа положений о детском творчестве  Н.А.Ветлугиной, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и д.р., под оформительским творчеством детей дошкольного возраста мы будем понимать создание ребенком субъективно нового продукта, проявляющегося в придумывании к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, в применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, в проявлении ребенком инициативы, в придумывании разных вариантов изображения в процессе оформительской деятельности.

Создание  детьми декораций, афиш, программок, пригласительных  билетов осуществляется, как правило, в рамках изобразительной деятельности. Из всех видов данной  деятельности, нас заинтересовала аппликация (способ создание художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на соответствующий фон), т.к. дети 4-5 лет проявляют большой интерес к различным техникам вырезывания и наклеивания, их радует удачно ритмическое расположение фигур, яркий цвет бумаги, возможность изменить композицию на этапе создания (в отличие, от рисования), смоделировать из одних и тех же фигур разные образцы. 

В рамках проведенного нами исследования был  выявлены и описаны особенности проявления оформительского творчества детей 4-5 лет в театрализованных играх. Логика диагностического обследования была выстроена в соответствии с этапами развития театрализованной деятельности, обоснованных О.В. Акуловой. На первом этапе, который заключается в углубленном художественном восприятии литературного произведения, была проведена диагностика Л.М. Гурович «Выявление особенностей восприятия и понимания литературных произведений детьми». На втором этапе – это освоение специальных умений для становления основных позиций («сценарист - режиссер», «актер», «оформитель - костюмер») – был произведен анализ детских работ с целью выявления уровня сформированности технических и изобразительных умений дошкольников. На третьем этапе, который представляет собой самостоятельную творческую деятельность детей в театрализованных играх, детям было предложено оформить пригласительный билет на спектакль конкретного содержания.

Данные, полученные в ходе диагностики  свидетельствуют о том, что для детей 4-5 лет характерно неполное понимание литературного произведения. Они называют всех героев произведения, выделяют главного, объясняя свой выбор, опираясь на действия героя, оставляя без внимания его внутренний мир. Дети устанавливают внешние связи между отдельными фактами, при этом не видят глубинного смысла произведения. Могут объяснить мотивы поведения героев, ориентируясь главным образом на действие героев, не вникая в тонкости их переживаний.

Анализ  детских аппликаций показал, что  уровень сформированности технических  и изобразительных умений детей 4-5 лет низкий. Они пытаются отражать содержание произведения, но по поделке  сложно понять, о чем произведение, не понятно, кто главный герой, где  происходит действие, какой эпизод текста отражен. Дети не используют те средства выразительности, которые  позволяют максимально передать образ героев, не применяют технических  приемов, направленных на создание художественного  образа героя и передачу впечатления  от него.

На этапе  оформления пригласительного билета дети 4-5лет проявляли интерес к изготовлению приглашений только на начальных этапах: замысел содержания изображения, отбор необходимых изобразительных материалов. Но по причине не сформированности технических и изобразительных умений им не удалось проявить творчество, воплотить замысел. Они были не удовлетворены результатом своей деятельности.

Таким образом, для того чтобы дети могли проявлять оформительское творчество в аппликации в ходе организации театрализованных игр, необходимо, чтобы дети понимали содержание литературного произведения (по мотивам которого будет театрализованная постановка), чтобы у них были сформированы технические и изобразительные умения, позволяющие решать творческие задания. И еще одно условие – это постановка детей в активную позицию на этапе подготовки к театрализованной деятельности.

Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 25.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 189 с.
  3. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
  4. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. науч. трудов.- М., 1992. – С. 146-164.
  5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975. – 205с.
  6. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарки, 2009. – 349 с.

Информация о работе Особенности проявления оформительского творчества детей 4-5лет в театрализованных играх